Основные виды игр и их классификация
методическая разработка

Основные виды игр и их классификация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_vidy_igr_i_ih_klassifikatsiya.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Основные виды игр и их классификация

Слово «игра» прочно вошло в наш быт, в нашу культуру, оно не требует пояснений, поскольку обычно употребляется в контексте.

Слово «игра» происходит от старославянского игрь, играти. Существительное является общеславянским, образовавшимся на основе индоевропейского корня со значением «колебаться, двигаться». Исходное значение – «пение с пляской», современное значение – «развлекаться, забавляться» [10].

В ходе теоретического исследования были найдены следующие точки зрения на определение игры.

Психологический словарь определяет игру как «вид психической активности в условной обстановке, упражняющий психические и психофизиологические возможности индивида; форма жизнедеятельности на начальной стадии социализации личности. Детская игра связана с потребностями саморазвития, присвоения социального опыта. Игра – доступная ребенку сфера развития его произвольных действий, подчинения поведения заданным правилам, анализу ситуации и моделированию поведения» [5].

Толковый словарь русского языка дает следующее определение игры: « 1. Занятие, не связанное с трудом, служащее для развлечения, забавы, отдыха. Народные, детские игры. Подвижные игры.2. Комплект предметов для такого занятия. Продажа детских настольных игр. 3. Спортивное соревнование. 4. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений. Деловая игра [9].

С.Л. Рубинштейн пишет «Игра человека  – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность» [9].

По А. М. Горькому «Игра  – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» [3].

А.М. Бондаренко, А.И. Матусик предлагают свою дефиницию: «Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания» [1].

Л.С. Выготский дает свое определение « игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка [2].

По Д.В. Менджерицкой «Игра  – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений».

Итак, рассмотрев несколько определений, предложенных психологами и педагогами, мы выбрали в качестве основополагающей дефиницию А.М. Бондаренко, А.И. Матусик, которые утверждают, что «Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания» [1].

Мы считаем, что оно является наиболее развернутым, полнее отражает сущность понятия «игра» и дает более точное представление о природе данного явления.

Определив понятие игра, перейдем к рассмотрению основных ее видов.

Существует множество классификаций видов детских игр. В данном исследовании мы рассмотрим классификации А.И. Сорокиной и С.Л. Новоселовой. В отечественной педагогике в основе классификаций детских игр лежит степень самостоятельности и творчества дошкольников в игре.

В начале данного параграфа мы рассмотрим классификацию, представленную Сорокиной А.И.  Исследователь выделяет 2 класса игр:

1. Игры, инициатором которых выступает сам ребенок. Эти игры носят такие названия как самодеятельные, творческие. К данному классу относятся такие игры как: сюжетно-ролевые, игры-драматизации и строительно-конструктивные игры;

2. Игры, инициатором которых выступает взрослый (воспитатель). Педагог использует игры данного класса в образовательной и воспитательной целях. Эти игры так же называют игры с правилами. К ним относятся подвижные игры и дидактические игры [11].

1. Творческие игры  – это такие игры, в которых проявляются образы, содержащие в себе условное преобразование окружающего [12].

Творческая игра довольно широкое понятие, которое включает в себя: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры [6].

–  Творцами сюжетно-ролевых игр выступают сами дети при незначительном сопровождении взрослого. Детская самодеятельность выступает базисом сюжетно-ролевой игры. В некоторых источниках такие игры носят название творческие сюжетно-ролевые игры. Тем самым авторы подчеркивают, что дети творчески переосмысливают и воспроизводят в создаваемых образах те или иные явления [4].

Сюжетно-ролевую игру можно назвать главной игрой дошкольников. Именно данный вид детских игр занимает значительное место в их жизни. Высоко оценивая самодеятельные сюжетно-ролевые игры, Н.К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры  – это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед… Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело  – фантазия ребенка дополнит действительность. Тут важен самый процесс построения плана» [7].

Отечественный психолог Д.Б. Эльконин дает такую дефиницию творческой сюжетно-ролевой игре: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых» [14].

– игры-драматизации. В играх данного вида содержание, игровые действия зависят от сюжета и содержания выбранного литературного произведения. Особенность игр-драматизаций состоит в том, что дети согласно сюжету художественного произведения исполняют конкретные роли, воспроизводят события в том порядке, в котором они следуют в сказке или рассказе. Именно сказки являются основой для создания игр-драматизаций. Это связано с тем, что герои сказок характеризуются яркими, красочными образами. Поступки героев сказок «прозрачны» и понятны детям, действия четко меняют друг друга. Благодаря этим факторам дети легко драматизируют такие народные сказки как: «Репка», «Три медведя», «Колобок», «Теремок» и т.д. Игры-драматизации способствуют лучшему пониманию содержания художественного произведения. Педагог принимает активное участие в подготовке к игре. На основе содержания выбранного произведения с детьми обсуждается сюжет игры, происходит распределение ролей. Воспитатель задает вопросы, дает советы, повторно читает произведение, беседует с детьми о проведенной игре, тем самым помогает наиболее полно изобразить героев произведения [4].

–  строительно-конструктивные игры. Основное содержание строительной игры – это отражение окружающего мира в различных постройках и связанных с ними действиями. Сюжетно-ролевые и строительные игры имеют некоторое сходство: объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности. Также сюжетно-ролевые и строительные игры являются коллективными. Существует и отличие строительной игры от сюжетно-ролевой. В сюжетно-ролевой игре осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной игре дети знакомятся с конкретной деятельностью взрослых, с использованием техники и ее применением. Благодаря строительным играм дети овладевают способами строительства [4].

2. Игры с правилами

– дидактические игры. Для таких игр характерны все структурные элементы, присущие игровой деятельности детей: дидактическая задача, игровые действия, правила, результат. Наличие дидактической задачи свидетельствуют о том, что игры данного вида носят обучающий характер, направлены на развитие познавательной деятельности детей. Педагог определяет дидактическую задачу, которая отражает его обучающую деятельность. Игровая задача реализуется детьми в игровой деятельности. Дидактическая задача осуществляется посредством игровой задачи, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия лежат в основе дидактической игры. Согласно им строится сюжет игры. Игровым действиям необходимо учить. Благодаря этому условию игра становится обучающей и содержательной. В дидактической игре правила задаются педагогом. Они дают возможность воспитателю контролировать игру, процессы познавательной деятельности, поведение детей. Правила должны способствовать воспитанию положительных игровых и реальных отношений. По завершению игры необходимо подвести итог. Результат может быть представлен в подсчете баллов, в определении детей, выполнивших лучше игровое задание, установление команды, одержавшей победу и т.д. При этом очень важно похвалить каждого ребенка, независимо от того, добился он успеха или нет.

 Все дидактические игры можно разделить на три основные вида: 1. Игры с предметами и игрушками; 2. Игры с природным материалом; 3. Настольно-печатные игры [11].

–  подвижные игры. Назначение подвижных игр – физическое воспитание детей. Они способствуют развитию и совершенствованию движений. Также подвижные игры оказывают влияние на нервно-психическое развитие ребенка, на формирование важных качеств личности. Благодаря этим играм дети получают положительные эмоции. В играх данного вида развиваются такие качества как: воля, смелость, быстрота и др. Подвижные игры сплачивают детей, приносят им радость от преодоления трудностей и достижения маленьких побед. В основе подвижных игр лежат народные игры. Народные игры имеют следующие характеристики: ясность замысла, содержательность, простота и увлекательность. Организующую роль в подвижных играх играют правила, которые определяют ее ход, последовательность выполняемых действий, взаимоотношения между участниками игры и поведение конкретного ребенка. Правила направлены на подчинение цели и смыслу игры [4].

Ниже мы рассмотрим классификацию детских игр, предложенную С.Л. Новоселовой, которая выделяет 3 класса игр:

1.Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),– самостоятельные игры: игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные [8].

Таким образом, рассмотрев классификации видов игр, мы пришли к выводу о том, что в дошкольной педагогике выделяют следующие:

1.Творческие игры (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные, сюжетно-отобразительные, режиссерские, театрализованные);

2.Игры с правилами (дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-дидактические, досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные));

3.Народные игры.

В данном параграфе мы рассмотрели определения понятия «игра» таких авторов как: Семенов А.В., Еникеев М.И., Шведова Н.Ю., Рубинштейн С.Л., Горький А.М., Бондаренко А.М., Матусик А.И.; Выготский Л.С., Менджерицкая Д.В.

Список литературы

1.Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – 192с.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Л.С. Выготский.  – М., 1967. – 96 с.

3.Горький А.М. О молодежи  [Текст]: А.М. Горький. – М., 1949. –175с.

4.Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное

воспитание»/ Под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,

1978. – 416с.

5.Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст]:  М.И. Еникеев.  –  М., 2007. – 558с.

6. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст]: Методическое пособие / А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. –

М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.

7.Крупская Н.К. Педагогические сочинения [Текст]: Н.К. Крупская.–М., 1959, т. 6. – 472с.

8.Новоселова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника [Текст]: С.Л. Новоселова.  –  М., 1997. – 336 с.

9.Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии [Текст]: С.Л. Рубинштейн. – М., 2007. –713 с.

10.Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка [Текст]: А.В.Семенов Издательство «ЮНВЕС».  –  М., 2003г. –  704 с.

11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) [Текст]:

пособие для воспитателя дет. сада./ А.И. Сорокина.  – М.: Просвещение, 1982. – 96с.

12.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]: учеб. пособие/ А.П. Усова под ред. А.В. Запорожца. –  М., «Просвещение», 1976. – 96с.

13.Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов [Текст]: Н.Ю.Шведова / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова: Издательский центр «Азбуковник» – М., 2008. – 1166 с.

14.Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст]: Д.Б. Эльконин. – М., 1960 – 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

Доклад «Виды исследовательской деятельности и классификация экспериментов в ДОУ»

"Расскажи – и я забуду, Покажи- и я запомню, Дай попробовать- и я пойму». (Китайская пословица) ...

Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы.

Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы....

Семинар-практикум для коллег педагогов: ЭСТАФЕТА – ОСНОВНОЙ ВИД ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ, ЭФФЕКТИВНО РАЗВИВАЮЩИЙ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ.

Роль и значение игр-эстафет в развитии физических качеств и интереса к занятиям физической культурой у дошкольников....

"Особенности разных видов детских игр, их классификация."

Зачем нужна игра?Разные виды детских игр,их классификация....

«Виды игр и их классификация». Методическая копилка для педагогов.

laquo;Виды игр и их классификация»Методическая копилка для педагогов...