Основные виды игр и их классификация
методическая разработка
Основные виды игр и их классификация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_vidy_igr_i_ih_klassifikatsiya.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные виды игр и их классификация
Слово «игра» прочно вошло в наш быт, в нашу культуру, оно не требует пояснений, поскольку обычно употребляется в контексте.
Слово «игра» происходит от старославянского игрь, играти. Существительное является общеславянским, образовавшимся на основе индоевропейского корня со значением «колебаться, двигаться». Исходное значение – «пение с пляской», современное значение – «развлекаться, забавляться» [10].
В ходе теоретического исследования были найдены следующие точки зрения на определение игры.
Психологический словарь определяет игру как «вид психической активности в условной обстановке, упражняющий психические и психофизиологические возможности индивида; форма жизнедеятельности на начальной стадии социализации личности. Детская игра связана с потребностями саморазвития, присвоения социального опыта. Игра – доступная ребенку сфера развития его произвольных действий, подчинения поведения заданным правилам, анализу ситуации и моделированию поведения» [5].
Толковый словарь русского языка дает следующее определение игры: « 1. Занятие, не связанное с трудом, служащее для развлечения, забавы, отдыха. Народные, детские игры. Подвижные игры.2. Комплект предметов для такого занятия. Продажа детских настольных игр. 3. Спортивное соревнование. 4. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений. Деловая игра [9].
С.Л. Рубинштейн пишет «Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность» [9].
По А. М. Горькому «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» [3].
А.М. Бондаренко, А.И. Матусик предлагают свою дефиницию: «Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания» [1].
Л.С. Выготский дает свое определение « игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка [2].
По Д.В. Менджерицкой «Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений».
Итак, рассмотрев несколько определений, предложенных психологами и педагогами, мы выбрали в качестве основополагающей дефиницию А.М. Бондаренко, А.И. Матусик, которые утверждают, что «Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания» [1].
Мы считаем, что оно является наиболее развернутым, полнее отражает сущность понятия «игра» и дает более точное представление о природе данного явления.
Определив понятие игра, перейдем к рассмотрению основных ее видов.
Существует множество классификаций видов детских игр. В данном исследовании мы рассмотрим классификации А.И. Сорокиной и С.Л. Новоселовой. В отечественной педагогике в основе классификаций детских игр лежит степень самостоятельности и творчества дошкольников в игре.
В начале данного параграфа мы рассмотрим классификацию, представленную Сорокиной А.И. Исследователь выделяет 2 класса игр:
1. Игры, инициатором которых выступает сам ребенок. Эти игры носят такие названия как самодеятельные, творческие. К данному классу относятся такие игры как: сюжетно-ролевые, игры-драматизации и строительно-конструктивные игры;
2. Игры, инициатором которых выступает взрослый (воспитатель). Педагог использует игры данного класса в образовательной и воспитательной целях. Эти игры так же называют игры с правилами. К ним относятся подвижные игры и дидактические игры [11].
1. Творческие игры – это такие игры, в которых проявляются образы, содержащие в себе условное преобразование окружающего [12].
Творческая игра довольно широкое понятие, которое включает в себя: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры [6].
– Творцами сюжетно-ролевых игр выступают сами дети при незначительном сопровождении взрослого. Детская самодеятельность выступает базисом сюжетно-ролевой игры. В некоторых источниках такие игры носят название творческие сюжетно-ролевые игры. Тем самым авторы подчеркивают, что дети творчески переосмысливают и воспроизводят в создаваемых образах те или иные явления [4].
Сюжетно-ролевую игру можно назвать главной игрой дошкольников. Именно данный вид детских игр занимает значительное место в их жизни. Высоко оценивая самодеятельные сюжетно-ролевые игры, Н.К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед… Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело – фантазия ребенка дополнит действительность. Тут важен самый процесс построения плана» [7].
Отечественный психолог Д.Б. Эльконин дает такую дефиницию творческой сюжетно-ролевой игре: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых» [14].
– игры-драматизации. В играх данного вида содержание, игровые действия зависят от сюжета и содержания выбранного литературного произведения. Особенность игр-драматизаций состоит в том, что дети согласно сюжету художественного произведения исполняют конкретные роли, воспроизводят события в том порядке, в котором они следуют в сказке или рассказе. Именно сказки являются основой для создания игр-драматизаций. Это связано с тем, что герои сказок характеризуются яркими, красочными образами. Поступки героев сказок «прозрачны» и понятны детям, действия четко меняют друг друга. Благодаря этим факторам дети легко драматизируют такие народные сказки как: «Репка», «Три медведя», «Колобок», «Теремок» и т.д. Игры-драматизации способствуют лучшему пониманию содержания художественного произведения. Педагог принимает активное участие в подготовке к игре. На основе содержания выбранного произведения с детьми обсуждается сюжет игры, происходит распределение ролей. Воспитатель задает вопросы, дает советы, повторно читает произведение, беседует с детьми о проведенной игре, тем самым помогает наиболее полно изобразить героев произведения [4].
– строительно-конструктивные игры. Основное содержание строительной игры – это отражение окружающего мира в различных постройках и связанных с ними действиями. Сюжетно-ролевые и строительные игры имеют некоторое сходство: объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности. Также сюжетно-ролевые и строительные игры являются коллективными. Существует и отличие строительной игры от сюжетно-ролевой. В сюжетно-ролевой игре осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной игре дети знакомятся с конкретной деятельностью взрослых, с использованием техники и ее применением. Благодаря строительным играм дети овладевают способами строительства [4].
2. Игры с правилами
– дидактические игры. Для таких игр характерны все структурные элементы, присущие игровой деятельности детей: дидактическая задача, игровые действия, правила, результат. Наличие дидактической задачи свидетельствуют о том, что игры данного вида носят обучающий характер, направлены на развитие познавательной деятельности детей. Педагог определяет дидактическую задачу, которая отражает его обучающую деятельность. Игровая задача реализуется детьми в игровой деятельности. Дидактическая задача осуществляется посредством игровой задачи, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия лежат в основе дидактической игры. Согласно им строится сюжет игры. Игровым действиям необходимо учить. Благодаря этому условию игра становится обучающей и содержательной. В дидактической игре правила задаются педагогом. Они дают возможность воспитателю контролировать игру, процессы познавательной деятельности, поведение детей. Правила должны способствовать воспитанию положительных игровых и реальных отношений. По завершению игры необходимо подвести итог. Результат может быть представлен в подсчете баллов, в определении детей, выполнивших лучше игровое задание, установление команды, одержавшей победу и т.д. При этом очень важно похвалить каждого ребенка, независимо от того, добился он успеха или нет.
Все дидактические игры можно разделить на три основные вида: 1. Игры с предметами и игрушками; 2. Игры с природным материалом; 3. Настольно-печатные игры [11].
– подвижные игры. Назначение подвижных игр – физическое воспитание детей. Они способствуют развитию и совершенствованию движений. Также подвижные игры оказывают влияние на нервно-психическое развитие ребенка, на формирование важных качеств личности. Благодаря этим играм дети получают положительные эмоции. В играх данного вида развиваются такие качества как: воля, смелость, быстрота и др. Подвижные игры сплачивают детей, приносят им радость от преодоления трудностей и достижения маленьких побед. В основе подвижных игр лежат народные игры. Народные игры имеют следующие характеристики: ясность замысла, содержательность, простота и увлекательность. Организующую роль в подвижных играх играют правила, которые определяют ее ход, последовательность выполняемых действий, взаимоотношения между участниками игры и поведение конкретного ребенка. Правила направлены на подчинение цели и смыслу игры [4].
Ниже мы рассмотрим классификацию детских игр, предложенную С.Л. Новоселовой, которая выделяет 3 класса игр:
1.Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),– самостоятельные игры: игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); досуговые игры (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные [8].
Таким образом, рассмотрев классификации видов игр, мы пришли к выводу о том, что в дошкольной педагогике выделяют следующие:
1.Творческие игры (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, строительно-конструктивные, сюжетно-отобразительные, режиссерские, театрализованные);
2.Игры с правилами (дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-дидактические, досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные));
3.Народные игры.
В данном параграфе мы рассмотрели определения понятия «игра» таких авторов как: Семенов А.В., Еникеев М.И., Шведова Н.Ю., Рубинштейн С.Л., Горький А.М., Бондаренко А.М., Матусик А.И.; Выготский Л.С., Менджерицкая Д.В.
Список литературы
1.Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – 192с.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Л.С. Выготский. – М., 1967. – 96 с.
3.Горький А.М. О молодежи [Текст]: А.М. Горький. – М., 1949. –175с.
4.Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное
воспитание»/ Под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,
1978. – 416с.
5.Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст]: М.И. Еникеев. – М., 2007. – 558с.
6. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников [Текст]: Методическое пособие / А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. –
М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
7.Крупская Н.К. Педагогические сочинения [Текст]: Н.К. Крупская.–М., 1959, т. 6. – 472с.
8.Новоселова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника [Текст]: С.Л. Новоселова. – М., 1997. – 336 с.
9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]: С.Л. Рубинштейн. – М., 2007. –713 с.
10.Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка [Текст]: А.В.Семенов Издательство «ЮНВЕС». – М., 2003г. – 704 с.
11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы) [Текст]:
пособие для воспитателя дет. сада./ А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
12.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]: учеб. пособие/ А.П. Усова под ред. А.В. Запорожца. – М., «Просвещение», 1976. – 96с.
13.Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов [Текст]: Н.Ю.Шведова / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова: Издательский центр «Азбуковник» – М., 2008. – 1166 с.
14.Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст]: Д.Б. Эльконин. – М., 1960 – 384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту
В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...
Доклад «Виды исследовательской деятельности и классификация экспериментов в ДОУ»
"Расскажи – и я забуду, Покажи- и я запомню, Дай попробовать- и я пойму». (Китайская пословица) ...
Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы.
Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы....
"Особенности разных видов детских игр, их классификация."
Зачем нужна игра?Разные виды детских игр,их классификация....
Консультация "Виды игр и их классификация"
Выделить виды игр...
«Виды игр и их классификация». Методическая копилка для педагогов.
laquo;Виды игр и их классификация»Методическая копилка для педагогов...
Консультация для педагогов "Виды игр и их классификация"
Что такое игра и какие они бывают....