Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в подготовке детей к школе"
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей "Значение мелкой моторики в подготоке детей к школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_melkoy_motoriki_v_podgotovke_detey_k_shkole.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение мелкой моторики в подготовке детей к школе
Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Любая система дошкольного воспитания и обучения ориентирована на подготовку ребенка к школе. Многие родители ошибочно считают, что самое главное – научить ребенка читать, считать до поступления в школу.
На самом деле, это еще не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий ребенок, начиная обучаться в школе, снижает свои успехи. Ребенок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление, не может сосредоточиться на уроке, с трудом высказывается, невнимательно слушает учителя. Эти признаки говорят о том, что у ребенка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, мышление, память.
Одним из немаловажных факторов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Значимость развития мелкой моторики пальцев рук получила научное обоснование.
Исследователь в области детской руки М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определить по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выяснить степень соответствия возрастным нормам, требованиям и «стандартам», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдёт в школу, – это развитие точных движений, или, как их ещё называют, мелкой моторики.
Письмо – двигательный акт, где тонический фон пишущей руки, вибрация мышц предплечья, запястья, пальцев рук очень ритмичны и монотонны, при осуществлении округлости движения, его ритмического рисунка. Подготовка детей к овладению графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, а уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:
1.косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
2.готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики при подготовке детей к школе
Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение...
Консультация для родителей "Роль семьи в подготовке детей к школе".
Данная консультация предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы.Помимо основного материала,представлены игры ,упражнения,задания для подготовки детей к школе дома....
"Развитие мелкой моторики при подготовке детей подготовительной группы к письму"
Научно методическая разработка о выявление практической значимости и путей улучшения развития мелкой моторики у старших дошкольников....
Консультация для родителей: «Словесные игры для подготовке детей к школе"
Чтобы ребенок хотел учиться в школе, необходимо развивать у него познвательную активность....
Консультация для родителей: «Роль игры при подготовке детей к школе»
Даны рекомендаци для родителей перед поступлением детейв школу. Описываются требования предъявляемые школой к ребенку . Выделяются причины школьной дезадаптации....
Консультация для родителей "Словесные игры при подготовке детей к школе
Готовим детей к школе....
Конспект занятия «Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе»
Цель: способствовать укреплению мелкой моторики детей при подготовке их к школе посредством использования нетрадиционных технологий.Задачи:· Закреплять ...