Научим малышей различать время суток в игровой форме.
консультация (младшая группа)
Время -- очень сложное для детей понятие. Он абстрактное, его невозможно потрогать и попробовать на вкус. Взрослые постоянно говорят о времени: "мама придет в 8", "смотреть мультик можн 15 минут", "обедать пойдем через полчаса".
Ребенка необходимо знакомить с единицами измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц год), ведь так ему будет проще дождаться с работы маму или выдержать занятия с логопедом.
Рассказывать о времени нужно, продвигаясь по четкой схеме: от простого к сложному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchim_malyshey_razlichat_vremya_sutok_v_igrovoy_forme.docx | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Научим малышей различать время суток в игровой форме.
Время — очень сложное для детей понятие. Оно абстрактное, его невозможно потрогать и попробовать на вкус. Взрослые постоянно говорят о времени: «мама придёт в 8», «смотреть мультик можно 15 минут», «обедать пойдём через полчаса».
Ребёнка необходимо знакомить с единицами измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), ведь так ему будет проще дождаться с работы маму или выдержать занятие с логопедом.
Рассказывать о времени нужно, продвигаясь по чёткой схеме: от простого к сложному.
Начинайте не раньше 2-3 лет
В 2-3 года учите малыша ориентироваться в частях суток, различать и называть утро, вечер, день, ночь.
Определять эти промежутки проще по характерным для них видам деятельности и внешним признакам. Так, утром мы просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, ночью — спим. Для каждого времени суток у нас есть приветствия или слова прощания: доброе утро, спокойной ночи. Расскажите про восход солнца и луны.
Действуйте через личный опыт ребёнка
Насыщайте части суток существенными признаками детской активности, максимально приближенной к его личному опыту. Обращайте внимание на части суток в повседневной жизни: «Пришёл вечер, мы принимаем ванну и готовимся ко сну», «Наступает ночь, а ночью все люди отдыхают. И мы ложимся спать» и тому подобное.
Рассматривайте и читайте книгу Вольта Суслова «Часы». А затем закрепляйте эти знания в игре «Подскажи словечко». Начинайте предложения, которые малыш должен завершить. Например, «Обедаем мы днём, а ужинаем — …»
Другая полезная игра — «Когда это бывает?»: используйте готовые картинки с частями суток или сфотографируйте разные рутинные дела. Покажите их ребенку, спросите, что он делает на фотографиях, когда это происходит. Пусть разложит фотографии по порядку.
Расширяйте представление о частях суток и их последовательности с 3-4 лет
На этом этапе важно научить ребёнка определять последовательность частей суток с разных точек отсчёта. Для этого задавайте вопросы: «Что наступит после утра? Что делают дети днём?... Закончилась ночь. Что наступит после ночи?» и тому подобное.
Для того чтобы малыш понимал такие свойства времени, как текучесть и непрерывность, предлагайте ему разложить карточки с изображением частей суток так, чтобы они начинались с дня, вечера или ночи (но не с утра).
Используйте стихотворения о частях суток, отмечайте характерные особенности, которые можно увидеть в природе. Для этого отлично подойдёт «Ночная книга» Ротраут Сюзанны Бернер. Закрепляйте знания в игре «Назови соседей». Вы говорите «день», а ребенок — «утро» и «вечер» и так далее.
Чувство времени можно развивать с 5-6 лет
В 5-6 лет подводите детей к понятию «сутки». Рассказывайте о том, что одни сутки образуют утро, день, вечер и ночь. В этом же возрасте уже пора развивать чувство времени, то есть умение отличать длительность временных интервалов (1 и 3 минуты).
Во время сборов на прогулку используйте песочные часы, они привлекают внимание детей и способствуют развитию чувства времени. Предложите одеться, пока песчинки пересыпаются в нижний отсек часов. Легко ли это сделать за три минуты? А сможет ли одеться за три минуты папа?
Поиграйте в «Молчанку». Предложите помолчать минуту (засеките на телефоне или песочных часах). После игры поинтересуйтесь, легко ли было молчать. Показалась ли минута медленной или быстрой?
Читайте книжки, которые наглядно рассказывают о часах и времени: «Воплощение времени» Натальи Сапунковой, «Часы — часики» Эльмиры Котляр, «Который час?» Вольта Суслова, «Часы с кукушкой» Софьи Прокофьевой. По последней книжке снят мультфильм, который тоже полезно посмотреть и обсудить с дошкольником.
В 6-7 лет продолжайте развивать чувство времени
Детям очень нравится игра «Угадай, чей голосок?». Найдите аудиозаписи голоса петуха (живые часы), боя курантов на Спасской башне (Красная площадь), тиканья часов/будильника, голоса кукушки (часы с кукушкой), боя маятника (напольные часы) и звонка будильника. Пусть он послушает отрывки и угадает, какие часы их издают.
Еще одна полезная игра — «Какой? Какие? Какая?». Взрослый задаёт вопрос: «На стене висят часы (какие?)» — Ребёнок отвечает: «Настенные». Аналогично: «На полу стоят часы (какие?)», «Из песка созданы часы (какие?)», «В кармане лежат часы (какие?)».
Проверьте, понимает ли ваш ребёнок смысл этих крылатых выражений: «счастливые часов не наблюдают», «делу — время, потехе — час», «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «время дороже золота», «время ни за какие деньги не купишь».
Советы от педагога-психолога Светланы Пятницкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить малышей различать цвета.
Рекомендации для родителей, как обучить ребенка различать цвета....
Консультация для родителей “Как научить ребенка различать времена года”
Как научить ребенка различать времена годаЧем старше ребенок становится, тем больше вопросов задает. Его интересуют не только окружающие предметы, но и абстрактные понятия, такие, как времена года и м...
Консультация на тему: «Как научить ребенка играть в шашки в игровой форме»
Шашки - игра, которая тренирует внимательность, прививает усидчивость, и нацеленность на попеду. Из этой консультации Вы узнаете о пользе и правилах игры, а также как научить ребенка играть в шашки в ...
Консультация для родителей "Как научить ребёнка определять время суток?
Консультация для родителей в средней группе "Как научить ребенка определять время суток"...
ФЭМП занятие для 2 младшей группы. Сравнение групп предметов. Умение различать и называть время суток: день, ночь.
Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами столько —сколько, больше—меньше.• Закреплять умение различать и называть части суток:...
Как в игровой форме научить ребенка определять время по часам
Интересная информация для родителей, как научить ребенка определять время....
Статья "Как научить ребенка различать времена года"
Данная статья содержит рекомендации родителям по объяснению для ребёнка, что такое времена года, их последовательность и признаки....