Родительское собрание «На пути к школе» или «Ваш ребенок – ученик»
методическая разработка

Лаптева Ирина Анатольевна

Цель Цель собрания – это расширение контакта между педагогами и родителями, организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи:

-активное вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;

-повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе.

Ход собрания:

1. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы  очень рады, что вы нашли время посетить нашу встречу!

Итак, мы стоим с вами на "Берегу ожидания" Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А будет ли готов мой ребенок к школе? Как он будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе?

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением. (Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Научусь читать - буду читать маленькой сестренке»). Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний умений и навыков ему трудно будет в школе. Поэтому рекомендуется сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней. Для этого можно использовать разнообразные методы, средства: совместное чтение, совместное обустройство уголка школьника  

(стол, шкаф для книг и т.д.) просмотр фильмов и телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением, рассказы о своей школьной жизни и т.д

Следующий компонент психологической готовности к школе эмоционально-волевая готовность, которая требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Она предполагает радостное ожидание начала обучения, развитые нравственные, эстетические чувства, сформированные свойства личности (сочувствие, переживание). Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением. Можно развивать волю ребенка и дома, давая детям разные (вначале несложные) задания. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности геометрические фигуры под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. ( дать графический диктант родителям)

Следующим компонентом психологической готовности ребенка к школе называют интеллектуальную готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе.

Прежде всего, это уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. От сформированности этих процессов будет зависеть будет ли школьник решать задачи, запоминать стихи, писать диктанты и изложения.

Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.

Поэтому именно развитие психических процессов будет фундаментом для дальнейшей учебной деятельности. В детском саду дети развиваются на занятиях, играя в дидактические игры, рисуя и т.д., Как вы можете помочь в развитии своему ребенку. Например, когда вы идете из детского сада домой, обсудите с ребенком состояние погоды, обращайте внимание на окружающий мир. Родители могут сами проверить, как ребенок умеет думать на некоторых заданиях.  Читайте ребенку, если даже он сам умеет читать, т.к. не одно и то же прочитать самому или воспринимать информацию на слух. Слуховая память ребенка в школе будет очень кстати. Учите ребенка пересказывать. Познавая с вами окружающий мир, ребенок учится мыслить, анализировать явления, обобщать, делать выводы.

Следующим показателем готовности к школе является социальная готовность. Не менее, важное условие - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.

Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.

К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:

• умение слушать собеседника, не перебивая его;

• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей. И еще очень важный момент - то, как вы реагируете на своего ребенка, каким вы его видите, как оцениваете его успехи и неудачи. Детям, как воздух, просто необходима уверенность в том, что вы в него верите, что вы уверенны в его возможностях. Это дает сильный толчок для формирования самоуверенности, самоуважения. В дальнейшем ребенку это пригодится для самоутверждения в школе. Поэтому чаще хвалите ребенка за какой-нибудь даже очень маленький положительный момент в его деятельности. При неудачах не ругайте его, не говорите, какой он бестолковый, он это и сам чувствует. Ребенка надо поддержать: «У тебя сейчас не получилось, но, если ты попробуешь еще раз, то все получиться. Я в этом уверен». (Предложить похвалить своего ребенка)

Для успешного обучения в школе ребенку необходима физическая готовность ребенка. Это:

- хорошее состояние здоровья;

- достаточный уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.);

- достаточный уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек;

- закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям;

- хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Происходит это не только потому, что они контактируют с большим количеством других ребят, но и из-за того, что именно в этот период, детский организм начинает перестраиваться на новый лад. Что влияет на такое состояние- увеличение нагрузки, новый режим дня, умственное и эмоциональное напряжение. Из выше сказанного можно сделать вывод, что физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ   

Родителям предложили в течение года создать альбом по окружающему миру на примере мини проекта "Зачем ежику иголки" 

По результатам освоения образовательной программы на первое полугодие воспитателями  были даны рекомендации родителям по воспитанию и развитию детей. Воспитатели обратили внимание на необходимость чтения с детьми детской литературы разных жанров, бесед с детьми об окружающем мире, о закреплении математических знаний и развитии  речи в форме игр и заданий. Воспитатели посоветовали играть с детьми в развивающие игры, шахматы, шашки, привлекать ребенка к посильному труду, развивать физические навыки. Также родителям напомнили о нормах одежды детей, сменной одежды; о необходимости передачи детей утром лично воспитателю, о правилах вечернего ухода детей домой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_puti_k_shkole.pptx959.57 КБ
Файл zachem_ezhiku_igolki.pptx2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«На пути к школе» или «Ваш ребенок – ученик»

Слайд 2

Портрет первоклассника, не готового к школьному обучению: - импульсивность, бесконтрольное поведение, преобладание «хочу» над «можно», - чрезмерная игривость, крикливость, - трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса), - неумение общаться со сверстниками, - неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше), - низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделять сходство, различие, - плохое развитие мелкой моторики рук, - недостаточное развитие произвольной памяти, - задержка речевого развития.

Слайд 3

Готовность к школе: Физиологическая Психологическая Педагогическая

Слайд 4

Компоненты психологической готовности к школе: 1)Мотивационная готовность • желание учиться, получать знания • это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные) • определенный уровень развития мышления, памяти, внимания 2) Эмоционально – волевая готовность: умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания.

Слайд 5

3) Интеллектуальная готовность это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных процессов (внимания, память, мышления, воображение, речь, умение анализировать и сравнивать) и школьно-значимых психофизиологических функций (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы рук). 4 ) Коммуникативная и Социальная готовность : умение устанавливать контакт с учителем , сохранение чувства дистанции, умение "влиться" в детский коллектив. 5) Физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе .

Слайд 6

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. 1.Физическое здоровье. 2.Развитый интеллект. 3.Умение общаться со сверстниками и взрослыми. 4.Выносливость и работоспособность. 5.Умение считать и читать. 6.Аккуратность и дисциплинированность. 7.Хорошая память и внимание. 8.Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Слайд 7

Речевое развитие: ребенок, поступающий в школу, должен: • правильно произносить все звуки; • различать и называть слова с определенным звуком; • уметь определять место звука в слове (начало — середина — конец); • делить слова на слоги; • составлять слова из слогов; • иметь представление о предложении; • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже; • подбирать синонимы, антонимы; • использовать разные способы образования слов; • пересказывать знакомые сказки и рассказы; • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зачем ежу иголки

Слайд 2

1 . Спросить у взрослых и сверстников Возможно, собирать запасы

Слайд 3

Иголки нужны, чтобы защищаться Иголки нужны для красоты

Слайд 4

2.Найти Информацию в других источниках

Слайд 5

3. Рассказать окружающим

Слайд 6

4.Сделать вывод. Иглы - главная защита ежа. Зубы у него слабые. Если ежу угрожает опасность, он сворачивается клубком. Ни один враг не осмелится укусить этот колючий клубок. Возможно, ёжу нужны колючки, чтобы делать запасы на зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание " На пути к школе"

Ход проведения собрания по данной теме...

Консультация для родителей или родительское собрание "На пути к школе".

Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспеч...

Родительское собрание «На пути к школе» (ток-шоу)

Родительское собрание по теме: «На пути к школе» (ток-шоу)Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию у дошкольников через игровую деятельность самостоятельности и и...

Конспект родительского собрания "На пути к школе"

Конспект родительского собрания в подготовительной группе...

Родительское собрание «На пути к школе»

      Формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процес...

Родительское собрание "На пути к школе"

Семейный клуб для родителей...