Родительское собрание «На пути к школе» (ток-шоу)
материал (подготовительная группа) на тему
Родительское собрание по теме: «На пути к школе» (ток-шоу)
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию у дошкольников через игровую деятельность самостоятельности и инициативности, обуславливающих готовность ребёнка к школе и благополучную адаптацию в начале школьного обучения.
В материалах представлены рекомендации родителям и примеры ситуаций для рассмотрения в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_puti_k_shkole.docx | 24.09 КБ |
pamyatki.docx | 14.62 КБ |
situatsii_roditelyam.docx | 12.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
по теме: «На пути к школе» (ток-шоу)
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию у дошкольников через игровую деятельность самостоятельности и инициативности, обуславливающих готовность ребёнка к школе и благополучную адаптацию в начале школьного обучения.
Слово предоставляется заведующей детского сада № 6 Линниковой Людмиле Алексеевне.
Ведущий:Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, который волнует всех родителей будущих первоклашек: «Что значит ребёнок готов к школе?». К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать.Желая создать основу для школьных успехов, они водят ребёнка в школу раннего развития или занимаются с ним дома по программе первого класса. Безусловно, такая подготовка к школе просто необходима, но её недостаточно для успешного обучения в образовательном учреждении.
В начале школьной жизни у ребёнка чаще всего возникают трудности. Как Вы думаете какие?
Предположительные ответы родителей:
- ребёнок нестарателен;
- не хочет выполнять домашние задания;
- не усидчив, быстро утомляется;
- не умеет читать, писать;
- возникают проблемы с самообслуживанием (неаккуратен, не завязывает шнурки и т. д.);
- не устанавливает причинно-следственные связи;
- трудности с логическим мышлением;
- проявляет мало инициативы, имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
Ведущий: вы назвали те трудности, с которыми, действительно, сталкиваются дети, придя в школу. Предлагаю вам объединиться в три группы и разобрать трудности, которые касаются нашей группы в данный момент.
Предлагаю вам рассмотреть данные проблемы в виде жизненных ситуаций с точки зрения родителей, воспитателей и учителя начальных классов и предложить способы преодоления этих трудностей.
Родители высказывают свое мнение по поводу данных проблем с разных точек зрения, предлагают свои решения.
Привитие инициативы выбирать безопасные подвижные игры.
Ведущий: Прогулки всегда приносят огромную радость детям.
Но омрачить радость детей и родителей могут распространенные травмы, возникающие при несоблюдении элементарных правил безопасности.
Родители зачитывают ситуацию, озвучивают 3 точки зрения на неё, затем предлагают способы её решения с позиции родителей.
Ведущий может дополнить сказанное: Если дети придумывают небезопасные подвижные игры, необходимо наглядно показать им последствия через фото, видео, картинки или сюжетно-ролевую игру.
Детям нравится сочинять и обыгрывать собственные игры. Предложите ребенку сочинить подвижную игру, где будут соблюдены определенные, перечисленные вами, правила безопасности.
Развитие самостоятельности и инициативности через игры на логическое мышление.
Ведущий: К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Отмечу, что сегодня в начальной школе преобладают развивающие системы обучения: Занкова, Эльконина-Давыдова, Школа 21века… В них ведущая роль отводится развитию логического мышления. Эта же линия развития школьников продолжается и в среднем звене.
Родители зачитывают ситуацию, озвучивают 3 точки зрения на неё, затем предлагают способы её решения с позиции родителей.
Ведущий может дополнить сказанное: Взрослый должен помогать ребенку, осмысливать события и явления, искать их причины и следствия. Например, с помощью таких вопросов:
- Почему осенью люди теплее одеваются?
- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Почему зайца трудно увидеть на снегу?
Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, телепередач.
Полезным упражнением для развития мышления и для знакомства с признаками предметов могут стать загадки.
Ребенок старшего дошкольного возраста может делать простые умозаключения. Эту способность можно развивать при помощи специальных заданий и упражнений. Можно предложить подумать, что хорошее и плохое существует в различных явлениях. Например, когда идет дождь, он питает все растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, замерзнуть и простудиться.
Ребенок дошкольного возраста должен познакомиться с противоположными по значению понятиями. Можно предложить поиграть в игру «Скажи наоборот»: большой – маленький, зима – лето, длинный – короткий, высокий – низкий, левый – правый…
Необходимо научить ребенка классифицировать предметы, то есть находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. Предложите ребенку картинки с изображением моркови, капусты, стула, стола, помидора, огурца, кресла, голубя, воробья, цапли, шкафа, пингвина. Дайте задание: «Перед тобой лежат карточки с изображением предметов. Посмотри на них внимательно. На какие группы ты бы мог распределить эти предметы? Назови каждую группу одним словом». Обязательно проверьте правильность проведенной классификации (овощи, мебель, птицы).
Игра «Четвертый лишний». Игра позволяет объединять предметы в группу по существенному признаку и выделять лишний. Предложите ребенку карточки с изображением предметов: банан, яблоко, груша, морковь. Дайте задание: «Найди лишний предмет. Объясни, почему он не подходит. Назови остальные предметы одним словом». Лишним предметом будет морковь, потому что - это овощ, а остальные – фрукты.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, находить признаки сходства и различия. Можно предложить ребенку среди нескольких игрушек или предметов отыскать предмет, отличающийся от других. Попросить объяснить, чем отличается предмет.
Игра «Волшебный мешочек». В полотняный мешочек положите несколько мелких вещей: 2 кубика, пуговицу, резиновую игрушку, ложку. Попросите ребенка на ощупь определить, что это за вещи. Пусть он опишет и назовет их. Есть ли среди предложенных предметов одинаковые?
При выполнении заданий обращайте внимание на развитие речи вашего ребенка: важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор. Если ребенок испытывает трудности при выполнении задания, помогите ему объясните задание, проверьте правильность его выполнения. Помните, что в старшем дошкольном возрасте длительность занятия не должна превышать 25 – 30 минут.
Привитие желания быть старательными и внимательными через сюжетно-ролевую игру.
Ведущий: Дети дошкольного возраста хоть и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное - остаётся преобладающим на протяжении всего дошкольного детства.
Существует ряд причин, которые усиливают возможность ребёнка быть рассеянным. Первая причина касается здоровья дошкольника. Рассеянность может быть следствием нарушения правильного дыхания, а значит и снабжения мозга кислородом. Аденоиды (полипы), образовавшиеся в носоглотке, разрастаясь, затрудняют дыхание через нос. Ребёнок дышит ртом, и это пагубно сказывается на его работоспособности. Удаление аденоидов ликвидирует постоянную сонливость ребёнка, а с ней и его рассеянность.
Второй причиной является лёгкое и быстро проявляющееся утомление детей. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на «падающие» на них раздражители. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п. Такое изобилие впечатлений не даёт ребёнку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни.
И третья причина рассеянности – неправильное воспитание ребёнка в семье. Освобождение ребёнка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребёнка.
Родители зачитывают ситуацию, озвучивают 3 точки зрения на неё, затем предлагают способы её решения с позиции родителей.
Ведущий может дополнить сказанное: Можно играть дома в сюжетно-ролевую игру «Школа», в которой ребёнок может быть учеником, а мама – учителем. Или же ребёнок – ученик, а мама – посредник, который получает задания от учителя.
Ведущий: Спасибо за ваши ответы, а мы, как воспитатели, хотели бы предложить вам памятки, в которых написаны рекомендации по подготовке детей к школе, но необходимо помнить, что все это необходимо развивать через игру.
Рефлексия.
Каждая команда с помощью рисунка должна выразить своё мнение или настроение по поводу данного родительского собрания, с пояснением смысла рисунка.
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям будущих первоклассников.
- Как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка самостоятельность. Ребенок должен уметь при необходимости оставаться дома один. Научите его соблюдать основные принципы безопасности.
- Владение навыками самообслуживания так же необходимо ребенку в школе: он должен уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д.
- У ребенка должна быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
- Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Давайте ребенку возможность попрактиковаться в установлении новых контактов.
- В школе ребенок нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи?
- Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда его критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы ребенок понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка, тогда на замечание учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
- Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.
- В выполнении любого дела не позволяйте останавливаться на середине. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.
- Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что кричать и бегать можно в определенное время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
- С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.
- Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!
- Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что такое времяпрепровождение являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, расторможенность, перевозбуждение и раздражительность.
- Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. От этого зависит здоровье Вашего ребенка, правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.
Предварительный просмотр:
Рассмотрите данную ситуацию с точки зрения родителя, воспитателя и учителя начальных классов. Что вы посоветуете маме Кати? (Развитие самостоятельности и инициативности через игры на логическое мышление.)
Катя с мамой решают логические задачи в развивающей книге. Девочке с трудом даются задания, мама несколько раз объяснила дочке, как решить задачу, но Катя никак не понимает, что нужно сделать. Не выдержав, мама сама решила задачу, устно проговорив ее решение дочери, а Катя лишь молча, кивала в ответ. Таким образом, мама и дочь разобрали все задания из книги.
__________________________________________________________________
Рассмотрите данную ситуацию с точки зрения родителя, воспитателя и учителя начальных классов. Что вы посоветуете маме Лёши? (Привитие желания быть старательными и внимательными через сюжетно-ролевую игру.)
Леша из подготовительной группы способный мальчик, но работая в прописях, пользуется стирательной резинкой, не внимательно слушает задание по выполнению работы, из-за чего часто ошибается и делает помарки. Мальчику необходима дополнительная работа дома, но мама Леши утверждает, что не может никакими способами усадить ребенка дома за работу в прописи.
________________________________________________________________
Рассмотрите данную ситуацию с точки зрения родителя, воспитателя и учителя начальных классов. Что могут предпринять родители в данной ситуации? (Привитие инициативы выбирать безопасные подвижные игры.)
На прогулке в детском саду мальчики организуют игру «толкушки». Суть игры заключается в следующем: ребята разгоняются и толкают друг друга, после чего падают на землю. Воспитатель делает замечания детям, объясняет, что на участке присутствуют металлические конструкции, упав на которые можно получить травму. Ребята прекращают игру, но на следующих прогулках снова затевают «толкушки», сказав, что дома со своими братьями или же друзьями во дворе играют в нее и мама им не делает никаких замечаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание " На пути к школе"
Ход проведения собрания по данной теме...
Консультация для родителей или родительское собрание "На пути к школе".
Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспеч...
Родительское собрание "На пути к школе".
Родительское собрание....
Конспект родительского собрания "На пути к школе"
Конспект родительского собрания в подготовительной группе...
Родительское собрание «На пути к школе»
Формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процес...
Родительское собрание "На пути к школе"
Семейный клуб для родителей...
Родительское собрание «На пути к школе».
Родительское собрание«На пути к школе»....