Доклад тема: Применение палочек Кюизенера в домашнем обучении с детьми, не посещающими ДОО
материал
Применение палочек Кюизенера в домашнем обучении с детьми, не посещающими ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar_kyuizenera.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОО «Детский сад№10 «Малышок» ст.Дондуковской»
Доклад
тема: Применение палочек Кюизенера в домашнем обучении с детьми, не посещающими ДОО
Подготовила :
Ст.воспитатель
Кавунова Е.А
2024г.
Применение палочек Кюизенера в домашнем обучении с детьми, не посещающими ДОО
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада нашей очередной встрече.
Тема моего доклада: Применение палочек Кюизенера в домашнем обучении с детьми, не посещающими ДОО
Одной из важнейших целей государства последних десятилетий является повышение доступности дошкольного образования. Однако есть дети, не посещающие детский сад по ряду причин. Особенно это касается детей раннего возраста от 1,5 до 8 лет. В связи с этим у родителей, в частности у молодых матерей и отцов, возникают вопросы, связанные с развитием, обучением и воспитанием малыша. Сложности родителей в воспитании детей раннего возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Конечно, мы не умаляем значение СМИ, Интернет-ресурсов, методических пособий и литературы в решении проблем недостатка знаний по вопросам воспитания и развития. Однако более качественную, полную, структурированную информацию на доступном языке родители могут получить у специалистов, непосредственно взаимодействующих с детьми. Этим и обусловлена необходимость Консультационного Центра на базе нашего детского сада. Консультационный центр (в дальнейшем по тексту КЦ) на базе дошкольного образовательного учреждения является одной из форм оказания ранней помощи родителям с детьми от 1,5 до 8 лет, не посещающими детский сад.
Рано или поздно, но все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не теряя времени даром, начинают заниматься со своим ребенком с самого нежного возраста.
Самое первое, с чего, как правило, начинают родители, обучая ребенка счету, это просто ставят задачу запомнить цифры и научиться считать от одного до десяти. Малыши обычно легко с этим справляются, особенно если занятия проводятся в игровой форме или, по крайней мере, не навязчиво, «по пути». Однако, запомнив цифры и даже научившись считать до десяти, часто не приходит осознания не только «количества», но и других простых математических понятий.
Маленький ребенок – это исследователь, который с радостью познает мир. Задача родителей – помочь ему развить свое стремление к обучению и удовлетворить потребность в активной умственной деятельности, дать толчок для развития интеллекта.
Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле. Один из самых удачных вариантов – это развивающие пособия для детей: кубики Дьенеша и палочки Кюизенера .
Джордж Кюизенер бельгийский педагог. Одним из его изобретений был набор цветных деревянных (пластмассовых) палочек. Кюизенер использовал их при обучении арифметике.
Хотя палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, приучают к порядку.
Палочки Кюизенера просты и понятны, работу с ними малыши воспринимают как игру.
Данные развивающие пособия разработаны для того, чтобы развивать у детей способность самостоятельно, независимо от старших, решать задачи разнообразных направлений. Также развивается способность к познавательной и творческой активности. Дети осваивают такие категории, как сравнение, уравнение, счет. Изучают эталоны: формы, цвета, , размер, толщина.
Они позволяют, «через руки» ребенка, сформировать понятия «длиннее – короче», «между», понятие числовой последовательности, состава числа. Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.
Наборы Кюизенера не предполагают ограничений по возрасту: если ребенку интересно играть с брусочками, то он может делать это как в год, так и в семь лет. Но не стоит пытаться проводить занятия с совсем маленьким ребенком, лучше начинать обучение примерно с трех лет.
На первых порах малыш будет использовать набор в качестве игрового материала. Играем с палочками Кюинезера, перебирая их, создавая простые сооружения – домики, пирамидки, выкладывая узоры и лабиринты. В процессе таких незамысловатых действий внимание концентрируется на конкретных образах, возникающих у ребенка, но наравне с этим происходит и знакомство с качественными характеристиками самих палочек: формой, материалом и цветом. Уже тогда дети осознают, что некоторые детали набора короче, некоторые – одной длины, есть элементы одинаковых цветов, а есть похожие, так как цветовая гамма брусочков отличается тонами.
Приступая к непосредственному обучению, важно начать с понятных и интересных упражнений, чтобы не перегружать ребенка. Например, хорошо пойдет конструирование из палочек Кюизенер
Предлагаю вашему вниманию игры , которые можно использовать в домашних условиях .
-Откройте коробку, из чего состоит комплект?
-Разложите палочки по цвету: сколько цветов присутствует в комплекте?
Комплект состоит из пластмассовых призм десяти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм, является кубиком.
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером.
Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине.
Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум (2;4;8) "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем (3;6;9); числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета (5;10). Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число (1) , оно закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".
Можно начать с того, что просто посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам, а потом – по длине. Повыкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать!
Игра «Найди такую же»(покажи палочку такого же цвета как у меня).
Игра «Строим дорожки»(учить группировать предметы по цвету)-построить дорожку красного цвета (3 палочки) и голубого(3 палочки), какая длиннее дорожка, короче? Построить самостоятельно дорожку.
Игра «Коврик для кошечки»(закреплять знания о цвете и длине)-найдите палочки желтого цвета, положите их рядом, одну под другой, у нас получился коврик для кошечки)
Игра «Лесенка для зайки».
Игра «Поезд»(построить поезд, палочки-это вагончики: (3 шт.) голубая, красная, желтая).
Игра «Построим забор»(спрячь собачку за забором: палочки должны быть одного цвета(розовые), высоты или чередовать)
С каждым годом задания усложняются(геометрические фигуры).
Игра “Составь картинку”- составить из палочек изображение(каждому предлагается картинка с изображением).
Можно рассказать детям сказки, используя палочки, например «Теремок». Вы замечали, что герои появляются в сказке строго от меньшего к большему. Выстройте теремок из палочек, подберите героев и расскажите сказку, используя палочки. Такая сказка, рассказанная с использованием этого пособия, выполняет сразу две задачи:
- развивает ассоциативное мышление, ведь мы играем с предметами-заместителями;
- учим сравнивать "больше-меньше", складываем "лесенку".
Игры и занятия с детьми 3 - 5 лет (примеры игр)
Игра «У кого больше»
Цель. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
Материал. Цветные счетные палочки: 3 желтые и 3 красные.
Описание: мама предлагает ребенку выложить из палочек треугольники
Вопросы
– Какого цвета треугольники?
– Какого цвета треугольник большой? Какого цвета маленький?
– Какие треугольники по величине?
– Почему получились разные треугольники?
Игра «Строительство домов»
Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
Описание: Мама предлагает ребенку отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.
Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.
Вопросы и задания
– Что получилось? (Дом.)
– С одной стороны дома построй большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
– Сколько всего домов?
– Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?
– Между какими домами расположен голубой дом?
– Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?
– Сколько всего окон?
– Какие окна по величине?
Игры и занятия с детьми 5–7 лет с цветными палочками
Игра «Сделай фигуру»
Цель. Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 9 красных, 1 желтая.
Описание:
Вопросы и задания
– Отсчитай три красные палочки и сделайте из них треугольник.
– Отсчитай четыре красные палочки и сделайте из них четырехугольник.
– Из четырех палочек голубого цвета сделай ромб.
– Из остальных палочек сделай трапецию.
– Сколько всего фигур?
– Который по счету прямоугольник?
– Как можно назвать одним словом ромб, трапецию, прямоугольник?
– Назови четвертую фигуру. Назови первую фигуру.
– Какое число обозначает голубой цвет?
– Из каких палочек состоит трапеция? Какие они по длине?
Игровых упражнений очень много. Это лишь несколько примеров из них.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся доказывать, рассуждать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит».
Играйте и занимайтесь с удовольствием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД Тема: «Влияние дидактических игр в обучении детей основам математики»
ДОКЛАД Тема: «Влияние дидактических игр в обучении детей основам математики»...
Узнаём играя! Материал для домашнего обучения.2 неделя дистанционного обучения тема радуются солнышку птицы и насекомые
2 неделя дистанционного обучения.Тема "Радуются солнышку птицы и насекомые"Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Веселая гусеница»https://yandex.ru/efir?stream_id=4e582...
Узнаём играя! Материал для домашнего обучения 3 неделя дистанционного обучения. Тема Волшебница вода. Реки Весной
Познавательное развитие. Экспериментирование «Цветные льдинки»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20067389","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"720","w...
Узнаём играя! Материал для домашнего обучения 3 неделя дистанционного обучения. Тема "Овощи и фрукты полезные продукты"
1. "Художественно-эстетическое развитие" Рисование красками "Зелёный перчик"https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15736595150161758796&reqid=1587648811084454-1148634529326929...
Узнаём играя! Материал для домашнего обучения 2 неделя дистанционного обучения. Тема Моя Семья
1.Художественно-эстетическое развитие. Лепка "Домашние любимцы"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20312096","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width...
Доклад. Тема : " Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста"
Д О К Л А ДТема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Подготовил: воспитатель Е...
Доклад. Тема: Преемственность в формировании экологической безопасности с детьми дошкольного, младшего школьного возраста
Основным направлением экологической безопасности - его преемственность, т. е. построение системы непрерывного экологического образования....