Опытно-экспериментальная деятельноссть в ДОУ
статья (подготовительная группа)
Опытно-экспериментальная деятельноссть в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnosst_v_dou.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность в жизни дошкольника
Я считаю, что цель деятельности педагога-дошкольника - это организация грамотной, системной и профессиональной работы с детьми и родителями. А своей главной задачей я выделяю развитие личности ребенка на фоне его эмоционального комфорта и положительного отношения к социальному и природному окружению.
Для успешной социализации ребенка необходимо обеспечивать условия для поддержки индивидуальности и инициативы дошкольников, создавать условия для творческого самовыражения. Всё это обеспечивается для детей доступностью и разнообразием предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке. Воспитанники моей группы имеют возможности не только развивать свои художественно-эстетические способности, навыки конструирования, физические данные, но и удовлетворять своё любопытство и познавательные интересы в практико-ориентированной и экспериментальной деятельности.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира, в том числе через экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, дети часто сами проводят опыты с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), за высыхающими на солнце следами от водных струек, стремятся не только рассматривать предметы, но и трогают их руками, пробуют на вкус, нюхают и так далее. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания.
Современные дети живут в эпоху информатизации и робототехники, поэтому ребенку сегодня требуется не только владеть знаниями, но и в первую очередь, уметь их добывать самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Не секрет, что процесс программирования тесно связан с моделированием, то есть умением непосредственно изучать объект, выделять и классифицировать его свойства, и алгоритмизацией, т.е. построением последовательности действий, направленных на достижение поставленных целей.
Одними из самых первых и доступных дошкольнику процессов моделирования и алгоритмизации являются алгоритмы дежурств, ухода за растениями, конструирования, построение модели погоды в уголке природы, модели времени года, модели светофора, городских и деревенских домов, и, особенно, интересные детям алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности. Многие исследователи отмечают, что экспериментальная деятельность является одной из ведущих в детской деятельности, потому что позволяет не только изучать объект, но и воздействовать и преобразовывать его, получая при этом наглядный результат. В процессе опытной деятельности у ребенка формируется представления о взаимоотношениях и взаимосвязях объекта с окружающим миром. Занятия экспериментированием позволяют формировать исследовательский подход к явлениям и объектам, развивать мыслительные процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, расширять объем памяти, развивать речь в процессе предложения гипотез и постановки вывода по результатам деятельности.
Поэтому это направление работы я считаю одним из самых перспективных. Поэтому в своей группе я организовала в совместной деятельности системные занятия с детьми, проявляющими интерес к экспериментальной деятельности.
Безусловно, деятельность в таком кружке невозможна без развивающей среды, которая стимулирует и поддерживает познавательный интерес воспитанников. Не только лишь уголок экспериментирования, наполненный необходимым для опытов оборудованием и материалами, должен служить вариантом такой поддержки, но и наличие возможности использовать элементы среды в своих исследованиях, например, наблюдать в уголке природы за развитием посаженного растения в зависимости от изменения условий для него, или получение необходимого оттенка краски для рисования осеннего неба. Ведь интересные эксперименты - это реальные опыты с реальными предметами, изучение их свойств.
Совместную деятельность в нашем кружке я организую с подгруппой заинтересованных детей примерно один раз в две недели, однако совместные и самостоятельные наблюдения за объектами, фиксацию определенных условий или явлений мы проводим в течении всего периода пребывания детей в ДОУ.
Организуя кружок, я изучила методическую литературу и принципы педагогической технологии детского экспериментирования. Детская исследовательская деятельность – это особый вид активности, направленный на поиск информации об устройстве объектов, связей между явлениями окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.
На занятиях по опытно-экспериментальной деятельности мы решаем следующие задачи:
1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения.
2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.
3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.
6. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
Для организации самостоятельной опытнической деятельности дошкольников необходимо прежде всего ознакомить его с алгоритмом проведения опыта и правилами безопасности, затем продемонстрировать проведение опыта педагогом, и затем дать возможность ребенку самостоятельно приступить к исследованию. Хочется отметить, что алгоритм эксперимента выполнен с помощью символов и обозначений, которые знакомы воспитанникам и они с легкостью понимают их значения.
Исследовательский и деятельностный подходы были взяты О.В. Дыбиной за основу при разработке структуры реализации технологии детского экспериментирования и разработан следующий алгоритм, которого следует придерживаться.
На подготовительном этапе я, как педагог актуализирую проблемную ситуацию и добиваюсь от детей осознания и осмысления проблемы. Затем создаю условия, необходимые для проведения эксперимента, и воспитанники готовят рабочее место. Необходимо добиться у детей заинтересованности и познавательного интереса, желания принять участие в эксперименте. На этом этапе важно разъяснить технику безопасности при работе с оборудованием и материалами. Затем наступает этап формирования цели эксперимента и выдвижения гипотез о его результате. На следующем этапе знакомлю ребят с картами схемами опыта, вместе мы анализируем символы и алгоритм его проведения. Подвожу детей к выполнению этапов алгоритма. Здесь могут появится корректирующие действия, которые помогают предотвратить отклонение условия проведения от нормы. Теперь наступает этап практической деятельности детей, на котором они проверяют выдвинутую гипотезу непосредственными действиями. Как педагог, я слежу за техникой безопасности проведения опыта. При подтверждении гипотезы, воспитанники формулируют выводы и фиксируют результат эксперимента. В случае не подтверждения первоначальной гипотезы – возникает новая гипотеза, предположения с последующей реализацией в действии.
На заключительном этапе, воспитанники под моим руководством осмысливают результаты и выводы опыта и находят выход из проблемной ситуации, используя полученные в эксперименте знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...
Методическая разработка по опытно-исследовательской деятельности «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
Пояснительная записка «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой прост...