Консультация для родителей "Этапы развития речи у детей"
консультация
Консультация для родителей "Этапы развития речи у детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Этапы развития речи у детей" | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад» №104 комбинированного вида»
«Этапы развития речи у детей».
Учитель-логопед:
Беляева Н.А.
- г.о. Саранск
В настоящее время растёт количество детей с речевыми нарушениями, поэтому каждым родителям, у которых рождается ребёнок, необходимо знать периоды развития речи. Знание этих этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы ребенка.
Первый год жизни крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи.
Первый этап (0 – 3 мес.)
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни интонации при крике становятся разнообразны.
Второй этап (3 – 6 мес.)
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т. д. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т. д. Гуление есть абсолютно у всех детей.
При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет– воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим.
Третий этап (6 – 10 мес.)
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Реагирует на своё имя. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и то же слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь : малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить, «папа би» (папа уехал) и т. д.
К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.
К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» - перчатки, «копатка» - лопатка, т. е. малыш овладевает основными закономерностями языка.
В последующие годы ребенок активно наращивает как пассивный словарь (развивается понимание речи, так и активный словарь (это тот запас слов, который ребенок использует в речи). В норме к 5 годам у него должны быть сформированы все стороны родной речи : лексика, грамматика, звукопроизношение и фонематическое восприятие. Ребенок должен обладать достаточно богатым словарным запасом, уметь связно рассказать о каком-то событии из жизни или пересказать сказку, рассказ, причем сделать это грамотно, соблюдая согласование слов во фразах, окончания слов и пр. Свободная речь пятилетних детей, будь то пересказ услышанной или придуманной самим истории или размышления о чем-то важном для ребенка, включает сложноподчиненные предложения с правильно выстроенными причинно-следственными связями. Взрослые вносят значимый вклад в развитие речи у детей от 3 до 5 лет и их коммуникативных навыков, если грамотно, заинтересованно и, главное, постоянно общаются с ребенком, комментируют и четко проговаривают свои и его действия, поощряют его к рассказыванию, объясняют различные ситуации и явления.
Таким образом, знания основных этапов развития речи ребёнка, помогут родителям не пропустить сигнал для обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благоприятный период для исправления нарушения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Формирование речи у детей.
Консультация для родитетелей. Формирование речи у детей Занятия по развитию речи для дошкольников включают в себя разнообразный материал. Это и первые представления о звуках, ч...
Консультация для родителей "Развитие речи у детей 2-3 лет"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Стимулирование речи у детей раннего возраста"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад комбинированного вида №68 Консультация для родителей...
Консультация с родителями: "Развитие речи у детей"
Консультация с родителями: "Развитие речи у детей"...
Консультация для родителей «Развитие речи у детей раннего возраста»
В возрасте 11-12 месяцев ребенок быстрее, чем раньше, усваивает названия, обозначающие различные действия, предметы и изображения; связь его с окружающим миром расширяется, игра усложняется, движ...
Консультация для родителей "Развитие речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Развитие речи у детей дошкольного возраста"...