Консультация: «Советы родителям детей с ОВЗ от учителя - дефектолога».
консультация

Студенко Оксана Геннадьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_ot_uchitelya-defektologa.docx8.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Тема: «Советы родителям детей с ОВЗ

                                                     от учителя - дефектолога».

 Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Воспитание ребенка с раннего детства начинается в семье.  На примере речи близких формируется и речь самого ребенка. Недостаточное вмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии. Поэтому так важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, произносимую в спокойном темпе речь.

Родители должны знать, какое значение имеет речь взрослых для ребенка и как правильно с ним общаться. «Подделка» под детский язык недопустима, так как лишь тормозит развитие речи ребенка.

Необходимо разговаривать со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких, как одевание или раздевание, игра, прогулка, уборка          и т. д.

 Проговаривайте то, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Учите вашего ребенка слушать звуки и шумы, которые нас окружают.

Следите, что бы до уха ребенка не долетали искаженные слова (Например: «ваще»- вместо «вообще») и т.д.

Незнакомые, новые или длинные слова необходимо произносить особенно четко. Помогите ребенку обогащать свою речь новыми словами. Выберите пять-шесть слов и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Поддержите ребенка, даже если он произнесет их недостаточно хорошо и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок научился произносить эти слова, введите пять-шесть новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большую часть предметов окружающей жизни.

Занимайтесь каждый день. Если ребенок произносит предложение, содержащее только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «кот», последовательно научите его говорить «большой кот», «Сашин кот», «черный кот» и т. д. Большинство занятий проводите в игровой форме.

Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на одно-два слова длиннее, чем у ребенка.

Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из двух слов. Чаще задавайте вопросы, чтобы стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа.

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность подумать, прежде чем говорить и отвечать на вопросы. Расскажите короткую историю. Затем помогите ребенку ее же рассказать вам или кому-нибудь еще. При затруднениях задавайте ребенку наводящие вопросы.

Ребенок с ОВЗ нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов. Наиболее высокие результаты развития и адаптации особого ребенка достигаются при сочетании семейного воспитания и комплексной помощи специалистов. Понаблюдайте за ним. Заведите дневник наблюдения, показывайте его периодически специалистам. Постоянно интересуйтесь в дошкольном учреждении достижениями или проблемами ребенка. Особое внимание следует уделять занятиям по развитию речи, тренировке памяти, выработке произвольного внимания. 

    В своих занятиях с детьми я советую вам использовать простые вещи, которые есть дома и могут быть многофункциональными. Например, обычная пуговица, которую можно широко использовать в образовательных целях. Важное условие – играть вместе со взрослым (в целях безопасности).

Пуговицы экологичны в работе, не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться или уколоться, их легко мыть.

        Учитывая огромные развивающие возможности игр с пуговицами, предлагаю следующие дидактические игры:

Игра «Кружочки».

Взрослый предлагает детям разложить пуговицы в нарисованные кружочки по цветам. Ребёнка просят назвать цвет выбранной пуговицы.

Игра «Пошли пальчики гулять».

Пуговицы расположить в крышке коробки в виде тропинки. Для малышей дорожки из пуговиц лучше зафиксировать с помощью клея. Взрослый показывает детям, как пальчики рук умеют ходить и прыгать. Малыш повторяет движения, затем «проходит» дорожку самостоятельно.

Игра «Воздушные шары».

Взрослый предлагает ребенку превратить пуговицы в воздушные шарики. Ребёнок должен прикрепить «шар», соответствующий цвету нитки.

С помощью этой игры можно отрабатывать предлоги «над», «под», «между», «около»; формы сравнения больше-меньше, понятия «много-мало», слова признаки.

Игра «Варенье для друзей».

Рассматриваем пуговицы, представляем каким фруктом или ягодой может быть красная пуговица, желтая, зелёная, оранжевая, фиолетовая. Затем складываем их по одной в баночку и просим ребёнка проговаривать, какое варенье получится из каждого названного фрукта или ягоды (например, из клубники – клубничное, из сливы – сливовое и т.д.)

Игра «Гусеница».

Из плотной ткани вырезать разноцветные круги. Один из них сделать головой гусеницы. Остальные круги – туловище. Предлагаем ребенку «вырастить» гусеницу. Для развития логического мышления составлять туловище по заданному правилу, чередуя определённые цвета.

Игра «Клеточки».

Взрослый берет одну карточку, выкладывает 2-3 пуговицы в ячейки и просит ребенка запомнить их расположение. Затем накрывает свою карточку бумагой. Малыш раскладывает пуговицы таким же образом по памяти, но только в своей карточке.

Игра «Путешествие пуговки».

Нарисовать ломаную линию, по ней передвигать пуговицу, при этом можно пропевать гласные звуки, при этом дифференцировать изменения силы голоса: пуговка поднимается вверх - поем громче, пуговка опускается вниз - поем тише.

Игра «Космический корабль».

Вырезать из картона «летающую тарелку »  и пришить к ней лёгкие пуговицы на длинных нитках. Использование этой игры нацелено на развитие направленной воздушной струи: выдыхать воздух не надувая щёки, губы трубочкой.

Игра «Умелые пальчики».

Ребёнку предлагается с помощью двух одноимённых пальцев обеих рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары пальцев по очереди.

Игра «Пуговичная шкатулка».

Взрослый просит ребёнка назвать несколько слов, объединённых одним обобщающим понятием. Например, назвать овощи(фрукты). Каждая пуговица, брошенная в ёмкость – это одно слово. Чем больше овощей(фруктов) назовёт ребёнок, тем полнее будет шкатулка.

Игра «Коллекция».

Назвать цвета, сосчитать количество пуговиц каждого цвета, сравнить. Угадать пуговицу по описанию (в первом ряду, из пластмассы, среднего размера, красная, без узора). Описать пуговицу, которая находится в правом верхнем углу, слева от синей пуговицы, между желтой и белой и т.д.

Чаще хвалите и поддерживайте ребенка и результаты не заставят себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста Советы учителя – логопеда «Как помочь малышу овладеть речью».

Срветы учителя-логопеда.Совет№1 Непраздные вопросы.Умение понимать и отвечать на вопросы – один из важных шагов в освоении любого языка. Совет №2 О чем говорим?Ребенок должен уметь называть дейст...

Материал для родителей "Кто же такой учитель-дефектолог?"

Данная презентация помогает понять родителям, что за специалист учитель-дефектолог, каковы его основные задачи и направления работы. Может быть использована на консультации для родителей или на первом...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие педагога и учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями»

Данная консультация рассматривает вопросы взаимодействия педагога, учителя – дефектолога в процессе психолого – педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностя...

Консультация "Советы родителям от дефектолога"

Консультация "Советы родителям от дефектолога"...

«Советы родителям детей с ОВЗ от учителя - дефектолога».

Представлены советы от учителя-дефектолога родителям у которых дети ОВЗ...

Консультация "Советы родителям детей с ОВЗ"

Консультация "Советы родителям детей с ОВЗ"Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии....