Памятка для родителей «Особенности воспитания и развития детей с синдромом Дауна»
консультация

Лыкова Наталья Валентиновна

Синдром Дауна - одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600-700 новорожденных.

В нашей стране чаще всего используется термин "болезнь Дауна". Причем нередко говорится, что это "неизлечимая болезнь". Некоторые специалисты утверждают, что существует даже два диагноза: болезнь Дауна и синдром Дауна. Они уверяют, что состояние ребенка зависит от того, имеется ли у него болезнь или синдром. Подобные утверждения являются крайне некорректными и даже абсурдными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Особенности воспитания и развития детей с синдромом Дауна»

Синдром Дауна - одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600-700 новорожденных.

В нашей стране чаще всего используется термин "болезнь Дауна". Причем нередко говорится, что это "неизлечимая болезнь". Некоторые специалисты утверждают, что существует даже два диагноза: болезнь Дауна и синдром Дауна. Они уверяют, что состояние ребенка зависит от того, имеется ли у него болезнь или синдром. Подобные утверждения являются крайне некорректными и даже абсурдными.

Синдром Дауна не является болезнью.

Слово "синдром" означает определенный набор признаков, или особенностей.

До сих пор не сложилось однозначного мнения о том, что служит причиной такой генетической аномалии. Дети с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой во всех странах мира, независимо от уровня благосостояния или экологии. Такие дети рождаются в семьях академиков и строителей, президентов и безработных. Появление ребенка с синдромом Дауна не зависит от образа жизни, национальности, уровня образования или социального положения родителей.

Ничьей "вины" в появлении на свет такого ребенка нет!

Кто может заниматься с ребенком с синдромом Дауна?

Во многом ответ на этот вопрос зависит от возраста ребенка. В раннем возрасте (с рождения до 2-3 лет) все условия для развития ребенка создают родители, при консультативной поддержке специалистов.

Какие специалисты нужны для занятий с ребенком с синдромом Дауна?

В первую очередь это дефектологи/коррекционные педагоги, которые умеют работать с детьми раннего возраста. В раннем возрасте вам понадобиться так же помощь специалиста по двигательному развитию. В данном случае мы имеем в виду не массаж, а гимнастику активного типа, разработанную специально для детей с синдромом Дауна. Вам помогут также, консультации логопеда, умеющего работать с детьми раннего возраста с общим недоразвитием речи. В дошкольном возрасте роль специалистов в обучении ребенка возрастает. Этими специалистами являются дефектологи, логопеды, специалисты по двигательному развитию, детские психологи.

Сможет ли ребенок с синдромом Дауна посещать детский сад?

Большинство детей с синдромом Дауна посещают обычные общеобразовательные детские сады.

Сможет ли ребенок с синдромом Дауна обучаться в школе?

Практически все учатся в школах. из них дополнительно обучаются и в музыкальных школах, занимаются в различных студиях и спортивных секциях.

При развитии наглядно-действенной деятельности у ребёнка с синдромом Дауна родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:

• обязательно назвать предмет;

• охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;

• показать, как этим предметом можно действовать.

Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами. В процессе совместной деятельности развивается диалог взрослого и ребёнка. Взрослый сопровождает свою речь облегчёнными словами и жестами, ребёнок использует любые доступные ему сигналы.

Игры на развитие мелкой моторики.

Важно обратить внимание на:

• формирование щепотного захвата (большим, средним и указательным пальцами);

• формирование пинцетного захвата (большим и указательным пальцами);

• развитие стабильности запястья. Для развития щепотного и пинцетного захватов можно давать ребёнку следующие задания:

• зубочисткой накалывать кусочки еды (делать канапе для праздничного стола или на завтрак

• нанизывать предметы (например, пусть ребёнок наколет шарики пластилина на палочки, наденет кольца на пирамидку или верёвочку, нанизывает бусины);

• игры с конструктором, мозаикой.

Развивать мелкую моторику можно через игры на формирование умений узнавать и показывать предметы, совершать действия с ними, знакомиться со свойствами предметов. Взрослый, используя ситуации повседневной жизни, называет предметы, которые берёт ребёнок, учит различать их среди других, называет действие, которое производит ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок («холодно», «тепло», «вкусно» и тому подобное).

Игра «Веселые картинки»

Взрослый и ребёнок изучают разнообразие предметов через знакомство с предметными картинками. Один и тот же предмет может иметь разный цвет, размер, узор, фактуру и так далее. Взрослый показывает новую, незнакомую ребёнку предметную картинку, например, варежки. Называет их и объясняет их назначение. Далее сравнивает их с реальным предметом. Затем эту картинку ребёнок должен отыскать среди других предметных картинок. Потом взрослый даёт ребёнку несколько поручений, связанных с изображённым на картинке предметом. Например, отнести варежки бабушке, передать варежки брату, положить на стул.

Игра «Цветные предметы»

Возьмите четыре мисочки, одинаковые по размеру, но разные по цвету: красную, зелёную, синюю и жёлтую. А в коробку положите бусинки или пуговицы этих же цветов. В жёлтую миску положите жёлтую бусину и попросите малыша найти такую же в коробке и опустить в миску. Добавьте в игру другие предметы жёлтого цвета и скажите: «Видишь, они тоже жёлтые!» Когда малыш начнёт безошибочно находить все жёлтые предметы, переходите к изучению следующего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития детей с синдромом Дауна.

Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии....

Доклад на педсовет "Особенности развития детей с синдромом Дауна"

В данной статье описаны особенности детей с синдромом Дауна. На что необходимо обратить внимание, особенности развитя "Солнечных детей"....

Консультация для родителей "Особенности воспитания и развития детей 3-4 лет. Основные задачи воспитания."

Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение ...

Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна.

В статье кратко описаны ососбенности моторного развития детей раннего возраста с синдромом Дауна. а также приведен пример результатов диагностики и рекомендаций родителям ребенка....

Роль дошкольного воспитания в развитии детей с синдромом Дауна

Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду....

Консультация для родителей "Особенности воспитания и развития детей седьмого года жизни"

Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам....