Особенности развития детей с синдромом Дауна.
статья по коррекционной педагогике на тему
Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_detey_s_sindromom_dauna.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития детей с синдромом Дауна.
Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах.
Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:
1. В раннем возрасте такие дети могут быть пассивными, мало кричать и вокализировать, плохо сосать в младенчестве. В дальнейшем возможны проблемы с жеванием. Они могут позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очередность. Поэтому необходимо осуществлять массаж для укрепления мышц губ и языка начиная с 3 месяцев.
2. Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее, вследствие сниженного мышечного тонуса, чрезмерной эластичности связок, коротких рук и ног, ослабленного чувства равновесия, медицинских проблем со здоровьем. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже.
3. Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции.
Процессы восприятия (зрительного, слухового, кинестетического и тактильного) замедленны, часто фрагментарны, недостаточно избирательны.
Внимание нестойкое, рассеянное: дети легко и часто отвлекаются под влиянием случайных факторов. Для ребенка с синдромом Дауна важно повторение изучаемого материала, помощь в перенесении опыта и навыков из одной учебной ситуации в другую.
В процессе обучения важно помнить о более медленном, чем у большинства детей, темпе мышления детей с синдромом Дауна.
4. Речь может развиваться позже, чем у остальных детей:
– В доречевой период наблюдаются более бедные голосовые реакции, снижение интонационно-мелодической выразительности вокализаций, несвоевременное возникновение или отсутствие певучего гуления, лепета.
– Особенности строения артикуляционного аппарата: высокое небо, макроглоссия, гипотония мышц должны учитываться при кормлении ребенка, а также при работе с логопедом или специалистом по ранней коммуникации.
– Развитие импрессивной речи опережает развитие экспрессивной речи. Дети выполняют простые инструкции, понимают окружающих в знакомой обстановке, хотя первые слова могут появиться в период от 2,5 до 5 лет. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей.
– Дети с синдромом Дауна для общения используют в основном существительные, глаголы, указательные местоимения, подкрепляемые жестами, имитациями звуков.
– В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни – от однословных фраз к предложениям, а другие – от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.
5. Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как:
– Дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами, усваивании способов действия с разными игрушками, связанных с их физическими свойствами (вкладывание одного предмета в другой, катание, ударение предметов друг о друга, чтобы услышать звук).
– Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше.
– Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.
6. Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.
Работа с родителями детей с синдромом Дауна
Первая встреча
До начала осуществления групповой работы с детьми ведущий и сопровождающий специалисты организовывают встречу с родителями. Перед ее проведением специалисты изучают результаты предварительной диагностики, записи в карточках, данные о возрасте развития детей, полученные после обработки анкет KID или RCDI. Если с ребенком до групповой работы проводились индивидуальные занятия, то специалисты группы обсуждают особенности его развития с ведущим индивидуальных занятий.
На первой встрече
· происходит знакомство специалистов и родителей группы;
· проясняется запрос родителей и возможности его реализации на групповых занятиях;
· родителям разъясняется структура, формат группы – развивающие групповые занятия;
· специалисты формулируют цели и задачи, которые будут решаться на ближайших занятиях;
· проговариваются сроки работы группы и то, что группа закрыта – то есть, в течение учебного года новые дети в группе появляться не будут.
· обсуждается регулярность и длительность проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прежний опыт в новые ситуации).
· родители знакомятся со специальными методами, приемами и средствами работы, которые будут использоваться на занятиях и могут встретить непонимание. Например: работа с дополнительными средствами коммуникации – коммуникативными картинками.
Беседы после занятии
Родители всегда имеют возможность наблюдать за занятием в отдельной комнате. Эта комната отделяется от игровой специальным двусторонним зеркалом. После каждого занятия специалисты группы беседуют с родителями. Отмечаются успехи детей, их познавательная и речевая активность, проявления инициативы, самостоятельности, знания и умения, которые приобретены на занятии, настроение, интерес к происходящему. Рекомендуются приемы, с помощью которых можно преодолеть возникшие трудности. Специалисты отвечают на вопросы родителей, проговаривают, на что необходимо обратить внимание дома, как можно провести предложенные игры и упражнения в домашней обстановке.
Текущие встречи
Один раз в 3 месяца проводятся встречи с родителями без детей. Перед этим повторно заполняется анкета КІD или RCDI. Анализ результатов первой и последующих анкет позволяет выявить динамику развития ребенка и отобразить ее на графике. В ряде случаев ребенок с синдромом Дауна может прогрессировать по одной или нескольким сферам (например: по крупной моторике, самообслуживанию, пониманию языка), а в других сферах (например: тонкая моторика, развитие речи, социальная) развиваться медленнее. Специалист должен быть готов объяснить родителям такое расхождение в показателях развития ребенка, проанализировать свою работу и в случае необходимости подкорректировать план развития ребенка. Обсуждаются достижения и трудности детей, их видение со стороны специалистов и родителей. Выделяются сильные и слабые стороны каждого ребенка.
На текущих встречах у родителей могут возникнуть вопросы типа: «Что делать если у ребенка не закрывается рот и выпадает язык?». В таких случаях специалист рекомендует делать активизирующий массаж для мимических мышц лица, губ и языка; получить лечение по основному заболеванию.
Таким образом, специалисты и родители проводят совместный анализ групповой работы, сравнивают свои впечатления. Рассматриваются задачи, которые будут решаться на следующем этапе. Обсуждается важность участия родителей в удовлетворении и выполнении индивидуальных рекомендаций специалистов.
Последняя встреча
Последняя встреча с родителями организовывается перед окончанием цикла занятий развивающей группы.
Встреча необходима
· для подведения итогов работы: очередного анализа результатов анкет; обсуждения родителями и специалистами знаний, умений и навыков, приобретенных детьми; выделения трудностей, которые предстоит преодолеть;
· для проговаривания собственных впечатлений, эмоций;
· чтобы родители подготовили детей к окончанию занятий, проговорили с ними предстоящий момент расставания;
· для оказания поддержки родителям на пороге нового этапа в жизни семьи;
· для разработки и обсуждения программы на летний период (игр, упражнений, методов и приемов, которые будут использоваться дома);
· для обсуждения путей выхода из программы группы.
На этой встрече специалисты предлагают и обсуждают с родителями возможные варианты выхода из программы:
1. Переход в индивидуальный режим занятий с необходимым специалистом, например, с логопедом.
2. Поступление в специализированный или массовый детский сад.
3. Посещение другого реабилитационного центра.
4. Продолжение занятий в развивающей (логопедической, интегративной) группе Центра раннего вмешательства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовет "Особенности развития детей с синдромом Дауна"
В данной статье описаны особенности детей с синдромом Дауна. На что необходимо обратить внимание, особенности развитя "Солнечных детей"....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.
В материале рассмотрены различные программы ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна....
Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна.
В статье кратко описаны ососбенности моторного развития детей раннего возраста с синдромом Дауна. а также приведен пример результатов диагностики и рекомендаций родителям ребенка....
«Особенности развития детей с синдромом Дауна
Сидром Дауна...
Особенности развития детей с синдромом Дауна
Особенности развития детей с синдромом Дауна...
Памятка для родителей «Особенности воспитания и развития детей с синдромом Дауна»
Синдром Дауна - одно из самых распространенных генетических нарушений. Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600-700 новорожденных.В нашей стране чаще всего используется...