Организация работы с родителями по патриотическому воспитанию детей. Формы взаимодействия.
методическая разработка

Князева Евгения Анатольевна

Сегодня в нормативных документах, регулирующих систему ДО, чётко отражается важность нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

 "Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". (Проект "Национальной доктрины образования в Российской Федерации»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями по патриотическому воспитанию детей. Формы взаимодействия

Сегодня в нормативных документах, регулирующих систему ДО, чётко отражается важность нравственно-патриотического воспитания дошкольников:

 "Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". (Проект "Национальной доктрины образования в Российской Федерации»).

 «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)

«За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность» («Концепция взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»)

Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.

Эту работу можно разделить на 3 блока:

Информационно-аналитический - направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.

Практический – предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).

Контрольно-оценочный - предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада - для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.

Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания дошкольников, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа.

Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи - важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи  рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:

- анкетирование «Семейные традиции»;

- консультации в родительских уголках;

- родительские собрания;

- совместная деятельность детей и родителей:

- оформление рисунков «Мой любимый город»;

- изготовление макетов с родителями;

- составление кроссвордов .

Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города; экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей); беседа; гостиные; Круглый стол; совместные занятия родителей и детей; тренинги; практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»; обсуждение и распространение семейного опыта; музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»; совместные детско-родительские встречи в различных формах:

- конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – городская семья», Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки», Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости», «Чаепитие в русских традициях»;

- «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам семейного воспитания.

Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.

Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.

Например, такие проекты: «Расскажи другу о своем городе», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья».

Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали - отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души». Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения».

Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья - здоровый образ жизни».

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям.

Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Задача ДОУ заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.

Примерные темы маршрута выходного дня:

  1. «Семейный поход по памятным местам родного города»:

 «Памятные места героического прошлого города»;  «Исторические достопримечательности города»;  «Любимый уголок»;  «Гордись своим именем улица»;  «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.

2. «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»

3. «Купола над городом».

Родительские университеты

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как объективно посмотреть на свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя.

Родительский Университет является общественным институтом, объединяющим представителей родительской общественности, управленческих и педагогических кадров, заинтересованных в укреплении семьи, связи семейного и общественного воспитания.

Целью Родительского университета является повышения педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей.

Задачи:

1. Формировать у слушателей Университета осознание необходимости своего внутреннего изменения во благо семьи, детей и будущего страны.

2. Содействовать возрождению традиционных устоев и уклада семьи, гармонизации супружеских отношений.

3. Повысить родительскую грамотность в вопросах воспитания детей.

Вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни.

 «Родительский университет» по взаимодействию с родителями реализуется по принципу добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения.

Во время практического занятия у родителей есть возможность получить теоретическую информацию по определенной теме, возможность практически отработать приобретенные знания, получить обратную связь, как со стороны психолога, так и со стороны родителей, что дает возможность увидеть проблему с разных позиций.

Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

Совместная деятельность родителей, педагога и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.

Продумывая содержания и формы работы с родителями важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования. Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» -  записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского университета, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной форме. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда не хватает времени встретиться лично.      

Предназначение современной семьи все в большей степени связывается с созданием уникальных условий для саморазвития и личностной самореализации как супругов, так и детей. Каждая конкретная семья, безусловно, обладает своей уникальной иерархией, отражающей личностные особенности супругов, семейные ценности, социокультурные, национальные, этнические традиции и другие особенности.

Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей.

В результате занятий «Родительского университета» родители должны:

• Понять, что важно сохранять контакт с собственным детством и использовать его для понимания чувств ребенка;

• Получить представление об этапах возрастного развития;

• Иметь представление о трудностях и преимуществах каждого возраста;

• Осознавать свои слабые стороны и уязвимые места как воспитателей детей разных возрастов;

• Развить умения распознавать и удовлетворять потребности детей разного возраста.

Примерные темы заседаний «Родительского университета»:  «Адаптация и социализация детей», «Возрастные кризисы и их влияние на развитие детей», «Индивидуальные особенности детей», «Личностное развитие детей», «Дети с особыми образовательными возможностями», «Компетенция родителей в вопросах развития и воспитания ребенка», «Родительская э

эффективность», «Здоровьесбережение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию детей

План составлен для систематизации рабрты с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию....

Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

В нашем ДОУ патриотическое воспитание  является  приоритетным направлением в развитии детей. В этой публикации представлены различные формы работы по привлечению родителей для решения этой а...

Сообщение на тему: «Работа с родителями по патриотическому воспитанию детей» (из опыта работы)

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Доступны ли малышам чувства гражданственности и патриотизма? Конечно же, да: дошкольникам, особенно детям старшег...

Консультация «Организация работы по формированию основ патриотического воспитания детей в ДОУ»

В консультации описана работа детского сада по направлениям патриотического воспитания дошкольников. Приведены примеры форм работы с детьми....

Родительское собрание "Организация работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников"

Цель: обогатить знания родителей по вопросу нравственно - патриотического воспитания дошкольников.Задачи: 1. Изучение семей детей              2. Просвещение родител...

«Организация работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»

Слайд 1. «Организация работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»Слайд 2.Быть достойным гражданином своей страны – это честь и необходимость. Наша страна – ...

«Организация работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.Семья является традиционно главным ...