Он постоянно отвлекается: как помочь ребенку с рассеянным вниманием хорошо учиться
консультация (старшая группа)
Порой детям сложно сосредоточиться на выполнении домашней работы: они вертятся на месте или, наоборот, смотрят в одну точку. Риторическое «Ты меня вообще слушаешь?» пролетает мимо их ушей. В такие моменты важно не раздражаться, а найти к ребенку правильный подход.
Концентрация внимания — это навык. А любой навык можно наработать и улучшить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_rasseennomu_redenku_v_uchebe.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Он постоянно отвлекается: как помочь ребенку с рассеянным вниманием хорошо учиться
Порой детям сложно сосредоточиться на выполнении домашней работы: они вертятся на месте или, наоборот, смотрят в одну точку. Риторическое «Ты меня вообще слушаешь?» пролетает мимо их ушей. В такие моменты важно не раздражаться, а найти к ребенку правильный подход.
Концентрация внимания — это навык. А любой навык можно наработать и улучшить.
Мы рассказываем, как родители могут в этом помочь и чего делать точно не стоит.
Не надо: думать, что ребенок намеренно отвлекается
Вместо этого лучше: выяснить причину рассеянности
Конечно, это выматывает — в миллионный раз напоминать ребенку о том, что ему нужно прибраться в комнате или выполнить домашнее задание. Но у младшеклассников мозг развит не до такой степени, чтобы они погружались в работу с легкостью.
Браншеттер подчеркивает, что та часть мозга, которая отвечает за концентрацию внимания, полностью сформируется только к 18 годам.
Как советует Браншеттер, перед тем, как упрекнуть ребенка в рассеянности, вспомните: проблемы не из-за детей, а у детей. Они нервничают, или таково их физическое развитие.
Если видите, что ребенок отвлекся, поговорите с ним: «Я заметил, что ты никак не начнешь математику. Все в порядке? Я могу тебе помочь? Что ты думаешь, когда смотришь на эту тетрадь?»
Не надо: решать проблемы за ребенка
Вместо этого лучше: научить его самостоятельно справляться с трудностями
лама
Когда родители видят, что дети не могут сосредоточиться на чем-то, они инстинктивно предлагают какие-то стратегии: «Выключи телефон», «Вставь в уши затычки». Но Браншеттер считает, что гораздо эффективнее обучить детей навыку самостоятельного решения проблем.
Помогите ребенку с анализом ситуации: «А что ты раньше делал, чтобы перестать переписываться с друзьями и закончить домашнюю работу?», «Как тебе перестать отвлекаться на шумного младшего брата?»
Лучшее решение проблемы, особенно для ребят постарше, — то, до которого они додумались сами.
Скажите, что проводите «эксперимент». Потом вместе посмотрите на результат, чтобы понять, сработал ли план.
Не надо: срываться на ребенка каждый раз, когда он бездельничает
Вместо этого лучше: деликатно намекнуть, что отдохнуть можно после уроков
Представьте, дети смотрят мультфильм, на часах — поздний вечер, на столе — кипа домашнего задания. Ваши просьбы заняться делом игнорируются, вы медленно закипаете и вот-вот повысите голос…
Браншеттер предостерегает: истеричный тон только напряжет ребенка — а стресс точно не поможет ему сконцентрироваться на работе.
Вместо того чтобы кричать, сделайте глубокий вдох-выдох, а затем поинтересуйтесь: «Ты опять смотришь в телефон. Это твое домашнее задание?», «Тебе завтра рано вставать. Уверен, что выспишься, если поздно возьмешься за уроки?»
«Вопросы активируют работу лобной доли коры головного мозга, а она отвечает за рациональное мышление, — объясняет Браншеттер. — Дети не могут удержать внимание на задании, если чувствуют давление».
Не надо: заставлять ребенка сидеть за заданиями без отрыва
Вместо этого лучше: устраивать перерывы
Детям сложно долго сохранять внимание на одном деле. Психологи рекомендуют планировать график ребенка так, чтобы он периодически отрывался от уроков и играл.
«Благодаря небольшим перерывам дети лучше фокусируются, когда возвращаются к работе»
Во время перерыва с малышами можно провести разминку. Однако после импровизированных танцев на кухне ребенку может быть сложно вернуться к монотонной работе.
«После всплеска эмоций нашему мозгу и телу нужно вернуться в состояние пониженной активности», — уточняет Розенбалм. Усадите ребенка в кресло и начните обратный отсчет до десяти, пока его дыхание выравнивается. Пусть он закроет глаза и на выдохе представит, как спускается вниз на лифте — это быстрее успокаивает.
Не надо: навязчиво контролировать
Вместо этого лучше: поддерживать и помнить, что и у вас, и у ребенка должно быть личное пространство
Педиатр и физиотерапевт часто сталкивается с гиперопекающими родителями и даже учителями, когда дело касается ребенка с рассеянным вниманием.
«Всячески помогать детям, давать им советы и разъяснять задания — замечательно, но постоянные указания и контроль принесут больше вреда, чем пользы»,
Дети, воспитанные чересчур заботливыми родителями, безынициативны и ничего не сделают без должного напоминания или сторонней помощи.
Поэтому вместо того, чтобы стоять над душой, лучше скажите ребенку, что нужно сделать, и дайте ему пространство.
«Поддерживайте в меру, так, чтобы дети понимали, что от них хотят, но работать они должны одни, — предлагают психологи. — Я проверяю, сфокусирован ли ребенок, вопросами: что рассказывал об этом учитель? На какой странице ты остановился?»
Чтобы школьник не отвлекался, пока работает самостоятельно, советует поставить на его стол таймер, часы или будильник и предложить ему следить за временем самому.
Движущаяся стрелка часов, пусть и на короткое время, но напомнит ему о работе, которую необходимо завершить.
Не надо: заставлять ребенка фокусироваться на чем-то, что ему неинтересно
Вместо этого лучше: найти для него по-настоящему увлекательное дело
Если вы уже все перепробовали, а ребенок не хочет учиться, посмотрите на проблему под другим углом. Может, школьнику слишком сложно или, наоборот, слишком легко?
Розенбалм говорит, что дети с легкостью теряют интерес, когда их перегружают чем-то, что не соответствует их способностям. Если вы подозреваете, что изучаемый школьником материал слишком простой (или наоборот), то можно подумать над другими вариантами обучения.
Найдите подходящую программу — и дети вовлекутся в рабочий процесс.
Для родителя рассеянность ребенка тоже большой стресс. Поэтому не стесняйтесь просить совета: у педагога, педиатра или терапевта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку с нарушением внимания.
Консультация для родителей, как помочь ребенку с нарушением внимания....
как помочь ребенку с дефицитом внимания
в статье даются критерии, определение, причины синдрома дефицита внимания и советы по преодолению тяжелых последствий этого синдрома. Советы родителям и педагогам, как общаться с гиперактивными детьми...
Как помочь ребенку с нарушением внимания
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Правила общения с ребенком. Рекомендации....
Консультация: "Как помочь ребенку с нарушением внимания"
В консультации даны практические рекомендации для педагогов и родителей о том как помочь детям испытывающим "дифицит" внимания....
как помочь ребенку с нарушением внимания
консультация для родителей...
Домашний логопед. Как помочь ребенку с нарушением внимания.
Домашний логопед. Как помочь ребенку с нарушением внимания.Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных.В дошкольном возрасте эти дети без како...
Статья «Как помочь ребенку с нарушением внимания»
Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в группе. Такой ребёнок не может ждать, пока его спросят, перебивает педагога, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незаверше...