Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие графомоторных навыков»
методическая разработка (старшая группа)

Килёва Оксана Николаевна

Цель: познакомить родителей с понятием «графо-моторные навыки», рассмотреть основные сложности и особенности данного вида деятельности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в старшей группе

«Развитие графомоторных навыков»

Подготовила: Килёва О.Н. (воспитатель

МБДОУ №61 «Лель» г. Сургут)


Цель: познакомить родителей с понятием «графо-моторные навыки», рассмотреть основные сложности и особенности данного вида деятельности детей

 

Оборудование: Прописи детей, листы с распечатанными заданиями, карандаши. Памятки «Как научить ребенка правильно держать карандаш»

Ход собрания:

В: Здравствуйте уважаемые родители! Наши дети подросли и находятся на этапе перехода в подготовительную к школе группу. Начинается время активной подготовки к обучению в школе.

Создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе является одной из основных задач дошкольного воспитания. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т. е. на нем практически строится все дальнейшее обучение.

Многие дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, элементы получаются разного размера, расстояние между ними не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма. 

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе. При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.

Графический навык предполагает:

- умение красиво и легко выполнять графические элементы различного содержания. Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

-легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки), соблюдая необходимый угол наклона;

- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

-выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Зрительно-двигательная координация занимает важное место в формировании готовности к письму. Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. 

Графомоторные навыки включают :

1. Мелкая мускулатура пальцев: упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез: упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование: занятия по штриховке по контуру, обводка, срисовывание геометрических фигур, задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры, упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика : задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Развитие графомоторных навыков происходит благодаря следующим упражнениям:

• Работа с трафаретами.

• Штриховки, раскрашивание.

• Геометрический диктант с использованием линейки с геометрическими фигурами.

• Графические диктанты- рисование по клеточкам под диктовку.

• Рисование на листочках в клетку (крупную и мелкую) узоров, печатание букв, знакомство с написанием цифр. Ориентирование на листочке в линейку, нахождение рабочей строки, письмо в ней элементов письменных букв.

В старшем дошкольном возрасте развитие графо моторных навыков включает в себя :

1. Развитие «ручной умелости», мелкой моторики

Мелкая моторика пальцев рук – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

Если у детей слабо развиты мышцы пальцев рук, у детей будут трудности с письмом в школе, поэтому пальцы рук нужно тренировать, развивать силу, точность движений и выносливость мышц кисти и пальцев.

Важно уточнить, что развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому детям так важны разнообразные физические упражнения и занятия физической культурой.

Кроме того, необходимо ограничить детей в использовании фломастеров при рисовании, так как, в отличие от карандашей, они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев рук. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши, восковые мелки.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и дома. Пальчиковые игры отражают объективную реальность окружающего мира: предметы, животные, люди, их деятельность, природа.

В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, у них активизируются мышцы рук. Тем самым вырабатывается ловкость, точность, координация, умение управлять своими пальцами, концентрироваться на одном виде деятельности.

Выполнение разнообразных практических дел, лепка из глины или пластилина, теста, поделки из различных материалов, конструирование, в процессе развивается точность движений руки, аккуратность, внимание, сосредоточенность. Конструиррование. Подчеркну: чем больше дети занимаются лепкой тем увереннее и скоординированнее становятся движения пальцев

Сформированность мелкой моторики ребёнка можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка

2. Развитие пространственной ориентации детей, на листе бумаги в клетку. 

Работа с клеткой очень важна перед началом школьного обучения. Ребенок должен ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, середина, левая и правая стороны. а также в общих направлениях. Проводятся упражнения для ознакомления детей с такими понятиями как «строка», «верхняя строка», «нижняя строка», «нижний правый угол» и т. д. Дети путают правую, левую руку.

3. Развитие чувства ритма, умения согласовывать темп, ритм движений, слово и жест. (Пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи сопровождаемые движениями)

4. Развитие изобразительных и графических умений детей.

 В рисовании ребенок привыкает к правильному положению карандаша, положительное влияние на подготовку руку к письму оказывает раскрашивание (не выходя за контур, ровно и тщательно) Штриховка, обводка по контуру, работа по трафаретам, дорисовывание недостающих деталей, задания на развитие умений рисовать узоры, графические элементы. Узор по клеточкам, узор по точкам…

Подводя итоги вышесказанному хочу отметить что развитие графо моторных навыков происходит не только на занятии, но и в режимных моментах и в самостоятельной деятельности.

Графический диктант. Мастер-класс для родителей.

Для начала пальчиковая гимнастика. Графический диктант «Жираф»

Затем берем карандаши, берем листочки и слушая воспитателя выполняем упражнения.

В: У кого получилось? Хорошо

А тем у кого не сложился рисунок обсуждаем где были допущены ошибки.

Для подготовки к школе важно чтобы ребенок мог ориентироваться на листе бумаги, по клеточкам на слух.

Игра родителей с детьми «Следопыты»

Цель: демонстрация использования пособий для развития познавательных и графических навыков у детей.

Выполнение заданий в учебном-наглядном пособии «Моя Югра. Знаю, умею, учусь» Тема: Животные зимой. Детёныши. Следы.

Гигиенические правила на занятиях

по формированию графических навыков у дошкольников

1. Посадка - дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех, кто леворукий).

2. Положение карандаша - карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.

3. Положение тетради - тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице, где идет работа, приходил ось на середину груди.

4. Положение рук при письме - руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Развитие детской одаренности»

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей...

Конспект Родительского собрания в старшей группе «Развитие логического мышления»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53   КонспектРодительского собрания в старшей группе «Развитие логического мышления»   Воспитатель:п...

Конспект Родительского собрания в старшей группе «Развитие логического мышления»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53   КонспектРодительского собрания  «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект родительского собрание в старшей группе "Развитие речи у старшей группе"

Конспект родительского собрание в старшей группе "Развитие речи у старшей группе"...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей 5-6 лет»

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей 5-6 лет»...

Конспект родительского собрания в старшей группе "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи:Познакомить родителей с основными задачами речевого развития, основными путями решения этих задачПознакомить с прин...