Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей 5-6 лет»
материал (старшая группа)
Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи детей 5-6 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
в старшей группе
«Развитие речи детей 5-6 лет»
Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Ход:
1. Орг. момент, создание благоприятной атмосферы.
Л: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную проблему — проблему речевого развития ваших детей. Но, прежде чем мы приступим к этому серьезному разговору, предлагаю вам расслабиться после трудового дня и немного поиграть.
Проводится игра «Мяч радости». Родителям предлагается большой платок или отрез ткани (3*3м, за который нужно взяться двумя руками, образуя круг или квадрат. На ткань кладется большой мяч. Далее включается детская музыка (например, «Мы пойдем сейчас налево», родители выполняют движения под музыку, основная задача — не уронить мяч на пол.
Л: Отлично, ну а теперь, когда ваше настроение поднялось, а проблемы отошли на второй план, предлагаю перейти к основной части нашей встречи.
2. Теоретическая часть
0 слайд сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи. Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно- психическим развитием.
01 слайд Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных поступков, выражать одобрение или недовольство, выслушивать других детей, замечать ошибки, дополнять. Развивается игровая деятельность.
02 слайд Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Дети 5 лет могут выделить первый звук в слове, собрать слово из 3-4 звуков, разделить слово на слоги.
2 слайд Особое значение для развития ребенка имеет сюжетно-ролевая игра, требующая от детей умения договариваться о ролях, подготавливать условия для игры, общаться соответствующим образом, соблюдать правила, согласовывать свои действия с действиями других участников. В ходе игры постепенно формируются элементы учебной деятельности.
3 слайд В старшем дошкольном возрасте ребенок продолжает знакомиться с разнообразными свойствами предметов, пространственными, временными и другими отношениями. Сравнение предметов по цвету, форме, величине, материалу, количеству, пространственному расположению деталей и значению требует в словарном запасе достаточного количества существительных, прилагательных, глаголов.
4 слайд На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас.
5 слайд За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами.
6 слайд Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный). Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить.
7 слайд Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 5 - 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец, последовательность и количество звуков). Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.
3. Практическая часть.
Л: Во-первых, очень важно следить за тем, как вы сами разговариваете. У детей с самого раннего возраста автоматически формируется чувство языка, т. е. закладывается словарный запас, основы словообразования, ударения, согласования слов в предложении, употребление предлогов и многое другое. Все это формируется на основе той речи, которую ребенок слышит вокруг себя, соответственно, если речь окружающих не соответствует языковой норме, речь ребенка тоже будет далека от нее. А сейчас мы проверим, насколько вы, уважаемые родители, владеете навыками словоизменения.
Проводится игра «Посчитаем», родителям предлагаются карточки с изображением ушей, гнезд, пальто, носков, яиц, пней, задача родителей поставить слово при счете в правильную форму, например одно ухо, три уха, пять ушей, и т. д.
Л: Во-вторых, как бы это банально не звучало, с ребенком необходимо разговаривать, и делать это как можно чаще. Но суть разговора должна быть не о том, что ребенок кушал и как спал, а о том, что ему на самом деле интересно, например, о встретившейся взъерошенной кошке или глубокой луже, рядом с домом, ведь все, что взрослым кажется обыденным и скучным, для ребенка может иметь очень большой интерес.
А сейчас, я предлагаю вам проиграть подобный разговор-диалог. Представим, что ребенок увидел канализационный люк, и спросил: «Мама, там живут черепашки-ниндзя?». Родителям предлагается по цепочке (или по желанию) поддержать этот диалог, развивая сюжетную линию.
Л: В-третьих, детям обязательно нужно читать. Выбирать при этом самые разнообразные тексты – сказки, рассказы, небылицы, шутки и т. д., старые, современные, народные, авторские, зарубежные и т. д. Чем разнообразнее будут книги, выбранные вами для чтения, тем шире будет словарный запас вашего ребенка, тем проще ему будет составлять рассказы, а в дальнейшем писать сочинения. Не забывайте также беседовать о прочитанном, обсуждать героев, различные ситуации, пробуйте придумать другой финал и т. д.
Родителям предлагается игра-рассуждение «Что было бы, если.», сюжеты выбираются по знакомым сказкам, например: «Что было бы, если колобок не покатился по дорожке» и т. п.
Л: В-четвертых, не стоит забывать о различных играх, в первую очередь это, конечно, речевые игры, в которые вы наверняка сами играли в детстве — игра в слова, «Скажи наоборот», «Один-много». Игры на развитие моторики. Конечно, это будут уже не те игры, в которые вы играли с ребенком в три года. Они будут выглядеть иначе и в основном направлены на подготовку руку к письму - «Соедини точки», «Штриховка», игры с резиночками, игры с мелким конструктором и т. д. В этом возрасте очень полезны будут задания на развитие межполушарных связей — рисование одновременно двумя руками, кинезиологические упражнения «Колечки», «Кулак-ребро-ладонь» и т. д.
С родителями проводятся задания на развитие межполушарных связей «Колечки», «Ухо-нос», рисование одновременно двумя руками.
Л: Ну и, наконец, в-пятых - упражнения, способствующие развитию и активизации артикуляционного аппарата. А чтобы выполнение этих упражнений превратилось в веселую игру, я подготовила вам небольшие памятки с «Вкусной логопедической зарядкой».
Родителям предлагается сделать упражнение «Чашечка» с удержанием витаминки, и упражнение с удержанием соломинки, прижатой языком к верхней губе.
4. Рефлексия.
Л: Я надеюсь наша встреча была для вас интересной и познавательной. А сейчас я готова ответить на ваши вопросы.
5. Подведение итогов собрания.
К концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения словарный запас. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Поэтому очень важно уделять большое внимание и усилия по развитию речи детей не только в детском саду, но и дома.
Искренне желаем вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье. Пусть дети радуют вас! Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Старшая группа Тема: «Здоровье детей в наших руках»
Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.Задачи: -повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения, укрепления з...
ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Старшая группа Тема: «Здоровье детей в наших руках»
: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.Задачи:-повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения, укрепления здоров...
Конспект родительского собрания на тему: « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Этот конспект поможет в проведении родительского собрания....
Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и художественной литературы»
ull; Сформировать интерес к художественной литературе;• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.• Совершенствовать художественно-речевые исполнительс...
Конспект родительского собрания в старшей группе "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи:Познакомить родителей с основными задачами речевого развития, основными путями решения этих задачПознакомить с прин...
ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Старшая группа Тема: «Здоровье детей в наших руках»
Задачи: -повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения, укрепления здоровья детей;- формирование здорового образа жизни;-способствовать формированию у родителей и через родителе...
Родительское собрание в старшей группе «Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте»
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребёнка? До школы осталось немного времени – 1 год. Все вы знаете, что поступая в 1 класс, ребёнок проходит собесе...