Консультация для родителей "Возрастные особенности 5-6 лет"
консультация (старшая группа)

Мансурова Зоя Владимировна

 Возраст 5-6 лет активного развития физических и познавательных способностей  ребенка, общения со сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vozrastnye_osobennosti_5-6_let.docx76.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение Лицей №7 дошкольное отделение

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Воспитатель: Мансурова З.В.

        Это возраст активного развития физических и познавательных способностей  ребенка, общения со сверстниками.

Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание, поэтому начинать подготовку к школе  нужно   тоже в виде игры.

Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение

В этом возрасте ребенок:

     Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

     Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание,

поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцироват взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

     С   трудом    может    соизмерять    собственные    «хочу»    с    чужими

потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет  прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

     Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила

взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно- ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

     Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое

делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему           неинтересно

     Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит

играть     во     «взрослые     дела»     и     другие     социальные  игры.  Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.     Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может

        задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

 ➢     Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.          Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период       засыпания.

 

Что должен уметь и знать ребенок 5 лет по ФГОС

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) дошкольник должен иметь следующие знания и навыки:

    ➢     уметь концентрироваться на выполняемой деятельности;

     быть активным на занятиях;

     адекватно реагировать на те или иные ситуации;

     проявлять любознательность и желание познавать мир;

     знать основные сведения о себе, своей семье;

     иметь начальные знания в области математики, чтения, письма;

     уметь самостоятельно обслуживать себя;

    знать основные правила безопасности.

Психологическое развитие

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в  психике ребенка появляются принципиально новые образования.

Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д. и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением.

Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо  обучать     умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль                 посредством    речи.

Мышление пятилеток очень активное: они тянутся к новым знаниям и интенсивно  их усваивают.

У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе     игры новыми предметами.

Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.

К пяти-шести годам ребенок использует такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Могут:

     определять последовательность событий;

     складывать разрезанную картинку из 9 частей;

     находить и объяснять несоответствия на рисунках;

     находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

     находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

     выделять определенный признак предмета, группировать предметы по этому признаку;

    ➢    придумывать логическое продолжение начатого рассказа;

     соотносить предметы с геометрическими фигурами, на которые они похожи (книга – прямоугольник, тарелка – круг);

    ➢     дорисовывать недостающие элементы на картинке.

Внимание детей этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью;

Ребенокеще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних  впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом.

Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он  предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном         месте.  Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности, столь необходимой ребенку в процессе школьного обучения. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного малышу.

Могут:

              выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;

  находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному

образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;

 Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно :

     хорошо различает цвета и форму предметов;

       хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные                            обозначения пространственных отношений;

        более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во

времени суток, в оценке разных промежутков времени;

     Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. 

Память у ребенка шестого года жизни по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе, то есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. 

Уже вэтом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше -развита              зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Могут:

-запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

-   рассказывать наизусть несколько стихотворений;

-   пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

 

Характерные черты развития ребёнка в возрасте 5-6 лет:

К 6 годам дети становятся все более независимыми от родителей. Они

 будут           пытаться                                      показать, насколько они «взрослые».

      Принятие со стороны сверстников становится важнее, чем раньше.

 Дети учатся сотрудничать и делиться.

   Мальчики будут играть с мальчиками, а девочки с девочками.

     Родители должны позволить детям самостоятельно выбирать спорт и   игрушки. Сделайте доступным широкий спектр примеров.

  По мере развития языковых навыков дети все лучше и лучше 

описывают произошедшее, что они чувствуют и что думают.

     В этом возрасте отчасти следует ожидать лжи и обмана. Дети выясняют, где границы дозволенного, что, впрочем, вполне приемлемо.

     Ребёнок отличает реальность от фантазии.

    К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них уже     неплохо получается.

    Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с

удовольствием это делает.

    Он продолжает копировать их поведение, поэтому не стоит ждать от     ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой.

    В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. 

Важно заложить в следующие два года все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни.  Необходимо учить дошкольника проявлять инициативу, давать ему возможность выбора. У него будет повышаться самооценка, дошкольник                            почувствует себя важной  личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

Родителям важно:

    С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического  мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

 Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя

развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их.     Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества. Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где

его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей.  Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии   отстоять и выдержать.

           Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своемумалышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся  трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.

  Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

     Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины                                                                                    и                                                                           неудачи.

 Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет

откликаться на просьбу о помощи, чем на обязанность. Осознавать, что, обращаяськ нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и   обязанным   выполнять   ваши   требования,   вы   развиваете   его

«инфантильно-детскую» составляющую.

       По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.

  • На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими,Фв том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

                       Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не

осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.

Помощь в развитии ребенка в 5-6 лет

Вот несколько простых вещей, которые могут помочь ребенку развиваться в этом возрасте:

  Поощряйте движение: вместе занимайтесь разными видами спорта и активным отдыхом. Это обучает социальным навыкам, таким как работа по очереди, сотрудничество, переговоры, честная игра и хорошее занятие спортом.

  Вовлекайте своего ребенка в простые домашние дела: накрытие стола или помощь Вам в уборке чистой одежды развивает навыки движения и мышления, а также обучает сотрудничеству и ответственности. Эти навыки очень важны для школы.

   Играйте с ребенком каждый день, даже если это всего занимает лишь 10 минут.

Совместная игра даёт Вам возможность войти в мир вашего ребенка и узнать о его мыслях и чувствах. Это также показывает Вашему ребенку, что Вы заботитесь о нем и хотите проводить время вместе.

  Говорите о чувствах: Вы можете помочь своему ребёнку понять, почему он что-то чувствует, и помочь ему выразить эти чувства словами. Это поможет ему завязать дружеские отношения и проявить сочувствие.

 Поговорите с ребенком о том, что следует одинаково уважительно относиться как

к мальчикам, так и к девочкам.

              С уважением относитесь к его фантазиями, версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

                       Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению,

позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.

    Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте 

сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы 

окружающих его людей.

              Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

 Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, 

помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.

   Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.

  Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

     Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.

    Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка

вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он    задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику                                                                                                                  разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.

                       На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно, в соответствии с

вашими представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

                       Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая

«не бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги.

              Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращайтесь за помощью к психологам.


 

 

 

 

 

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

Математика

1.   Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.

2.      Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.

3.     Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

4.    Ребенок может знать, различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы, а также трапецию, ромб.

6.    Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

7.     Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

8.  Знать, как выглядят цифры от 0 до 10, уметь их писать; знать и применять элементарные арифметические действия (сложение, вычитание) в пределах 10;

9 . Использовать в речи числительные;

10.   Проводить количественное сравнение предметов в разных группах (где больше, а где меньше);

11.  Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.

12.     Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.

13.   Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.

14.   Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.

15.   Называет текущий день недели.


Развитие             

Речи

1.     Речь становится полностью понятной и связной.

2.     Словарный запас существенно расширяется, фразы и предложения, которые он строит, усложняются. Количество слов в словарном запасе достигает 3 тысяч

3.     Четко и ясно выражать свои мысли, строить связные, логичные предложения;

4.     Понимать, что подразумевается под обобщающими словами: домашние животные, одежда, мебель и т.п.;

5.     Знать алфавит (хотя бы половину), называть слова, начинающиеся на каждую знакомую ему букву;

6.     Отвечать   на   вопросы  сложными,   развернутыми   фразами, строить рассуждения, спорить.

7.     Понимать, что такое синонимы и антонимы, уметь их подбирать;

8.     Иметь живую, выразительную речь, правильно расставлять интонацию;

9.     Уметь пересказать сказку или фильм, поделиться впечатлениями о произошедшем событии, рассказать о 

себе.

10. Может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.

11.   Может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

12. Может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.

Окружающий мир

1. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.

2. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд —

по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать

несколько различных и при этом противоположных признаков

Развитие   моторики

Физическое развитие

К 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо :

       развита координация движений и умение держать равновесие.

Кроме того, пятилетних детей можно эффективно обучать  сложным двигательным навыкам, требующих хорошей физической подготовки, ловкости и


 

 

 скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы

Может:

1.     Пробежать расстояние 40–50 метров без остановки;

2.     Уверенно ходить по гимнастической доске;

3.     Ловить мяч в воздухе, забрасывать его в цель;

4.     Прыгать в высоту и длину, перепрыгивать через препятствия;

5.     Висеть и подтягиваться на шведской стенке, взбираться по ней;

6.     Прыгать на скакалке.

7.     Высоко подпрыгивать на двух ногах;

8.     Прыгать и стоять на одной ноге;

9.     Лазить по веревочной лестнице;

Мелкая моторика

1.     Рисование, лепка, конструирование и другие виды творчества имеют огромное значение для умственного развития дошкольника, поскольку выступают в    качестве средства познания окружающего мира.

2.     Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок       

уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого). В дошкольном возрасте рисунки детей становятся все 

более предметными и детализированными. Малыши рисуют  животных, людей, природу и окружающие предметы. Кроме того, они могут изображать ситуации из жизни (реальные и выдуманные), делать рисунки к рассказам и фильмам. Может:

3.     Уверенно пользоваться разными видами рисовальных инструментов (карандаши, фломастеры, краски);

4.     Нарисовать человека, животное, сделать сюжетный рисунок;

5.     Соблюдать пропорции на рисунке;

6.     Рисовать все основные геометрические фигуры, соединять   их между собой;

7.     Лепить фигурки на заданную тематику из пластилина или   глины;

8.     Вырезать ножницами фигуры из бумаги, делать аппликации.

9.     Уверенно пользоваться разными видами рисовальных  инструментов (карандаши, фломастеры, краски); Мелкая моторика рук к пяти годам активно совершенствуется.

Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге, пробуют делать из бумаги оригами, хорошо складывают пазлы из десятка деталей.

Развитость тонкой моторики - основной показатель


 

готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны, и любые                                                              нарушения в этой цепи приводят к отставанию.

Навыки обихода

1.      Может:

2.      1.Ребенок может звонить по телефону.

3.     2.Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить  пуговицу

4.      Ребенок может уметь вести себя за столом.

5.     Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот  после приема пищи.

6.      Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

7.     Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.

8.     Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего          нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

9.      8. Ребенок может знать название текущего месяца, последовательность дней недели

 

Умственное развитие

Может:

1.     Отгадывать простые загадки, понимать и объяснять смысл           некоторых пословиц и поговорок;

2.      Последовательно рассказывать о происходящих событиях;

3.      Придумывать рассказ по сюжетным картинкам;

4.      Знать все основные цвета;

5.     Без труда определять сходства и различия разных предметов, в том числе на картинках;

6.     Сосредотачивать внимание на текущем занятии не менее 10 минут;

7.     Знать названия овощей, фруктов, уметь определить вкус      каждого из них;

8.      Знать наизусть несколько стихов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности общения с детьми в семье"

Цель консультации: дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребёнка, расширить представления родителей об эмоциоях, их влиянии н...

Консультация для воспитателей "Особенности сенсорного развития"

Представлена консультация для воспитателей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста...

Групповая консультация для родителей "Особенности общения с детьми в семье"

Цель консультации: дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребёнка, расширить представления родителей об эмоциях, их влиянии на...

Консультация для родителей "Особенности воспитания мальчиков и девочек"

Консультация для родителей по гендерному воспитанию....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»

Постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуа...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...