Букварик: СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Р»
учебно-методический материал

Крайнюченко  Наталья  Юрьевна

Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.

      Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.

       Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

     Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Можно использовать сказки и рассказы, после прослушивания (прочтения) которых, ребёнок называет слова с заданным звуком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

СКАЗКИ  И  РАССКАЗЫ  С  БУКВОЙ  «Р»

Рак.

  Юра поймал в пруду  (рака).

  Покажи мне (рака), — просит Рая.

   — Вот (рак), — на, держи.

  Только Рая протянула руку, (рак) схватил её клешнёй за палец.

 — Ой! — вскрикнула Рая и бросила (рака) обратно в воду.

   

Краски.

 Вере подарили новые (краски).

 (Краски) были яркими и красивыми.

 Стала Вера рисовать новыми (красками).

 (Красками)  она покрасила траву, деревья и крышу дома.

- Убирай  свои  (краски), — сказала  мама, пора спать.

 

Рассказы с вопросами.

 

1. У Юры и Иры новая игра. Это радио.         У кого...? Что...?

—   Я буду диктором, —  говорит Юра.           Кто...? Что говорит...?

—   Это микрофон. Говорит город Ковров. Передаю микрофон другому диктору.

— Сегодня в нашем городе праздник, - говорит Ира,      Кто...? Что говорит...?

— Там будут разные игры и аттракционы.          Что будет…?

 

2. Юра с мамой были  в роще.        Кто...? Где...?

    Там кружился целый рой комаров.        Что...?

    Юра закрывается руками от комаров, прыгает, вертится.

              Кто...? Что делает…? От кого...?

    Но одно от них спасение — костёр.      Какое спасение...?

    Мама разжигает костёр.        Что делает...?  Что…?

    Комары боятся дыма и теперь держатся в стороне.     Кто...? Что делают…?

 

3. На  окраине одного  города старый парк.      Где...? Что...?

    Там  огромные  деревья и красивые цветники.      Что...? Какие...?

    На клумбах растут розы, георгины, ирисы, резеда, рудбекии.     Какие цветы...?

    В открытом театре играет оркестр.     Где...?

    Хорошо отдыхать в старом парке.      Где...?

 

4.  Юра решил сделать младшему брату Роме подарок.     Кто...? Кому…? Что...?

     Работал    Юра    старательно    и    аккуратно.       Кто...? Как...?

     У него из фанеры получилась    хорошая    подставка для книг.

         Какая...? Из   чего…?

     Роме понравился подарок Юры.        Кому...?  Что…? Чей...? 

Мальчик наоборот.

У Юры Рябинина всё наоборот. Ребята рисуют - Юра играет в игры.Ребята готовят уроки — Юра рисует, ребята строят дом — Юра прыгает.

— Ребята, давайте подарим Юре стихи Агнии Барто про мальчика наоборот,— говорит Рая.

Открывает Юра книгу и видит такие строчки, подчеркнутые красным карандашом:

«Все  кладут сначала в рот бутерброд,

а потом едят компот,

всегда наоборот.

Он сначала ест компот,

за компотом бутерброд»

— Ой, да это про меня,— думает   Юра.

   

Одна буква.

       Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала: ВАРОНА. Я говорю ей:  «Ты неверно написала. После В надо писать О, а не А». А Маша отвечает: «Ну, подумаешь, одна буква... вАрона или вОрона, какая тут разница? И так все поймут». Тогда я сказал: «А ну-ка, зачеркни в слове ВОРОНА букву Н. Зачеркнула? А теперь вместо Н напиши букву Т. Что получилось?» Смеётся   Маша:   «Вот   чудеса,   получилось ВОРОТА!». «Поняла,— говорю,— что     значит  одна буква?» Потом сочинили мы с Машей стихи. И в том стишке одну букву заменили другой.

 

В уголке Дурова

     Юру и Лиду папа повёл в Уголок Владимира Дурова смотреть дрессированных   зверей. Юра и Лида видели там ворон, белок, тигров, слонов, попугаев, медведей,   морских львов. Белка то и дело бегала в колесе и вертела его. Ворон громко говорил: «Воронок, воронок». Морской лев на носу крутил на палке тарелку. Слон  кланялся  ребятам  и  протягивал к ним хобот. Юра и Лида кормили его булкой. Медведь кувыркался и хлопал лапами. Дети были довольны. Этой прогулки в уголок Дурова они никогда не забудут.

 

Рыжий город.

           Одного мальчика дразнили рыжим. Это он сильно переживал. Онрешил уйти из дома. Лёг вечером спать и видит сон: как будто он уже ушёл из дома. Смотрит, ворота, а на них надпись:   «Добро   пожаловать   в  Рыжий   город!» Зашёл  и ахнул.

          В этом городе всё было рыжим: рыжие ручьи  текли  по  рыжим  травам  и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие облака повисли.Рыжие рыбаки ловили рыжих рыб и раков. По радио передавали «РыжийРок». Все рыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подошла рыжая девочка и спросила: «Ты почему такой грустный?»  «Меня все    рыжим дразнят»,— ответил Рыжик. «А солнце какого цвета?» «Ну, рыжего»,—робко сказал мальчик. «И мы — рыжие, все мы — маленькие солнышки.Радоваться надо!»

           И тут мальчик проснулся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "В гостях у Букварика"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «В гостях у Букварика». Данный материал будет полезен воспитателям...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»...

Игра "Интернет - букварик"

Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме "Информационная безопасность"....

Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Букварика».

Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.Задачи:Формировать умения обобщать, классифицировать;Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и син...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»

Речевая  направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....