Знакомим дошкольников с предлогами
консультация

Зачем ребёнку знать предлоги? С какого возраста начинать их изучать? И при чем тут пространство? При помощи игр,  взрослый сможет уточнить понимание детьми значений предлогов, провести их дифференциацию и сформировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в речи детей.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/758833/?ysclid=lxa4tkkvqc917019519

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zr.docx332.17 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомим дошкольников с предлогами

Знание предлогов и правильное употребление их в речи является частой проблемой не только дошкольников, но и детей школьного возраста. Поэтому чрезвычайно важно научить детей с раннего детства  распознавать предлоги, понимать, для чего они нужны, и грамотно их использовать.

У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются многочисленные ошибки при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова», так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:
НА – это значит на поверхности чего-то (на столе)
В – это означает внутри чего-то (в столе)
ПОД – внизу под чем-то (под столом)
НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом)
ОКОЛО – рядом с чем-то (со столом)
ЗА – как бы спрятано позади чего-то (позади стола)
ПЕРЕД – впереди чего-то (впереди стола)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия).

Давайте разберемся, что должно быть сформировано у ребенка для эффективного изучения предлогов и как именно с ним их надо изучать, если есть необходимость.

Обратите внимание: умение слышать, понимать предлоги как отношения между предметами и умение проговаривать предлоги, использовать их в речи – 2 разных навыка!

Но, как правило, у детей без выраженных особенностей развития можно проводить работу параллельно: учить проговаривать предлог в речи и понимать его значение.

Если есть желание выяснить, готов ли именно ваш ребенок к изучению предлогов, проконсультируйтесь у логопеда.

Если такой возможности нет, обратите внимание на следующие признаки: хорошо ли ребенок различает звуки речи на слух – сможет ли он выделить предлог из речевого потока, услышать его?

 Сформирована ли у него уже определенная грамматическая база: использует ли он падежные окончания? И как правило, к этому моменту уже сформирована категория числа существительных.

Сформированы ли у него начальные пространственные представления? Понимание значения простых предлогов – это понимание пространственных отношений. Если ребенок не понимает «вверху», «внизу» «впереди», «сзади» и т.д., то и использовать предлоги в речи ребенок не сможет.

Предлоги обычно делят на следующие категории:

Простые: в, на, под, над, из, около, к, от, перед, за (со значением местоположения) и т.д.

Сложные: из-за, из-под, предлоги из списка простых в других значениях.

В дошкольном возрасте работу начинают с простых предлогов, потом переходят к сложным.

Сначала изучается 1 предлог, в одном значении! Не берите сразу много, не старайтесь показать сразу все пространственные отношения. Тренируйте понимание и использование 1 предлога, потом другого, затем проводите дифференциацию. 

Детям до 3 лет НЕЛЬЗЯ давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Изучайте предлоги в пространстве дома и квартиры, играйте.

Например:

Предлоги В – ИЗ.

Игра «Складываем горошинки в стаканы»

Складываем шарики, использовать предлог В (стакан) проговаривать полной фразой «Я кладу горошинку в стакан». В т.ч.

класть по инструкции «Положи горошинку в стакан».

На вопрос «Где горошинка?» смотрим и называем: «Горошинка в стакане» и т.д.

«Собираем горошинки в стучок», используем предлог Из. Проговариваем полным ответом («Я достаю горошинку ИЗ стакана»).

Игры по аналогии: можно раскладывать мелкие игрушки, геометрические фигуры.

Детям до 5 лет НЕЖЕЛАТЕЛЬНО давать изучение предлогов на плоскостном изображении. Это значит, что допустимо в возрасте с 3 до 5 лет изучать предлоги по различным картинкам, но ЛУЧШЕ изучать предлоги непосредственно в пространстве, которое окружает ребенка.

Детям после 5 лет НЕОБХОДИМО давать изучение предлогов на плоскостном изображении.

И, очень важно – чтобы грамматическая категория, в данном случае предлог, появилась в речи, необходимо достаточное количество повторений. В классической литературе пишут обычно о 60 повторах одной формы: т.е. вам, играя или занимаясь с ребенком, надо создать ситуацию, в которой он сможет повторить 1 предлог около 60 раз. Конечно, кто-то запоминает и быстрее – но ориентироваться надо все таки на большое количество повторений.

Надеюсь, рекомендации помогут Вам и Вашим детям!

Стихотворение к игре с предлогами «Котята»

Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки:
Первый прыгнул 
в сапожок —
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался 
в корзинке,
А 
под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась 
у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)

https://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/ca6dcd09ca0db81763e0584c6ed9b6ef.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/389

https://fs-thb02.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/6c9590e4c988e87dafe1c4cc3f0546a1.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/257

https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/0a12ad0fe359b80421e40e820f566ec6.jpg/s/s1200x/a/27502/sc/131


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений для ознакомления старших дошкольников с предлогами.

Недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии. Для  ознакомления детей с предложными конструкциями лучше всего использовать дидак...

Знакомим детей с предлогом

Практические задания по ознакомлению детей с редлогами в подготовительной группе....

Презентация "Знакомим малышей с предлогами"

Используя в работе с детьми младшего дошкольного возраста данную презентацию, можно познакомить детей с предлогами и закрепить  правильное употребление в разговорной речи....

консультация Знакомим ребенка с предлогами

У детей часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при употреблении предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа по преодолению...

Методический материал "Знакомим дошкольников с предлогами"

Мною разработаны практические задания для индивидуальной работы с дошкольниками, целью которых является закрепление зрительного образа предлога – схемы и дифференциация их в речи....

Дидактический материал для родителей: "Знакомим ребенка с предлогами"

Дидактический материал для родителей: "Знакомим ребенка с предлогами"...