Консультация "Как игрушки помогают в развитии детей"
консультация

Евдокимова Светлана Леонтьевна

Какие игрушки выбрать и предложить ребёнку? Думающих и неравнодушных родителей всегда занимал этот вопрос. На что ориентироваться,  какие критерии при выборе учитывать? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы здесь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_igrushki_pomogayut_v_razviti_detey.docx508.79 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушки – это предметы, предназначенные для забавы и обучения детей. Они могут быть различной формы и материала: от мягких игральных кубиков до сложных наборов для сборки. Игрушки могут представлять собой животных, людей, транспортные средства, здания или даже абстрактные объекты. Основная цель игрушек – знакомство малыша с окружающим миром и помощь в развитии.

Девочка с игрушками

Как игрушки помогают в развитии детей

Как игрушки помогают в развитии детей? Игрушки – это предметы, которые помогают мальчикам и девочкам развиваться в разных сферах жизни. Они способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию ребенка, помогают познавать мир и приобретать новые знания. Игрушки также используются в образовательных целях и для развития технических и художественных навыков. Наличие разнообразных игрушек в игротеке помогает мальчикам и девочкам развивать свое мышление, кругозор и умение имитировать взрослых. Характер, тип, оформление игрушек зависит от возраста малышей, его умственного развития и интересов. Чем меньше ребенок, тем больше влияние игрушек на его психическое развитие.

Вот почему так важно правильно подбирать игрушки для детей младшего возраста. В раннем возрасте развитие происходит стремительно, что приводит к смене задач, методов и средств воспитания, включая игровой материал. Важно помнить, что развитие психики детей, формирование их личности происходит через активное изучение окружающего мира. В первую очередь, маленький ребенок должен освоить материальную культуру, то есть практическими навыками работы с предметами и инструментами.

Дети с глобусом

Как игрушки знакомят с окружающим миром

По педагогическим признакам игрушки можно классифицировать на несколько категорий: для физического развития, для мышления, для творческого развития, для социального и языкового развития. Это не является исчерпывающим списком, но дает общий вид того, как игрушка может помочь развивать различные навыки детей. Первая важнейшая группа игрушек, влияющая на всестороннее развитие, – это игровые элементы, которые способствуют развитию координации движения, зрительных и тактильных ощущений у детей от рождения до года. Сюда можно отнести незамысловатые погремушки, подвески, шары, кольца, пирамидки, вкладыши и сортеры, привлекающие внимание ребенка своей формой, цветовой палитрой, шумовым звучанием. Данная категория игрушек очень важна для первого формирования детского восприятия мира. Игрушки данной группы наглядно демонстрируют малышу, какие конкретно действия можно производить с тем или иным предметом.

Вторая категория включает в себя игровые наборы, связанные с исследованием детьми окружающей природы. В ней представлены разнообразные сюжетные игрушки о жизни, животных и растениях, транспорте и профессиях. Особую ценность представляют куклы. Они являются традиционными игрушками, в игре с которыми ребята учатся задавать свои вопросы, а также пытаются дать на них ответ. При такой игровой форме у малышей развивается логическое мышление, память, речь. Наборы для сюжетно-ролевых игр вызывают у мальчиков и девочек интерес к жизни и возникновению желание принять в ней участие. Третья, не менее важная группа – это игрушки, которые помогают физическому развитию. Эта категория включает в себя:

  • для развития опорно-двигательного аппарата (каталки, скакалки, велосипеды, самокаты, лыжи, коньки и т.д.);
  • ·для совершенствования меткости (ружья, пистолеты, рогатки, арбалет);
  • для укрепления мышц рук и кистей (сортеры, вкладыши, пирамидки);
  • для тренировки плечелучевой мышцы (городки, мяч, кегли, дартс);
  • для общего укрепления сил ребёнка, развития гибкости, ловкости, мускулатуры (шведские стенки, канаты, различные тренажеры).


Мама играет с дочкой

Игрушки для физического развития способствуют вырабатыванию спортивных качеств, совершенствованию мимики и жестов, формируют усидчивость и улучшают мелкую и крупную моторику. Следующая категория игрушек представляет собой элементы дидактики для развития ума детей и общего расширения кругозора. Такие игрушки являются важными, потому что выполняют учебно-познавательные и обучающие функции. Для детей младшего возраста подходят различные конструкторы, манипуляторы, наборы для моделирования и дизайна, лото, пазлы, головоломки, настольные игры и т.д. Все эти игрушки помогают ребятам получать информацию о жизни вокруг, а также участвуют в процессе развития внимания, наблюдательности, сообразительности, памяти, логического и образного мышления, речи, правильного восприятия цвета, звука, формы, художественного вкуса.

Игрушки, которые влияют на приобретение детьми новых знаний и навыков. Это игровые наборы с элементами науки и техники, то есть технические и научные игры. Подобная категория игр учит мальчиков и девочек разбираться в принципах действия различных устройств, механизмов, конструкций. Во время игры у малышей вырабатывается навыки для самостоятельного воссоздания того или иного объекта при помощи предложенного материала, инструментов с использованием схем и чертежей для сборки. Научные игрушки помогают в изучении законов химии, физики, механики, повышают образование детей в области технической грамотности. Также следует выделить игрушки, которые участвуют в прививание детям трудовых навыков. В эту группу входят садовый инвентарь, строительные инструменты, комплекты для технического творчества и рукоделия. Главное, чтобы игрушки как можно реалистичней имитировали реально существующие предметы, которые используют взрослые.

Машинки игрушки

Игрушки для развития творческих способностей

Знакомство малыша с окружающим миром может осуществляться с помощью музыкальных игрушек, игрушек для художественного формирования, а также товаров, которые помогают музыкальному развитию мальчиков и девочек.

  • Различные шумовые, духовые, ударные, клавишные инструменты. Одни игрушки дают малышам возможность прослушивать музыку, другие воспроизводить музыкальные мелодии.
  • Группа игрушек для художественного формирования детей – это наборы для теневых и кукольных театров, а также всевозможные кукольные персонажи. Участие в различных театрализованных постановках способствует развитию речи, пополнения словарного запаса, знакомят с разными театральными жанрами.
  • Серия игрушек для творчества помогает развить художественные способности. Она включает в себя наборы для изучения различных видов творчества, таких как: рисование, декупаж, аппликация, пластилинография, ниткография, шерстяная живопись, кинусайга, зентангл, работа с бумагой и пластиком.

Раннее ознакомление малышей с окружающим миром через игрушки – это наиболее эффективное мероприятие для общего развития мальчиков и девочек. Полученная в процессе игры информация очень пригодится в повседневной жизни детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игры и игрушки для сенсорного развития детей»

Консультация для родителей « Игры и игрушки для сенсорного развития детей»Проблема:Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2 лет играют очень важную роль.Поэтому для похода в магазин игрушек роди...

«Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста»

laquo;Роль дидактической игрушкив интеллектуальном развитиидетей раннего возраста» Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т.п., пред...

Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет.

Консультация для родителей « Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет. Проблема: Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 играют очень важную роль. Поэтому для похода в магаз...

Конспект занятия на тему: «Моя любимая игрушка». по физическому развитию детей младшей группы (3-4 года).

Конспект занятия на тему: «Моя любимая игрушка».  по физическому развитию детей  младшей группы (3-4 года)....