Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет.
консультация (младшая группа) по теме
Консультация для родителей « Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет. Проблема: Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 играют очень важную роль. Поэтому для похода в магазин игрушек родителям желательно ознакомиться с особенностями возраста своего малыша и играми которые будут эффективно влиять на его развитие. Но как часто бывает, родители заботятся о том, чтобы купить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают, что этим доставят детям больше удовольствия и будут способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются! Вопрос: Какие игрушки и игры нужны ребенку в возрасте 2-3лет для сенсорного развития. Для начала надо сказать, что, сенсорное развитие представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие ощущений и представлений о предметах и явлениях, существующих в мире. Сенсорное развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень быстро схватывают! Качественное обучение малыша во многом зависит от того, насколько он ознакомлен с восприятием предметов, объектов и явлений. Ребёнок начинает познавать окружающий мир посредством анализа тех явлений, которые вокруг него происходят (которые он видит, слышит, или ощущает). Познание мира происходит через органы чувств, а полученная информация уже анализируется головным мозгом ребёнка и на основании результатов анализа вырисовывается общая картина какого-то конкретного события. Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в процессе игры. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ Собирать самостоятельно пирамидку из 4-5 колец контрастных размеров Выполнять поручения взрослого по подбору предметов того или иного цвета ( сначала взрослый показывает нужный цвет) Различать большие и маленькие предметы, называть их размер Узнавать и называть геометрические фигуры (2-3 фигуры: круг, квадрат, треугольник) Выполнять дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов; сравнение по форме, цвету величине и др. признакам, обобщению по выделенным признакам МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕМЬЕ Желательно чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п. Необходимы игрушки контрастных размеров, цветов, различной формы Развивающую среду следует пополнить разрезными картинками, кубиками с картинками, парными картинками, пирамидками, формами- вкладышами, шнуровками и т.д. Развивающие и обучающие книги для детей, которые помогают ребенку развиваться, приобретать новые знания в различных областях. Развивающую среду необходимо пополнять занятиями по изодеятельности: лепка, рисование. ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ «Что катится? » Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый. «Чтение потешек» Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал незаконченные фразы и, если у него это плохо получается, поменяйтесь ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно отразится на его интеллекте. «Сравни предметы». Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие внимания у детей. «Оденем кукол». Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка. кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно. «Запомни картинку». Для этой игры необходимо заранее приготовить 4-6 картинок, на каждой картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует развитию памяти ребёнка. «Будь внимателен». Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» - изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» - пятиться назад, «птицы» - бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» - стоять на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на звуковые сигналы. Ориентировка в цвете. Игра «Цветное лото» (четыре цвета на разнообразном материале) Учить ребенка подбирать по образцу разнообразные предметы (картинки), окрашенные в 4 основных цвета, к соответствующему фону. Взрослый дает ребенку карточки-фоны, окрашенные в основные цвета. Затем показывает изображения знакомых предметов, окрашенных в основные цвета, чередуя эти цвета. Варианты заданий: «Найди картинки для этой карточки-фона. Скажи, что это? Под какую карточку-фон положим?» Называния цветов от ребенка не требовать. Ориентировка в цвете (на однородном материале ) Фиксировать внимание ребенка на тождестве предметов по цвету. Учить подбирать по образцу и слову взрослого предметы трех, затем четырех основных цветов. Не акцентировать внимание ребенка на названии цветов. Варианты заданий: Найди для куклы вторую синюю варежку (выбрать из разложенных в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, зеленая). Найди такие же палочки, разложи палочки по кучкам. "Положи в такие же коробочки (группировка однородных игрушек: шариков, кубиков и др.). «Сервируем стол» и др. Знакомство с красным цветом. Задание №1 Учить ребенка находить разнообразные предметы красного цвета сначала среди дидактического материала, а затем в окружающей обстановке; называть цвет; использовать красный цвет в рисовании. Вопросы и задания: а) С дидактическими игрушками; «Найди красный шарик. Это красный шарик? А этот? («Этот не красный.») Где еще красный шарик? Какой это шарик? («Этот красный.») Кати красный шарик, еще кати красный шарик. Те же задания с колечками, кубиками, кирпичиками и др. б) рисование: «Возьми красный карандаш. Нарисуй палочки (клубочки, колечки, солнышко и др. в зависимости от изобразительных навыков ребенка). Какое солнышко?» в) экскурсия по комнате: «Найти в комнате предметы красного цвета, назови их». Знакомство с синим цветом Какой? (только синий) Цель и порядок упражнений см. в занятии № 1 : а) с дидактическими игрушками, б) выбор нужного карандаша среди других, рисование синим карандашом («дождик», «колечки», «тучка» и др.), в) экскурсия по комнате. Задание с чередованием двух цветов Какой? (синие и красные) Учить ребенка чередовать предметы по цвету, не отступая от поставленной задачи, правильно называть два цвета. Варианты заданий: «Сделать заборчик из красных и синих кирпичиков (кирпичики чередовать). Собрать пирамидку из красных и синих колец, нарисовать лесенку из красных и синих ступенек (две вертикальные линии рисует взрослый, а ребенок - ступеньки). Цвет ступенек чередовать. Нарисовать красное солнышко и синюю тучку, рассказать о своем рисунке. («Я нарисовал желтое солнышко и синюю тучку» и т.п.)». Ориентировка в форме. «Занимательная коробка» (простой вариант) Учить ребенка действовать не методом проб и ошибок, а методом зрительного соотнесения отверстия и соответствующей формы; действовать по словесной инструкции: «Дай такой же». Варианты заданий: «Найди такие, опусти в окошко. Собери пирамидку (из различных геометрических тел, чередуя их по показу взрослого: шар, куб, цилиндр, кольцо и др.)». Самое главное, что нужно помнить при обучении ребенка - это то, что занятия должны приносить малышу удовольствие, быть в радость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
« Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет.
Проблема: Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 играют очень
важную роль. Поэтому для похода в магазин игрушек родителям
желательно ознакомиться с особенностями возраста своего малыша и играми
которые будут эффективно влиять на его развитие. Но как часто бывает,
родители заботятся о том, чтобы купить детям как можно больше игрушек, и
притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают, что этим
доставят детям больше удовольствия и будут способствовать их развитию.
Но в этом они ошибаются!
Вопрос: Какие игрушки и игры нужны ребенку в возрасте 2-3лет для
сенсорного развития.
Для начала надо сказать, что, сенсорное развитие представляет собой
комплекс мероприятий, направленных на развитие ощущений и
представлений о предметах и явлениях, существующих в мире. Сенсорное
развитие нужно начинать с раннего возраста. Пик развития малышей
приходится на детей 2-3 лет. Они в этом возрасте очень
быстро схватывают! Качественное обучение малыша во многом зависит от
того, насколько он ознакомлен с восприятием предметов, объектов и
явлений. Ребёнок начинает познавать окружающий мир посредством анализа
тех явлений, которые вокруг него происходят (которые он видит, слышит,
или ощущает). Познание мира происходит через органы чувств, а полученная
информация уже анализируется головным мозгом ребёнка и на основании
результатов анализа вырисовывается общая картина какого-то конкретного
события. Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в
процессе игры.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ 2-3 ЛЕТ
Собирать самостоятельно пирамидку из 4-5 колец контрастных
размеров
Выполнять поручения взрослого по подбору предметов того или иного
цвета ( сначала взрослый показывает нужный цвет)
Различать большие и маленькие предметы, называть их размер
Узнавать и называть геометрические фигуры (2-3 фигуры: круг,
квадрат, треугольник)
Выполнять дидактические задания на подбор, соотнесение и
группировку предметов; сравнение по форме, цвету величине и др.
признакам, обобщению по выделенным признакам
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО
СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕМЬЕ
Желательно чтобы ребенка окружали игрушки из различных
материалов – дерева, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п.
Необходимы игрушки контрастных размеров, цветов, различной
формы
Развивающую среду следует пополнить разрезными картинками,
кубиками с картинками, парными картинками, пирамидками, формами-
вкладышами, шнуровками и т.д.
Развивающие и обучающие книги для детей, которые помогают
ребенку развиваться, приобретать новые знания в различных областях.
Развивающую среду необходимо пополнять занятиями по
изодеятельности: лепка, рисование.
ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
«Что катится? »
Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую
игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных
ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить,
пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку
выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто
выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте
вывод, что шарик катится потому, что он круглый.
«Чтение потешек»
Взрослый многократно повторяет простенький стишок или сказку. Когда
текст уже знаком ребёнку, сделайте так, чтобы он договаривал
незаконченные фразы и, если у него это плохо получается, поменяйтесь
ролями. Таким образом, получается своеобразный диалог, способный увлечь
ребёнка. Подобные занятия разовьют речь и память малыша, что непременно
отразится на его интеллекте.
«Сравни предметы».
Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем
похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и
мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки,
лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка –
большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить –
поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие
внимания у детей.
«Оденем кукол».
Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая
между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол –
большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать,
какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали
свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок
распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу,
постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой
куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной
степени развивать восприятие ребёнка. кукле принадлежит какой комплект
одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно.
«Запомни картинку».
Для этой игры необходимо заранее приготовить 4-6 картинок, на каждой
картинке должен быть изображён какой-то предмет. Игру можно провести
как соревнование между несколькими детьми или самим посоревноваться с
ребёнком в том, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают
картинки несколько минут, потом их убирают, а участники по очереди
называют картинки, которые запомнили. Выигрывает тот, кто последним
назвал картинку, о которой ещё не упоминали. Эта игра способствует
развитию памяти ребёнка.
«Будь внимателен».
Дети шагают по кругу под музыку. На слово «зайчик», произнесенное
ведущим, они должны начать прыгать, как зайчики. На слово «лошадка» -
изображать, как лошадь ударяет копытом об пол. На слово «рак» - пятиться
назад, «птицы» - бегать врассыпную, широко расставив руки, «аист» - стоять
на одной ножке. Эта игра стимулирует внимание, учит быстро реагировать на
звуковые сигналы.
Ориентировка в цвете.
Игра «Цветное лото»
(четыре цвета на разнообразном материале)
Учить ребенка подбирать по образцу разнообразные предметы
(картинки), окрашенные в 4 основных цвета, к соответствующему
фону.
Взрослый дает ребенку карточки-фоны, окрашенные в основные
цвета. Затем показывает изображения знакомых предметов,
окрашенных в основные цвета, чередуя эти цвета.
Варианты заданий: «Найди картинки для этой карточки-фона.
Скажи, что это? Под какую карточку-фон положим?» Называния
цветов от ребенка не требовать.
Ориентировка в цвете
(на однородном материале )
Фиксировать внимание ребенка на тождестве предметов по цвету.
Учить подбирать по образцу и слову взрослого предметы трех, затем
четырех основных цветов. Не акцентировать внимание ребенка на
названии цветов.
Варианты заданий: Найди для куклы вторую синюю варежку
(выбрать из разложенных в следующем порядке: красная, зеленая,
синяя, зеленая). Найди такие же палочки, разложи палочки по кучкам.
"Положи в такие же коробочки (группировка однородных игрушек:
шариков, кубиков и др.). «Сервируем стол» и др.
Знакомство с красным цветом.
Задание №1
Учить ребенка находить разнообразные предметы красного цвета сначала
среди дидактического материала, а затем в окружающей обстановке;
называть цвет; использовать красный цвет в рисовании.
Вопросы и задания:
а) С дидактическими игрушками; «Найди красный шарик. Это красный
шарик? А этот? («Этот не красный.») Где еще красный шарик? Какой это
шарик? («Этот красный.») Кати красный шарик, еще кати красный шарик.
Те же задания с колечками, кубиками, кирпичиками и др.
б) рисование: «Возьми красный карандаш. Нарисуй палочки (клубочки,
колечки, солнышко и др. в зависимости от изобразительных навыков
ребенка). Какое солнышко?»
в) экскурсия по комнате: «Найти в комнате предметы красного цвета,
назови их».
Знакомство с синим цветом
Какой? (только синий)
Цель и порядок упражнений см. в занятии № 1 :
а) с дидактическими игрушками,
б) выбор нужного карандаша среди других, рисование синим карандашом
(«дождик», «колечки», «тучка» и др.),
в) экскурсия по комнате.
Задание с чередованием двух цветов
Какой? (синие и красные)
Учить ребенка чередовать предметы по цвету, не отступая от
поставленной задачи, правильно называть два цвета.
Варианты заданий: «Сделать заборчик из красных и синих кирпичиков
(кирпичики чередовать). Собрать пирамидку из красных и синих колец,
нарисовать лесенку из красных и синих ступенек (две вертикальные линии
рисует взрослый, а ребенок - ступеньки). Цвет ступенек чередовать.
Нарисовать красное солнышко и синюю тучку, рассказать о своем рисунке.
(«Я нарисовал желтое солнышко и синюю тучку» и т.п.)».
Ориентировка в форме. «Занимательная коробка» (простой вариант)
Учить ребенка действовать не методом проб и ошибок, а методом
зрительного соотнесения отверстия и соответствующей формы;
действовать по словесной инструкции: «Дай такой же».
Варианты заданий: «Найди такие, опусти в окошко. Собери
пирамидку (из различных геометрических тел, чередуя их по показу
взрослого: шар, куб, цилиндр, кольцо и др.)».
Самое главное, что нужно помнить при обучении ребенка - это то,
что занятия должны приносить малышу удовольствие, быть в
радость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.
В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....
Игры и упражнения для сенсорного развития детей раннего возраста
Игры включенны в эту картотеку помогут ребенку получить целосное представление о предмете (величине, фолрме, цвете). Их можно использовать как в свободное время так и на занятиях....
Консультация для родителей «Игры и игрушки для сенсорного развития детей»
Консультация для родителей « Игры и игрушки для сенсорного развития детей»Проблема:Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2 лет играют очень важную роль.Поэтому для похода в магазин игрушек роди...
Методическая разработка "Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста"
Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и н...
Презентация - консультация родителей на тему "Дидактические пособия (игры и игрушки) для сенсорного развития детей раннего возраста своими руками"
Уважаемые родители!В данном материале я хочу предложить Вам активно поучаствовать в развитии Вашего ребёнка путём обогащения его развивающей среды дома. В презентации представлены дидактические пособи...
Картотека дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста
laquo;Чудесный мешочек»Игровая задача - закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.Игровое действие:...
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста...