«Тайны детского рисунка»
консультация

Шведова Ольга Николаевна

Почти все дети рисуют с удовольствием. Рисунок — это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или что пережил. В рисунке отражается внутренний мир маленькой личности, через рисунок ребенок как бы «рассказывает» о том, как воспринимает себя и ощущает свое место в мире.
В каракулях скрываются эмоции.
«Рисунки детей до 5 лет мы не анализируем, так как до трех-четырех лет дети только учатся держать и пользоваться карандашами, фломастерами,кистями и красками. Они учатся различать цвета, знакомятся с палитрой различных оттенков. Задача родителей на раннем этапе развития ребенка (от года до четырех лет) — обогащать среду разнообразными художественными средствами и создавать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша», — говорит специалист.
Первые рисунки всех детей — это «головоноги» (кружочки с палочками). А вот рисунки пятилетних детей уже более информативны. По ним можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что он чувствует, и где могут быть скрытые внутренние проблемы. Какие рисунки наиболее информативны? Рисунок семьи. Расскажет о взаимоотношениях внутри семьи. Попросите ребенка нарисовать свою семью. На что следует обратить внимание: кто входит в состав семьи, кого рисует или кого «забыл» нарисовать ребенок? Хорошо, если вся семья в сборе. Но бывает так, что ребенок вместо семьи рисует просто дом, где не видно ни одного человека. Это значит, что общение с родными не дает ему необходимого понимания. Более того, обстановка в семье настолько напряженная, что малыш считает ее враждебной по отношению к себе. Второй момент — какое настроение у членов семьи? Они дружат, ругаются, спорят? Рост и размер членов семьи — очень интересный показатель. Он может быть реальный (например, папа в реальности выше мамы), а может говорить и о том, кто в семье главный. Как расположены фигуры на листе? Фигуры могут быть расположены далеко, каждый «сам по себе». Хорошо, если вся семья «в сборе». Здесь мы можем увидеть эмоциональные связи ребенка с членами семьи, близкие или разобщенные. Потребность в общении и во внимании со стороны тех, кого нарисовал «поодаль».
Рисунок человека. Попросите ребенка нарисовать человека, похожего на себя. Данный продукт творчества покажет, как ребенок воспринимает себя: о чем мечтает, каким хочет быть. Обратите внимание на то, каким он себя изображает, насколько прорисованы части тела, одежда. Как ребенок располагает себя в группе людей: если он меньше других и находится в стороне, то это может говорить о сложностях в общении. Также следует обратить внимание на настроение человека на рисунке.

Рисунки-ситуации:
«Я в детском саду», «Я в гостях», «Я на приеме у врача» или «Я в школе»
и так далее.
Рисунок ситуации — это прекрасный повод узнать, как ваш ребенок чувствует
себя в детском саду, в гостях, в школе, у врача, и что с ним происходит в этот
момент. Дети не всегда могут рассказать об этом напрямую, а вот через
рисунок вы узнаете много интересных подробностей. Спросите ребенка, где
он на рисунке, что он чувствует, какой он — веселый или грустный —
и почему? Что делают и что говорят другие люди на рисунке (друзья,
воспитатели, учителя, врачи)?
Когда нужна помощь специалиста
Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке
и родителям стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае
не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании
рисунков, но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание.
Вот несколько тревожных сигналов, которые не стоит игнорировать.
Очень слабый нажим на карандаш. Нечеткость линий. У детей старше 5-6
лет — неспособность закрасить область внутри замкнутой линии (штриховка
выходит далеко за область контура или значительно не доходит до контура).
О чем это может говорить? Эти проявления могут указывать
на неврологические нарушения, патологии зрения или опорно-двигательного
аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Стоит обратиться
к педиатру и неврологу.
На рисунке присутствуют изображения внутренних органов.
Тут мы не берем в расчет изображения «сердечек» для принцессы или доктора
Айболита.
Однако если ребенок часто и подробно рисует внутренние органы, стоит
проконсультироваться у психиатра.
Разрозненность частей тела на рисунке.
Руки и ноги не присоединены к туловищу, части тела как будто не связаны
друг с другом. Ребенок не может нарисовать цельный рисунок человека. Это
может говорить о личностной дезорганизации или психических нарушениях.
Множество повторений одного и того же рисунка с одинаковым
расположением, цветом и одинаковыми элементами. Это может быть
признаком психологической травмы. Для ребенка что-то является очень
важным, он пытается прожить какую-то тревожную и непонятную для него
ситуацию. В этих многократных зарисовках так защищается его психика.
На рисунках полностью отсутствуют люди и животные.
Ребенок рисует только неодушевленные предметы или абстрактные рисунки.
Это может оказаться как признаком сложностей в общении и построении
отношений, так и признаком неврологических нарушений, к примеру,
аутистического спектра.
Сильный акцент на агрессии.
Большие зубы у животных, стреляющее оружие в руках у людей, изображение
взрывов, страдающих людей и животных, разрушенных зданий, острые
стрелы, направленные на человека. Большое количество красного и черного
цвета на рисунках. Это может означать и сильный страх, и скрытую (или
открытую) агрессию у ребенка, пережитое им насилие и след от сильно
впечатлившей его ситуации или новости. Поговорите с ребенком спокойно,
спросите, что изображено и что чувствуют персонажи, что там произошло и
почему. И как он себя чувствует после рисунка. Что его пугает или злит. И,
конечно, проконсультируйтесь у детского психолога.
Травмы у людей.
Это может быть актуальная физическая боль, о которой он боится сказать.
Внимательно посмотрите, где расположены травмы у людей или зверей, куда
наложен пластырь на рисунках. Спросите ребенка или осмотрите это место,
быть может, он ушибся или у него ссадина и т. п.
Полный отказ рисовать.
Причиной полного отказа от рисования может быть, как недоразвитая мелкая
моторика, так и скрытые психологические проблемы. Возможно, ребенок
боится совершить ошибку, боится выразить себя, или, быть может, он пережил
психотравмирующую ситуацию и боится проявлять свои чувства. В этом
случае также стоит обратиться к детскому психологу.
Общее впечатление
Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции они передают, какое общее
впечатление складывается. Попытайтесь представить, какие эмоции ребенок
испытывал, пока рисовал: радовался, грустил, злился или сожалел о чем-то.
Лучше всего смотреть несколько рисунков, а не один. Отдельная картинка
может говорить лишь о мимолетном состоянии, впечатлении ребенка.
«Детский рисунок — это хороший повод для теплой беседы. Почаще говорите
с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах
и вдохновении. Так ребенок учится не только строить предложения
и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать
собственные эмоции и управлять ими. Дети в рисунках пытаются понять
свои внутренние переживания. И только от нас, дорогие родители, зависит,
сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации
и себя в этом мире», — говорит специалист.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб:"Осознанное родительство. Тайны детского рисунка."

Конспект заседания родительского клуба "Вы+Мы", на котором родители учились определять эмоциональное состояние ребенка по его рисункам, а также познакомились со стадиями развития детского рисунка....

Раскрываем тайны детского рисунка

Консультация для родителей....

Презентация "Взрослые тайны детских рисунков"

Взрослые тайны детских рисунков  Кому из родителей не хотелось бы узнать, о чем думает их ребенок, что его тревожит и как он себя ощущает в этом мире. «Можно спросить у него» - с...

Тайна детского рисунка

Есть среди родителей и некоторых специалистов, работающих с детьми представление о детском рисунке как о каком-то «окне в душу ребенка». Словно с помощью рисунка можно насквозь увидеть реб...

Консультация для родителей: «Тайна детского рисунка. Ребенок рисует черным цветом – плохо?».

Материал содержит информацию о мифах которые возникают у родителей, когда они видят, что их ребенок рисует черным цветом....

Взрослые тайны детских рисунков

Благодаря детским рисункам можно понять, что происходит в душе ребёнка, и что он не сможет  объяснить словами, так как они изображают на бумаге всё, что замечают и чувствуют....