Инфантильный ребёнок – проблема современных семей
консультация (средняя группа)
Инфантильный ребёнок – проблема современных семей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Инфантильный ребёнок – проблема современных семей
Особенности эмоциональной незрелости — когда дети ведут себя как маленькие, несмотря на то, что уже ходят в школу или являются подростками — проявляются в мышлении, поведении, чувствах, реакциях. Некоторые родители, занимаясь воспитанием, даже не подозревают того, что дети «застряли» на предыдущем этапе развития. Они наблюдают за детской активностью, любознательностью, весельем и непосредственностью, считая, что это нормальное поведение любого ребёнка — радоваться жизни, играть, ни за что не отвечать. Обычно инфантильность становится проблемой, когда ребёнок становится все старше, однако, его поведение не меняется и, в случае необходимость взятия ответственности, он не понимает, что от него хотят и как это делать. Тогда родители задаются вопросами: «Что происходит с моим ребёнком? Почему он такой беспечный? Как научить его задумываться о последствиях своих действий?».
Чем отличаются инфантильные дети?
- Они любят играть и стараются любым путем избежать деятельности, подразумевающей ответственность;
- Легко пасуют перед трудностями;
- Долго время — вплоть до подросткового возраста — верят в сказки и то, что живут в волшебном мире, где подарки приносит Дед Мороз, а по ночам приходит Зубная Фея. Такие убеждения «держатся» благодаря родительским стараниям;
- Спят с игрушками, в речи используют фразы и выражения свойственные малышам, коверкают слова, сюсюкают, разговаривают так, словно испытывают трудности с построением предложений;
- Слезами и криком добиваются своего;
- Не умеют заботиться о себе самостоятельно — все, что касается бытовых вопросов, связанных с одеждой, постелью, едой, прогулками — за них решают родители;
- Часто или постоянно повторяют «Не хочу», «Не могу»;
- Не испытывают интереса к учебе, как правило, плохо учатся;
- Будучи школьниками, выбирают детские виды деятельности — игрушки, пластилин, шарики, вертушки. Однако, когда родители уступают и покупают им это — теряют интерес, забрасывают;
- Проявляют настойчивость и требовательность в поведении: «Дай» и «Хочу» звучат очень часто, не смотря на границы и запреты, которые пытаются выставлять взрослые;
- Имеют необоснованные, «глупые» страхи: войти в класс первым, посетить зоопарк, ответить у доски. Если в их основе не лежит психологическая травма, связанная с ситуацией (например, ребёнок был напуган животным), то имеет место инфантильное поведение;
- Ребёнка привлекают только игры, все, что находится за их пределами — включая бытовые вопросы — ему чуждо, неинтересно;
- Тотальное непослушание — все, что говорят родители или педагоги, словно, «пролетает мимо ушей». Часто, инфантильные дети реагируют лишь на громкий крик, агрессию;
- Задает наивные, «смешные» вопросы, ответы на которые являются очевидными, однако, ребёнок упорно делает вид, что не знает этого.
Такое поведение сильно затрудняет общение с детьми в семье, со временем вызывает гнев и раздражение со стороны родителей. Они все чаще стараются подавить детский инфантилизм, отпуская фразы «Что ты как маленький!», «Мне за тебя стыдно!», «Перестань дурачиться» и так далее. Однако, это не приводит к тому, что в ребёнке вдруг просыпается самостоятельность и он ведет себя в соответствии со своим возрастом.
Инфантилизм касается развития эмоциональной и волевой сфер, может быть следствием задержки психического развития ребёнка. Тогда, ему необходимо лечение у психиатра, невролога. Инфантильное поведение, которое проявляется у детей как результат ошибок в воспитании, развивается само по себе, не затрагивая все остальные психические процессы. Так, инфантильный ребёнок, часто, интеллектуально одарен, владеет речью, уровень его познавательных процессов является высоким.
Причины инфантилизма у детей
Когда родители замечают, что, школьник ведет себя как дошкольник, а подросток — словно первоклассник, они начинают искать информацию — почему так происходит и что с этим делать. Что приводит к задержке в развитии эмоционально-волевой сферы?
- Критикующее отношение к детям. Когда они растут и понимают, что, все их действия слова, попытки быть самостоятельным — это «Не так» и «Не то», то, вскоре, перестанут проявлять себя, будут стараться жить, получая только удовольствие.
- Гиперопека. «Нельзя», «Упадешь», «Не трогай», «Дай, я сам», «Это опасно» — фразы, используя которые, тревожные и мнительные родители воспитывают детей. Так, ребёнок понимает, что, он не способен справиться с чем-то самостоятельно и что мир опасен, и лучше не взаимодействовать с ним.
- «Я лучше знаю — что ты хочешь и чувствуешь». Такая позиция приучает ребёнка к тому, что, родители «Живут жизнь за него» и, тогда, ему не нужно ничего делать самому — ведь, мама и папа лучше знают, как ему жить и что делать.
- Травма как причина ухода от реальности. Когда ребёнок получает сильный стресс — например, развод родителей — он, не в силах пережить болезненные чувства, «скатывается» в детское состояние, где весело и безопасно.
Как строить отношения с ребёнком
У каждого ребёнка дома должны быть свои обязанности — они могут касаться уроков, быта. Чем больше родители «жалеют» детей и делают все за них, тем скорее выращивают инфантильность. Кроме этого, дети должны нести ответственность за свои поступки.
Ребёнка нужно приучать к самостоятельности, давая ему право выбора:
«Какую одежду ты наденешь?», «Что ты хочешь на обед?», «Где ты хотел бы погулять?».
Не нужно подавлять волю и чувства фразами «Прекрати умничать», «Ты еще ничего не понимаешь», в обратном случае, он быстро поверит в это и тогда не станет видеть смысл в том, чтобы взрослеть.
Рекомендации родителям
Что делать взрослым, чтобы ребёнок «подрос» в эмоционально-волевом смысле?
- Поручать ему ответственные дела, верить в то, что он справится;
- Не делать за него то, что он может выполнить сам;
- Не думать, не чувствовать, не говорить и не жить за него;
- Не использовать физическое наказание и агрессию;
- Родителям полезно осознать свою выгоду от того, что ребёнок остается вечным ребёнком — полезно сделать это во время консультации с семейным психологом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»
«Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же другого роди...
Проблемы современной семьи
Семья — маленькая ячейка общества, маленькое государство со своими жителями, которых объединяет сходный образ жизни, единая цель, моральные ценности, любовь, взаимоуважение.С какими проблемами с...
Понятие и проблемы современной семьи
Понятие и проблемы современной семьиПонятие «семья» на уровне житейских представлений впрямую относится к общности людей, объединенных родственными связями, сколько угодно широкими. Э...
Основные проблемы современной семьи
Препятствия, ослабляющие роль родителей в воспитании детей...
Проблемы современной семьи
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....
Актуальные проблемы современной семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста при взаимодействии с ДОУ
Являются ли современные родителями передатчиками культурных и нравственных ценностей...
Проблемы современной семьи в Российском обществе
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень че...