Инфантильный ребёнок – проблема современных семей
консультация (средняя группа)

Тихонова Ольга Владимировна

Инфантильный ребёнок – проблема современных семей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Инфантильный ребёнок – проблема современных семей

Особенности эмоциональной незрелости — когда дети ведут себя как маленькие, несмотря на то, что уже ходят в школу или являются подростками — проявляются в мышлении, поведении, чувствах, реакциях.  Некоторые родители, занимаясь воспитанием, даже не подозревают того, что дети «застряли» на предыдущем этапе развития. Они наблюдают за детской активностью, любознательностью, весельем и непосредственностью, считая, что это нормальное поведение любого ребёнка — радоваться жизни, играть, ни за что не отвечать. Обычно инфантильность становится проблемой, когда ребёнок становится все старше, однако, его поведение не меняется и, в случае необходимость взятия ответственности, он не понимает, что от него хотят и как это делать. Тогда родители задаются вопросами: «Что происходит с моим ребёнком?  Почему он такой беспечный?  Как научить его задумываться о последствиях своих действий?».

Чем отличаются инфантильные дети?

  • Они любят играть и стараются любым путем избежать деятельности, подразумевающей ответственность;
  • Легко пасуют перед трудностями;
  • Долго время — вплоть до подросткового возраста — верят в сказки и то, что живут в волшебном мире, где подарки приносит Дед Мороз, а по ночам приходит Зубная Фея. Такие убеждения «держатся» благодаря родительским стараниям;
  • Спят с игрушками, в речи используют фразы и выражения свойственные малышам, коверкают слова, сюсюкают, разговаривают так, словно испытывают трудности с построением предложений;
  • Слезами и криком добиваются своего;
  • Не умеют заботиться о себе самостоятельно — все, что касается бытовых вопросов, связанных с одеждой, постелью, едой, прогулками — за них решают родители;
  • Часто или постоянно повторяют «Не хочу», «Не могу»;
  • Не испытывают интереса к учебе, как правило, плохо учатся;
  • Будучи школьниками, выбирают детские виды деятельности — игрушки, пластилин, шарики, вертушки. Однако, когда родители уступают и покупают им это — теряют интерес, забрасывают;
  • Проявляют настойчивость и требовательность в поведении: «Дай» и «Хочу» звучат очень часто, не смотря на границы и запреты, которые пытаются выставлять взрослые;
  • Имеют необоснованные, «глупые» страхи: войти в класс первым, посетить зоопарк, ответить у доски. Если в их основе не лежит психологическая травма, связанная с ситуацией (например, ребёнок был напуган животным), то имеет место инфантильное поведение;
  • Ребёнка привлекают только игры, все, что находится за их пределами — включая бытовые вопросы — ему чуждо, неинтересно;
  • Тотальное непослушание — все, что говорят родители или педагоги, словно, «пролетает мимо ушей». Часто, инфантильные дети реагируют лишь на громкий крик, агрессию;
  • Задает наивные, «смешные» вопросы, ответы на которые являются очевидными, однако, ребёнок упорно делает вид, что не знает этого.

Такое поведение сильно затрудняет общение с детьми в семье, со временем вызывает гнев и раздражение со стороны родителей. Они все чаще стараются подавить детский инфантилизм, отпуская фразы «Что ты как маленький!», «Мне за тебя стыдно!», «Перестань дурачиться» и так далее. Однако, это не приводит к тому, что в ребёнке вдруг просыпается самостоятельность и он ведет себя в соответствии со своим возрастом.

Инфантилизм касается развития эмоциональной и волевой сфер, может быть следствием задержки психического развития ребёнка. Тогда, ему необходимо лечение у психиатра, невролога. Инфантильное поведение, которое проявляется у детей как результат ошибок в воспитании, развивается само по себе, не затрагивая все остальные психические процессы. Так, инфантильный ребёнок, часто, интеллектуально одарен, владеет речью, уровень его познавательных процессов является высоким.

Причины инфантилизма у детей

Когда родители замечают, что, школьник ведет себя как дошкольник, а подросток — словно первоклассник, они начинают искать информацию — почему так происходит и что с этим делать. Что приводит к задержке в развитии эмоционально-волевой сферы?

  • Критикующее отношение к детям. Когда они растут и понимают, что, все их действия слова, попытки быть самостоятельным — это «Не так» и «Не то», то, вскоре, перестанут проявлять себя, будут стараться жить, получая только удовольствие.
  • Гиперопека. «Нельзя», «Упадешь», «Не трогай», «Дай, я сам», «Это опасно» — фразы, используя которые, тревожные и мнительные родители воспитывают детей. Так, ребёнок понимает, что, он не способен справиться с чем-то самостоятельно и что мир опасен, и лучше не взаимодействовать с ним.
  • «Я лучше знаю — что ты хочешь и чувствуешь». Такая позиция приучает ребёнка к тому, что, родители «Живут жизнь за него» и, тогда, ему не нужно ничего делать самому — ведь, мама и папа лучше знают, как ему жить и что делать.
  • Травма как причина ухода от реальности. Когда ребёнок получает сильный стресс — например, развод родителей — он, не в силах пережить болезненные чувства, «скатывается» в детское состояние, где весело и безопасно.

Как строить отношения с ребёнком

У каждого ребёнка дома должны быть свои обязанности — они могут касаться уроков, быта. Чем больше родители «жалеют» детей и делают все за них, тем скорее выращивают инфантильность. Кроме этого, дети должны нести ответственность за свои поступки.

Ребёнка нужно приучать к самостоятельности, давая ему право выбора:

«Какую одежду ты наденешь?», «Что ты хочешь на обед?», «Где ты хотел бы погулять?».

Не нужно подавлять волю и чувства фразами «Прекрати умничать», «Ты еще ничего не понимаешь», в обратном случае, он быстро поверит в это и тогда не станет видеть смысл в том, чтобы взрослеть.

Рекомендации родителям

Что делать взрослым, чтобы ребёнок «подрос» в эмоционально-волевом смысле?

  • Поручать ему ответственные дела, верить в то, что он справится;
  • Не делать за него то, что он может выполнить сам;
  • Не думать, не чувствовать, не говорить и не жить за него;
  • Не использовать физическое наказание и агрессию;
  • Родителям полезно осознать свою выгоду от того, что ребёнок остается вечным ребёнком — полезно сделать это во время консультации с семейным психологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»

«Родителям, имеющим  недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же   другого роди...

Проблемы современной семьи

Семья — маленькая ячейка общества, маленькое государство со своими жителями, которых объединяет  сходный образ жизни, единая цель, моральные ценности, любовь, взаимоуважение.С какими проблемами с...

Понятие и проблемы современной семьи

Понятие и проблемы современной семьиПонятие «семья» на уровне житейских представлений впрямую от­носится к общности людей, объединенных родственными связями, сколько угодно широкими. Э...

Основные проблемы современной семьи

Препятствия,  ослабляющие роль родителей в воспитании детей...

Проблемы современной семьи

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....

Проблемы современной семьи в Российском обществе

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень че...