Буклет “Знакомим детей со временем”
материал
Буклет
“Знакомим детей со временем”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukdet_znakomim_detey_so_vremenem.docx | 38.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида№13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад№13 2В гостях у сказки»)
Буклет
“Знакомим детей со временем”
Подготовила и провела:
Воспитатель: Мустафаева С.Ш.
г.Долгопрудный
«Знакомим детей со временем»
Время – довольно сложное понятие и довольно субъективное, ведь на интересном и увлекательном уроке время летит незаметно, а вот на скучном – мучительно долго. Но понимать, что такое время, хотя бы в общих чертах и понятиях малышу необходимо, поэтому придумано много приемов, помогающих ребенку сформировать основу, которая позволит ему определять время в будущем. Сначала малыш понимает, что одно событие предваряет другое, он довольно рано постигает основные временные понятия, такие, как «позже», «утром», «вечером». Это помогает ему предвкушать и планировать, учиться организованности и последовательности. Затем он уже понимает, что в году четыре времени года, двенадцать месяцев, в неделе семь дней, а день состоит из утра, дня, вечера и ночи. Подождите, когда малыш научится ориентироваться в этих понятиях. И только потом ребенок готов к изучению темы «Который час?»
Первый шаг
Наилучший способ сделать обучение доступным пониманию – разговаривать о событиях каждого дня по мере того, как они происходят. Объясняйте ребенку и показывайте, что все явления в природе происходят по порядку. В конце дня сделайте обзор этих событий, фиксируя внимание на том, когда они происходили, почаще употребляйте слова, характеризующие конкретный период: «Вчера мы ходили в цирк» или «Через минуту мы будем купаться»… Так ваш ребенок начнет понемногу осваиваться во времени, структурировать прошлое, настоящее и будущее.
Наверное, вы не раз встречали вашего малыша, задумчиво сидящего у порога в одном ботинке и без штанов. Решить эту проблему можно, подсказывая ему последовательность действий, с которыми он еще справляется тяжело. Вместо фразы: «Одевайся, пойдем гулять!» можно сказать, например: «Сейчас мы идем на улицу, надень сначала шапку, затем шубу. А потом я помогу тебе обуться». Малышу будет проще, потому что он будет знать, что за чем следует. Так же можно ориентировать малыша и в других повседневных делах. Допустим, фразу «Я почитаю тебе попозже» можно заменить, более подробной информацией: «Сначала мы с тобой пообедаем, затем умоемся, и после этого я почитаю тебе книжку». Тогда ребенок уже понимает, что перед чтением ему предстоит сделать два действия. К 4 годам ребенок уже имеет основные временные понятия и начинает активно использовать их в своей речи. Помогайте ему правильно применять эти определения, исправляя неправильное применение отдельных слов. Обычно ребенок внутренне понимает, что такое прошлое и будущее, но в речи часто путает «вчера» и «завтра». Спрашивайте малыша о планах, интересуйтесь впечатлениями минувшего дня и следите за тем, насколько успешно ребенок продвигается в понимании времени.
Второй шаг - обучение через игру
Понять последовательность событий – значит сделать важный шаг в развитии логики. Намного легче знакомиться со временем, когда оно наглядно и осязаемо. Время становится реальнее, когда перед глазами находятся различные картинки, знакомящие малыша с уже известными явлениями. Создайте игру «режим дня». Вырежьте нужные картинки с изображением обычных действий, таких, как пробуждение, утренний туалет, завтрак и т. д. Из картона смастерите красивый циферблат с яркими стрелками. Затем вместе с малышом распределите картинки в правильном порядке. Расположите часы на видном месте и, передвигая стрелки на нужное время, поощряйте ребенка к действию, соответствующему обозначенной картинке. Другая игра сможет научить малыша лучше определять время дня. Поделите циферблат на две (день и ночь) части и раскрасьте нужными цветами, поместив на одну сторону луну и звезды, а на другую солнышко. Подберите подходящие картинки и попросите малыша разложить их на «дневную» и «ночную» стороны, исходя из действий, изображенных на них. К 3,5–4 годам можно давать ребенку задания расположить по порядку, например, карточки с изображением цыпленка, яйца и курицы. Когда малыш сможет хорошо распределять простые действия в нужной последовательности, задачу можно усложнять большим количеством карточек или более сложным материалом. Вместо карточек вам могут помочь семейные фотографии, которые можно разглядывать и раскладывать в правильной последовательности. Чтение книг, игры, в которых имеются временные понятия, изучение тематических стихов вам помогут в обучении.
Третий шаг - дни недели и месяцы
Обсуждая с дошкольником планы на следующую неделю, используйте как можно чаще название дней. Сначала ребенку трудно будет понять, что у каждого дня есть свое «имя». Но постепенно, познакомившись с этими названиями, он сможет запомнить их. Найдите какие-нибудь песенки или стишки, где упоминаются дни недели, и применяйте их в обучении. Расчертите лист на семь колонок, разбив каждую колонку на две части – первая и вторая половина дня. Поговорите с малышом о тех событиях, которые происходят ежедневно: каждый понедельник у него бассейн в детском саду, каждую среду он ходит на музыку, а каждую субботу он гостит у бабушки. Картинки-помощники займут нужные места в каждой секции.
Чтобы помочь ребенку ориентироваться в долгих промежутках времени, можно сделать самостоятельный семейный календарь на год. В нем можно отметить дни рождения всех членов семьи, каникулы, отпуск и праздники.
Помогите малышу:
- Обсуждайте с малышом последовательность событий, происходящих в течение дня, смастерите расписание, обозначив на нем ключевые моменты.
- Выучите с ребенком дни недели.
- Обсудите разницу между ночью и днем.
- Помогите крохе запомнить времена года, как они сменяют друг друга.
- Помогайте ребенку пополнять словарный запас, такими понятиями, как позже, сегодня, вчера, завтра, конец недели, час, минута, день и ночь.
- Со временем начните знакомить малыша с циферблатом. Сначала достаточно говорить только о часах, а когда ребенок освоится, можно упоминать минуты и получасы.
- Понаблюдайте за солнцем и луной, как они сменяют друг друга, как растет луна в течение месяца и как греет и светит солнце в летний и зимний сезон, что происходит с деревьями.
- Почаще листайте фотоальбом, рассказывая малышу о прошлых событиях. Покажите ему свои детские фотографии, различные ключевые события.
- Повесьте в спальне, в коридоре, на кухне самодельные плакаты, где будет нарисована последовательность действий. Например, на первом плакате: маечка, колготки, затем брюки и свитер; на втором – ботинки, рукавички, затем шапка и шуба; на третьем – тарелка с первым, тарелка со вторым, затем блюдце с десертом и стакан с компотом.
Час за часом
И, наконец, нельзя говорить о полном овладении понятием времени без знания часов. Здесь необходимо запастись терпением, потому что дети редко овладевают этим знанием раньше семи лет. Помогите ребенку понять роль «маленькой» и «большой» стрелок. Вначале можно объяснить, что у длинной стрелочки больше шаг, так же как у папы больше шаг, чем у малыша. Поэтому длинная стрелочка двигается намного быстрее. А маленькая двигается медленно, но без нее труднее определить время дня. Она показывает часы. Учите ребенка считать, знакомьте его с написанием цифр. Когда он будет способен находить и узнавать цифры в тексте, начинайте приобщать малыша к понятию «сколько времени». Постоянно обращайте внимание ребенка на часы. Установите у него в комнате часы в форме избушки или штурвала, купите малышу циферблат с яркими подвижными стрелками, пусть он двигает их, устанавливая стрелки так же, как на ваших настенных часах. Такие помощники станут хорошим стимулом в умении различать время. быстро складывать. Не требуйте от ребенка выполнения этой трудной задачи.
Выполняя «знакомство» детей со временем шаг за шагом, у Вас непременно всё получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка» Фировский район Тверская область Проект «Весёлые зонтики» Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А. Цель: Продолжать знакомить детей с временем года осень и её особенностями. Задачи: -активизировать речь, р
Ход непосредственной образовательной деятельности.- Ребята, какое время года сейчас? (Осень)- Назовите признаки осени. (Ответы детей.)Посмо...
Знакомим детей со временем.
Рекомендации родителям, при знакомстве дошкольников с временными понятиями....
Консультация для родителей на тему: "Знакомим детей со временем"
Как познакомить детей с понятием сутки, неделя, месяц, год....
Знакомим детей со временем
Ориентироваться во времени – трудный навык. Овладеть им непросто. И то, насколько успешно будет осваивать эту особую науку малыш, зависит от нас с вами....
Семинар-практикум для родителей "Как знакомить детей с временными понятиями?"
Информация будет интересна родителям, педагогам...
Знакомим детей со временем
Прежде чем начать учить детей определять время по часам, рассказывать им, что такое "сутки", "неделя", "месяц", "год", надо познакомить их с понятиями "сна...
Буклет для родителей "Знакомим детей со временем"
Буклет для родителей "Знакомим детей со временем"...