Знакомим детей со временем
консультация на тему

Айнетдинова Заря Мухаметфатыховна

Прежде чем начать учить детей определять время по часам, рассказывать им, что такое "сутки", "неделя", "месяц", "год", надо познакомить их с понятиями "сначала" и "потом". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл untitled.fr10.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомим детей со

временем


Прежде чем начать учить детей определять время по часам, рассказывать им, что такое "сутки", "неделя", "месяц", "год", надо познакомить их с понятиями "сначала" и "потом". Общаясь с ребенком в течение дня, играя, занимаясь с ним, комментируйте свои действия словами. В будущем времени:

  • сначала мы умоемся, потом будем завтракать,
  • сначала надо убрать со стола игру, а потом уже садится обедать,
  • сначала мы поиграем в лото, потом ту будешь рисовать,
  • сначала надо нарисовать кружочек, потом квадратик.

В прошедшем времени:

  • сначала мы сходили погулять, потом сели обедать,
  • сначала ты облился супом, потом пришлось мыть пол и тебя самого,
  • сначала надо было надеть рубашку, а потом свитер, а не наоборот,
  • сначала ты не умел рисовать человечка, потом научился и так далее.

Для ознакомления с этими понятиями можно использовать картинки с изображениями каких-либо последовательных действий или явлений:

  • рост и развитие растения или животного;
  • последовательные действия по изготовлению чего-либо (росла пшеница, потом ее скосили, обмолотили, перемололи, сделали тесто, испекли хлеб и так далее).

Сначала рассматривайте картинки, рассказывайте ребенку о том, что нарисовано, потом просите его рассказать, что бывает сначала, а что потом в том или ином случае.

После прочтения сказок вместе с ребенком разыгрывайте их, используя игрушки, следя за тем, чтобы ребенок не путал порядок действия. Познакомьте ребенка с названием частей суток. В течение дня говорите, что было утром, а что будет вечером. Для закрепления знаний о частях суток используйте картинки с их изображением. Если вам не попались подходящие картинки в детских книгах, сделайте их сами - сфотографируйте один и тот же вид в разное время суток (например, вид из вашего окна). Попросите ребенка:

  • рассказать по картинкам, какое время суток изображено, что бывает в это время суток в природе (с солнцем, небом, животными), с людьми, с ним самим;
  • пояснить, что бывает сначала, а что потом;
  • расположить картинки в нужном порядке (слева направо).

Если ребенку сложно расставить картинки, сделайте это сами и поясните свои действия. А детям только остается правильно разложить стрелочки, нарисованные на маленьких листочках, показав, что бывает сначала, а, что потом. Читающим детям можно предложить расставить около картинок подписи (на карточках) или расставить подписи в нужном порядке.

Познакомьте детей с названиями дней недели, лучше всего, напевайте их на какой-нибудь простой, знакомый детям мотив, так они быстрее запомнят их порядок. Читающим детям предложите расставить названия дней недели по порядку, показав стрелочками, что сначала, а что потом. Можно нарисовать макет недели в виде круга, гд.е названия дней недели следуют друг за другом по часовой стрелке. Подобный макет описан в книге Сесиль Лупан "Поверь в своё дитя". Там рекомендуется сделать стрелку из картона, которую мама вместе с ребенком может передвигать ежедневно, показывая,

какой именно день сегодня. Можно сделать не просто стрелочку, а лепестки или звездочку, на лучах которой будут написаны слова "позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра". На луче, который обозначает "сегодня" можно поместить какую-нибудь метку, чтобы можно было легко его находить.

Начните занятия по этой табличке в один из понедельников. Каждый день с утра передвигайте "стрелку", напоминая ребенку, что "день, да ночь, сутки прочь". Скажите, что наступил следующий день, назовите этот новый день его "именем" (вторник, среда и т.д). Скажите, что день, который наступил, кроме своего имени имеет еще и название "сегодня". А день, который кончился, называется "вчера" и т.д. Постепенно, день за днем пройдите и закрепите остальные названия и понятия.

Когда "стрелка" обойдет полный круг, скажите ребенку, что уже прошла целая неделя. Рядом с таблицей "неделя" приклеивайте какой-нибудь символ (кружок или звездочку) по истечении новой недели. Читающим детЯхМ можно приклеивать карточки с надписями "1 неделя", "2 неделя" и так далее. Когда вы "накопите" четыре недели, обязательно замените их на символ большего размера, в который бы поместились все четыре "недели" или написанное на большом листе слово "месяц". И дальше продолжайте считать недели. Ребенок должен усвоить, что месяц - это отрезок времени, включающий в себя четыре недели, что можно отсчитать расстояние в месяц, начав в любой из дней (с начала не стоит уточнять, что месяц бывает чуть длиннее - на два- три дня).

Познакомьте ребенка с календарем. Удобнее пользовать календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Покажите, как на нем изображаются дни, недели и месяцы. Расскажите, что люди договорились промежутки времени размером в один месяц называть своими "именами", чтобы удобнее было ориентироваться в году. Конечно же, добавьте, что год составляют 12 месяцев. Добавьте, что "год" - это отрезок времени длиной в 12 месяцев, и можно отсчитывать расстояние в один год с любого момента. Приведите пример с днем рождения самого ребенка. От одного дня рождения до другого проходит ровно один год. Отметьте на календаре дни рождения членов своей семьи.

Расскажите, с какого именно месяца начинается год. Для того, чтобы ребенок лучше запомнил, в каком порядке месяце сменяют друг друга, пойте их названия (на простой знакомый мотив). Можете еще добавить в "песенку" слова "зимние месяцы", "весенние месяцы" и так далее. Раскрасьте разными цветами месяцы по сезонам в календаре. Прочитайте малышу сказку "12 месяцев". Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на основные признаки сезона, на поведение животных в природе, на состояние растений, на труд людей. Рассказывайте, что бывает сначала, а что потом:

  • сначала тает снег, потом начинает расти трава;
  • сначала появляются почки, потом листья и цветы и т.д.

г

Расскажите ребенку, что сезоны повторяются один за другим, что всегда после осени бывает зима и так далее, что за один год проходят все четыре сезона. Вам могут пригодиться картинки с изображением сезонов, дополнительных символов (снежинка, дождик и прочее), картинок (санки, зонтик и прочее) и слов (тепло, холодно, жарко). Спросите ребенка, когда что бывает и когда что бывает людям нужно. Попросите разместить слова или изображения около картинок, иллюстрирующих сезоны года. Читающим детям предложите на память разложить в нужном порядке (в ряд или по кругу) карточки с написанными на них названиями месяцев. Или разложить название месяцев около названий сезонов, написанных на карточках большей величины.

Для ребенка, который хорошо знаком со счетом нарисуйте сводную

табличку с единицами измерения времени:

1 век - 100 лет 1 год - 12 месяцев 1 год - 365 или 366 суток

1 месяц - 30 или 31 сутки (в феврале 28 или 29) 1 месяц - 4 недели и 2 или 3 суток 1 неделя - 7 суток 1 сутки (день) - 24 часа 1 час - 60 минут 1 минута - 60 секунд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомим детей со временем.

Рекомендации родителям, при знакомстве дошкольников с временными понятиями....

Консультация для родителей на тему: "Знакомим детей со временем"

Как познакомить детей с понятием сутки, неделя, месяц, год....

Знакомим детей со временем

Ориентироваться во времени – трудный навык. Овладеть им непросто. И то, насколько успешно будет осваивать эту особую науку малыш, зависит от нас с вами....

Консультация «Знакомим детей со временем года Осень»

Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки ра...

Консультация для родителей "Знакомим детей с временами года!"

Рекомендации родителям, как интереснее познакомить детей с временами года....