Где доброе слово скажется, там добро и окажется.
статья (средняя группа)

Чувство сопереживания, доброты,умение поддержать, дать совет, - эти качества мы часто ищем в людях.Основа самого лучшего в людях,человечность, закладывается в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.Чувства надо воспитывать. Невоспитанность - неразвитость чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_dobroe_slovo_skazhetsya_tam_dobro_i_okazhetsya.docx37.62 КБ

Предварительный просмотр:

Где доброе слово скажется, там добро и окажется.

Оттого что мы забываем о солнце, оно не перестаёт светить, прощая нас забывчивых. Так и народ помнит и бережно хранит свои культурные ценности и превозносит прекрасные человеческие качества. В нашей земной, тёмной жизни нет ничего случайного – ни встреч, ни действий, ни явлений. Но жизнь коротка. Начинается год и заканчивается. Начинается жизнь и завершается. Как её прожить, как правильно поступать, чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо, прежде всего, уметь уважать себя, других людей и учить этому детей.

Академик Лихачев так говорил по этому поводу: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русской культурой, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом».

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому всё то, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. В сборнике действующих нормативно-правовых и научно-методических материалов говорится о том, что самовоспитание в контексте личностно-ориентированного подхода должно понимать «как приобщение к миру человеческих ценностей», и что именно в дошкольном возрасте «формируется начало нравственного сознания». Под нравственным развитием понимается формирование у ребёнка «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам.

Нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.

Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний

Известный отечественный психолог А.В. Запорожец выделяет следующую динамику эмпатийного процесса: от сопереживания к сочувствию, к реальному содействию. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. По мере становления сочувствия доминирующую роль начинают играть познавательные компоненты – моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе первых двух компонентов возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.

Таким образом, развитие эмпатии включает в себя три компонента:

-когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации);

- эмоциональный (я сочувствую ему);

-поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние).

В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает конкретные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание жизнерадостной обстановки вокруг него. Дети часто смеются без всякого повода – не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь. Дети легко затевают совместную игру, доверчиво относятся к сверстникам, делятся с ними игрушками.

В состоянии радости ребенку кажется, что ему всё доступно, он охотно берётся за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих делах, он становится более активным.

Ласковое обращение порождает доброту. Доброе, ласковое слово – мощный стимул в воспитании доброжелательного отношения друг другу

Просмотреть обои волк, кролик, испуг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Цена доброго слова и доброго дела»

Цель:  повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, п...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»Программные задачи:1. Учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова.2. Продолжать учить составлять ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Доброму слову-добрый ответ"

Программные задачи:1. Учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова.2. Продолжать учить составлять небольшие описательные рассказы об игрушке.3. Отрабатывать правильное произно...

Педагогический проект «Доброе слово и доброе дело нам помогают всегда».

Название проекта: «Доброе слово и доброе дело нам помогают всегда». Тип проекта: познавательный. Возраст детей: 6-7 лет. Цель проекта: приобщать детей к нравственным нормам взаимоотношений, совершенст...