Где доброе слово скажется, там добро и окажется.
статья (средняя группа)
Чувство сопереживания, доброты,умение поддержать, дать совет, - эти качества мы часто ищем в людях.Основа самого лучшего в людях,человечность, закладывается в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.Чувства надо воспитывать. Невоспитанность - неразвитость чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Где доброе слово скажется, там добро и окажется.
Оттого что мы забываем о солнце, оно не перестаёт светить, прощая нас забывчивых. Так и народ помнит и бережно хранит свои культурные ценности и превозносит прекрасные человеческие качества. В нашей земной, тёмной жизни нет ничего случайного – ни встреч, ни действий, ни явлений. Но жизнь коротка. Начинается год и заканчивается. Начинается жизнь и завершается. Как её прожить, как правильно поступать, чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо, прежде всего, уметь уважать себя, других людей и учить этому детей.
Академик Лихачев так говорил по этому поводу: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русской культурой, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом».
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому всё то, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. В сборнике действующих нормативно-правовых и научно-методических материалов говорится о том, что самовоспитание в контексте личностно-ориентированного подхода должно понимать «как приобщение к миру человеческих ценностей», и что именно в дошкольном возрасте «формируется начало нравственного сознания». Под нравственным развитием понимается формирование у ребёнка «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам.
Нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.
Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний
Известный отечественный психолог А.В. Запорожец выделяет следующую динамику эмпатийного процесса: от сопереживания к сочувствию, к реальному содействию. На ранних стадиях психического развития ребенка закладывается сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. По мере становления сочувствия доминирующую роль начинают играть познавательные компоненты – моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания. На основе первых двух компонентов возникает импульс к содействию другому, который побуждает ребенка к конкретным поступкам.
Таким образом, развитие эмпатии включает в себя три компонента:
-когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации);
- эмоциональный (я сочувствую ему);
-поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние).
В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает конкретные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание жизнерадостной обстановки вокруг него. Дети часто смеются без всякого повода – не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь. Дети легко затевают совместную игру, доверчиво относятся к сверстникам, делятся с ними игрушками.
В состоянии радости ребенку кажется, что ему всё доступно, он охотно берётся за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих делах, он становится более активным.
Ласковое обращение порождает доброту. Доброе, ласковое слово – мощный стимул в воспитании доброжелательного отношения друг другу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»
Конспект занятий в средней группе...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Цена доброго слова и доброго дела»
Цель: повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, п...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»Программные задачи:1. Учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова.2. Продолжать учить составлять ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Доброму слову-добрый ответ"
Программные задачи:1. Учить детей придумывать простейшие фразы и употреблять вежливые слова.2. Продолжать учить составлять небольшие описательные рассказы об игрушке.3. Отрабатывать правильное произно...

Педагогический проект «Доброе слово и доброе дело нам помогают всегда».
Название проекта: «Доброе слово и доброе дело нам помогают всегда». Тип проекта: познавательный. Возраст детей: 6-7 лет. Цель проекта: приобщать детей к нравственным нормам взаимоотношений, совершенст...

Конспект этической беседы " Как много слов прекрасных - волшебных добрых добрых слов"
Особенные слова...

Конспект занятия "Зло всегда будет побеждено добром, поэтому лучше быть добрым, поэтому лучше быть добрым, чем злым"
Чтение художественной литературе «Зло всегда будет побеждено добром, поэтому лучше быть добрым, поэтому лучше быть добрым, чем злым» Старшая группа...