Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики в средней группе подручными материалами
консультация (средняя группа)

Сайдиганова Юлия Маратовна
Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук ребенка. Все они очень разнообразны по сложности, интересности, доступности.
Гимнастика для рук состоит в поглаживании ладошек в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальчика, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладошке. Можно перебирать крупные и мелкие предметы (последние – под Вашим наблюдением!): бусы, фасолины. Также нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши, пуговицы и так далее. К этому может присоединиться игра с мозаикой и конструктором.
Пальчиковые игры можно сопровождать декламированием подходящих стихов. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятие надо с разминки пальцев, сгибания и разгибания.
Вот несколько подходящих упражнений:
1.     Колечко: пальцы зажаты в кулак, сначала разгибаем большой и указательный пальцы и соединяем их в кольцо. Затем распрямляем все пальцы и разводим их в стороны.
2.     Домик: ладони направляем друг к другу под углом, пальчики соприкасаются. Средний палец правой руки поднимаем вверх (это труба), кончики мизинчиков соединяем под прямым углом друг с другом (это балкончик).
3.     Цепочка: большой и указательный пальцы левой руки соединяем в колечко, а через него попеременно пропускаем колечки из пальцев правой руки – большой с указательным, большой со средним и так далее.
4.     Собака: поставьте ручку на ребро. Большой палец поднять верх и чуть согнуть; указательный тоже согнуть, средний и безымянный пальцы поставить вместе. Мизинчик опускать и поднимать попеременно.
 Ежедневное застегивание пуговиц, завязывание шнурков - нужно предоставить ребенку возможность делать самостоятельно, таким образом, мелкая моторика будет тренироваться практически автоматически, безо всяких упражнений. Дополнитеьно помочь добиться успехов в этом можно с помощью веревочки, поучите, какие можно из нее завязать узелки. Можно приобрести специальную игрушку, в которой объединены шнурочки, пуговки – пусть учится ими пользоваться. У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать ручку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику.В ход пойдут все подручные средства:
·         Крупы: можно поручить сортировку и перебирание различных круп;
·         Природные материалы: желуди, шишки, камушки, ракушки, палочки;
·         Кухонная утварь;
·         Различные ёмкости, пузырьки, коробочки;
·         Молнии, шнурки, завязки, нитки, верёвочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры;
·         Бусины и кольца, которые очень интересно нанизывать на тесьму;
·         Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки;
·         Мальчики особенно оценят болты и гайки, а так же вышедшие из строя технические приборы (телефоны, калькуляторы и т.п.)
Так же полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:
·         Подметать и собирать мусор, рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, пазлы), а также мыть полы;
·         Лепить из теста печенье и украшения к пирогу;
·         Открывать дверь ключом;
·         Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также разуваться и раздеваться.
·         Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины;
·         Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.;
·         Отлеплять и прилеплять наклейки;
·         Перелистывать страницы книги;
·         Затачивать карандаши точилкой и стирать нарисованное ластиком;
 Важные правила в процессе развития мелкой моторики детей.
1.     Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. В ходе игры побольше разговаривайте с ребенком, ведите диалог.
2.     Игры и занятия должны быть систематическими.
3.     Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
4.     Важно, чтобы ребенку нравился сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит удовольствие.
5.     Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально.
6.     Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики. Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
7.     Критика в этом деле не уместна - е забывайте хвалить ребенка даже за самый маленькие успехи!
 
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей".

В  опубликованном материале представлен комплекс упражнений для развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения....

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у ребенка

Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики дошкольников.

В статье даны доступные задания и игры для развития и укрепления мелкой мускулатуры рук, необходимой для формирования навыков самообслуживания....

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хорошо развивают мелкую моторику рук следующие упражнения:  1.     Лепка из пластилина. 2.     Рисование, раскрашивание. 3....

Методические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики

Небольшие рекомендации родителям, как подготовить мелкую моторику рук во время летнего отпуска....