Мастер - класс для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи»
консультация (подготовительная группа)

Черенович Ольга Викторовна

Уважаемые родители, хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи: дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_roditeley_podgotovit._gr.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Мастер - класс для родителей

             «Фонематический слух – основа правильной речи»

Уважаемые родители, хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи: дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Умение сосредоточиться на звуке – важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же,   важно различать, анализировать, и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать речевые звуки. Но его этому можно научить, т. е.  направить его слуховое внимание на речевые звуки и показать разницу в их звучании.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего,  знать из каких звуков состоит слово – есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи: дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Фонематическая система включает в себя: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Эти составляющие образуют единый фундамент для дальнейшего развития.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух.

Фонематическое восприятие- это процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

Фонематический анализ – это мысленный процесс выделения отдельных фонем.  

Фонематический синтез – это   мысленный процесс соединения частей в целое.

 Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

                                             

                           Памятки для родителей

                                                Тема: «Слово»

  • Наша речь состоит из слов. Они обозначают предмет, его действие или рассказывают о том, какой он, т. е. называют признак предмета.

   

  • Каждое слово мы будем обозначать при помощи прямоугольника. Одно слово равно одному прямоугольнику.

  • У каждого слова есть начало, середина и конец. В начале и в конце слова по одному звуку, остальные звуки находятся посередине.

       

                                                Тема: «Предложение»

  • Слова в предложении «дружат» и следуют в определенном порядке.  

   

  • Предложения должны быть законченными.

  • Каждое слово в предложении мы будем обозначать при помощи прямоугольника. Маленькая вертикальная черточка в начале схемы первого слова указывает, что это начало предложения. В конце предложения могут стоять точка, вопросительный или восклицательный знак.

      Мама спит.  ___  ___ .

                                                Тема: «Слоги»

  • Каждое слово мы можем разделить на слоги.  

   

  • В слове может быть не меньше одного слога.

  • Чтобы определить количество слогов в слове, его надо «Прохлопать». После того как мы разделили слово на слоги, необходимо отметить их количество. Сколько полосок, столько и слогов.  

      (Кот ___   1 слог;     каша ___  ___  2 слога;       машина ___  ___  ___ 3 слога)

                                                Тема: «Звуки»

  • Чтобы услышать в слове, надо произнести слово протяжно (например: кккооот – кот).  

   

  • Каждый звук мы обозначаем квадратом.

  • Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные мы обозначаем квадратом красного цвета.

Согласные твердые мы обозначаем квадратом синего цвета.

Согласные мягкие мы обозначаем квадратом зеленого цвета.

                                             Тема: «Гласные звуки»

  • Гласные звуки мы произносим при помощи голоса.  

   

  • Воздушная струя свободно выходит из рта не встречая никакой преграды. (Зубы разомкнуты, язычок спокойно лежит внизу, только губы меняют своё положение. (Эти звуки мы можем тянуть, петь)

  • При изучении гласных звуков особое внимание уделяется положению губ.

  • Гласные звуки мы обозначаем квадратом красного цвета.

  • В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

  • В каждом слове есть ударный слог, в котором гласный звук произносится сильнее и дольше. На этот гласный звук падает ударение. Ударение обозначается черточкой над гласной буквой.

Звуки мы слышим и произносим,

а буквы – видим, пишем, и  называем.

                                          Тема: «Согласные звуки»

  • Согласные звуки мы произносим при помощи своего артикуляционного аппарата.

   

  • Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.

  • Твердые звуки мы обозначаем квадратом синего цвета, а мягкие звуки квадратом зеленого цвета.

  • Звуки Ш, Ж, Ц – всегда твердые, звуки Ч, Щ, Й – всегда мягкие. Остальные звуки становятся мягкими, если стоят перед мягким знаком, перед йотированными гласными «Е», «Ё», «Ю», «Я» или перед звуком «И».

  • Согласные звуки могут быть глухими или звонкими. Для определения звонкости или глухости этого или иного звука  положите пальцы руки себе на горлышко. Если звук звонкий, то обязательно почувствуется вибрация.

                          Памятка для звуко-слогового анализа

  • Произнеси слово вслух. Начерти модель слова.

   

  • Раздели слово на слоги. Составь слоговую модель.

  • Произнеси первый слог. Определи количество звуков в слоге. Назови каждый звук в слоге. Охарактеризуй каждый звук и обозначь его фишкой (цветным квадратом)

  • Аналогично проанализируй другие слоги.

  • «Позови» слово – найди ударный гласный звук. Поставь знак ударения над гласным.

Примерные игры для детей в домашних условиях:

- «Хлопни в ладошки, если услышишь звук»

- «Поймай звук»

- «Какой звук слышится чаще других»

 - «Придумай слово со звуком»

- «Назови первый звук в слове» (последний, в середине)

- «Добавь слог»

- «Доскажи словечко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"

Материал направлен на актуализацию развития правильной речи у дошкольников. Содержит игровые упражнения, направленные на формирование слухового внимания и фонематического слуха. Цель упражнений-...

Консультация для родителей «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Рекомендации для родителей по организации совместной игровой деятельности по развитию речи ребенка....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух- основа правильной речи"

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, и...

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Консультация для родителей содержит игры, которые помогут развит фонематический слух дошкольников....

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Что же такое фонематический слух?     Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

Мастер-класс для воспитателей "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА"

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (зв...