Мастер-класс для воспитателей "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА"
консультация по логопедии
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправит дефектное произношение.
Для формирования и развития фонематического слуха можно использовать различные игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-fonem.sluh_.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Чухловина Е.А., учитель-логопед
Мастер-класс для педагогов
«ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА»
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправит дефектное произношение.
Этапы формирования фонематического слуха у дошкольника:
1) узнавание неречевых звуков.
2) различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
3) различение сходных между собой по звучанию слов.
4) различение слогов.
5) различение звуков.
6) освоение навыков анализа и синтеза.
Задача взрослого – всеми силами стимулировать, помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста. Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве? Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц). Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия как – гласные и согласные звуки, мягкие и твердые звуки, слог, слово, предложение.
Уделяя внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.
Для формирования и развития фонематического слуха можно использовать различные игры.
1. Игры для развития слухового внимания
«Отгадай, что звучит»
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой. Звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звук должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому, если нет ширмы.
«Шумящие мешочки»
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
«Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом усложните задание – дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки» (индивидуально или малой подгруппой)
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
«Угадай, что делать»
Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.
«Где позвонили?»
Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает справа, слева, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз.
«Угадай, кто сказал»
Детей предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Взрослый или другой ребенок произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказываний персонажей сказки.
Игра «Похлопаем»
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо – касаются пальцами рук щёк.
2. Игры для развития фонематического слуха
«Так ли это звучит?»
Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание. Примеры: лук – луг, роса – роза, плод – плот, дрова – трава.
«Кто внимательный»
Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.
Для детей младшего и среднего возраста звуки можно закодировать, например, А – хлопнуть в ладоши перед грудью, И – хлопнуть в ладоши над головой, О – хлопнуть по бедрам или столу, У – ударить кулачками горизонтально перед грудью, Ы – ударить кулачками вертикально перед грудью, Э – сложить тыльными сторонами кисти перед грудью.
«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составит звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так плачет ребенок. Как мы удивляемся? – ОО! И т.п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем второй. Затем с помощью взрослого выкладывает комплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.
«Кто первый?»
Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «А», «У», «О» или «И». Ребенок четко называет, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
«Слушай и выбирай»
Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
«Верно-неверно»
Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
«Похлопаем»
Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Для старшего возраста – предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
«Что лишнее? »
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа». Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Кто это, что это?»
Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть. Комар звенит - зззз, жук жужжит – жжжж, ветер дует - сссс, вода течет – сьсьсьсь, шину надуваем – шшш, тигр рычит – рррр и т.п. Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает. Потом ребенок задает звук, остальные отгадывают.
«Поймай звук»
Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – хлопнуть на заданный звук или слог в конце слова или в середине.
3. Лексические игры
Можно играть по кругу (используя мяч или другой предмет), называя по очереди, дети слушают друг друга, не повторяют уже названные слова.
«Назови ласково»
- Давай поиграем. Я буду называть простое слово, а ты его будешь превращать в ласковое, нежное слово: Чашка – чашечка. Пирог – пирожок, чайник – чайничек…
«Я знаю 5 названий…»
Я знаю 5 названий фруктов, овощей, ягод, молочных продуктов, мясных продуктов и т.п.
Я знаю 5 имен девочек, мальчиков.
Я знаю 5 мужских профессий, женских профессий, инструментов и т.п.
Игра на воображение
Называть слова можно на заданный звук.
- Чем ты угостишь гостей? – звук М – Малиной с Молоком, Мороженым, Медом и т.д.
- Кого пригласим на праздник?
- Как бы ты украсил комнату?
- Кого бы ты хотел увидеть в зоопарке? и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"
Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....
Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух- основа правильной речи"
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, и...
Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи»
Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи» ...
Консультация для родителей "Фонематический слух основа правильной речи дошкольников"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи дошкольника"
Что же такое фонематический слух?Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!Практика показывает, знание б...
Консультация "Фонематический слух основа правильной речи дошкольника"
Работа с родителями...
Мастер - класс для родителей «Фонематический слух – основа правильной речи»
Уважаемые родители, хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Развитие фонематических про...