Консультация для родителей Тема: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»
Консультация для родителей
Тема: «Роль родителей в формировании
грамматически правильной речи у детей»
подготовила: учитель-логопед Мелашич Е. В.
г. Нижневартовск, 2024
Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Формирование грамматически правильной речи ребенка - постоянный непрерывный процесс.
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
В настоящее время неопровержимо установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского развития, а родители своевременно и внимательно обеспечивали создание необходимых условий для становления речи, то, как правило, ничто не препятствует ее естественному ходу. Нельзя забывать и о том, что дефекты речи взрослых, как в зеркале, отражаются в речи ребенка.
Многие родители считают, что развитая речь - это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами, умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не обращая внимания на многие другие стороны его формирования. Навыки чтения и письма не являются показателем развития дошкольника. Формирования речи нельзя сводить к обучению грамоте, так как развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной речи является лишь составной частью.
К основным составляющим речевого развития детей относятся: звукопроизношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь. Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи являются использование заданий, упражнений и дидактических игр.
Например, очень полезно родителям читать детям "умные" сказки, стихи поэтов-классиков, по возможности приобретать аудиозаписи. Когда ребенок слушает сказки, рассказы в исполнении мастеров художественного слова в сопровождении музыки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. Очень полезна такая традиция, как коллективное чтение в семье, которое объединяет всех её членов, воспитывает любовь к литературе.
Пересказ знакомых произведений - ступенька к составлению собственных рассказов, которые родители могут записывать в так называемые книжки-малышки с иллюстрациями детей. В них дети могут рассказывать об экскурсиях в лес, парк, зоопарк, цирк. Об интересных случаях, поездках, событиях.
Для успешного заучивания детьми стихотворений следует использовать сочетание разных видов памяти: слуховую, зрительную, осязательную, двигательную, эмоциональную; превращать заучивание в весёлое обыгрывание содержания стихотворения. Использовать построчное запоминание в форме игры "Скажи строчку", когда взрослый и ребёнок по очереди произносят по строчке стихотворения, потом меняется порядок строк.
Одной из главных задач формирования грамматически правильной речи является развитие речевого дыхания (выработка длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания). Этому способствует произношение на одном выдохе загадок, пословиц, коротких считалок, чистоговорок.
Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, можно предложить «Играть с детьми на кухне». Для этого можно использовать простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу, сложить из спичек домик и придумать рассказ о том, кто в домике живет и т.д.), игры на обогащение словаря «Какие слова вытащим из супа, компота, салата?», «Вкусные слова» (кислые, сладкие...), «Чудесный мешочек» (угадывание фруктов и овощей на ощупь). С целью развития грамматического строя речи - игра «Сварим варенье» (из яблок - яблочное), «Приготовим сок» (яблочный), «Посчитай до пяти» (одна слива, две сливы… пять слив).
По дороге в детский сад и домой можно играть в игры: «Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко», «Упрямые слова». В выходной день родители могут «подарить» ребёнку новое слово, объясняя его значение, что является расширением словаря ребёнка.
И главное, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым, каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком - неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, громкость голоса и темп речи.
- Плохая дикция.
Рекомендации:
- В семье для ребенка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки, интересно рассказывать.
- Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.
- Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведет к тому, что ребенок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова.
- Родителям необходимо озвучивать любую ситуацию - не только, если они видят, что ребенок их слышит и видит. Не надо говорить в пустоту, надо смотреть ребенку прямо в глаза. Необходимо, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию.
- Расширяйте словарный запас ребенка.
- Обратите внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пазлы, шнуровка, игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем - письму.
- Читайте как можно больше ребенку коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку, так как дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они много раз слышали.
- Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать Вашу поддержку. Вам необходимо поощрять успехи и достижения ребенка.
- Отвечайте на вопросы детей. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.
Родители должны действовать сообща, устанавливая дисциплинарные и учебные правила, быть последовательными, не противоречить друг другу, давая указания ребенку. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок является индивидуальностью.
Итак, необходимо:
1.Создание для ребенка развивающей среды
- Дети должны иметь возможность ежедневно получать информацию об окружающем мире;
- Родителям необходимо рассказывать детям интересные истории о разнообразных фактах и событиях;
- Нужно учить общаться со сверстниками и взрослыми.
2.Формирование словаря
- Ознакомление с расширяющимся кругом предметов на различных этапах освоения предметного мира;
- Обогащать словарь детей на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни;
- Ознакомление с природой и социальной действительностью;
- Введение в словарь новых слов, обозначающих качества, свойства, и отношения, синонимов, антонимов, сравнений и т.д.;
- Использование в словарной работе произведений детских писателей, картин, пословиц, поговорок, загадок;
- Осознание детьми слова как единицы языка;
- Использование лексических упражнений;
- Сочетание словарной работы с разными видами деятельности дете
3.Звуковая культура речи.
- Словесные игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения («Угадай, что звучит», «Скажи, кто так кричит», «Кто топает?»);
- Знакомство с терминами «звук», «буква», «слово»;
- Предупреждение и исправление ошибок в звукопроизношении;
- Развитие фонетического слуха;
- Работа над произносительной стороной речи, над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса дикцией;
- Использование речевого дидактического материала (дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихи, потешки, считалки).
4.Грамматический строй речи
- Использование дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи;
- Использование повседневного общения в преодолении трудностей освоения детьми грамматических норм родного языка;
- Обучение словообразованию с помощью суффиксов (снег-снежинка – снежный – снеговик — подснежник);
- Обучать детей изменять слова по падежам, согласовывать в роде и числе (игра «Чего не бывает?», «Кого мы искупаем?» и т.п.);
- Учить образовывать глаголы;
- Упражнять в понимании и употреблении предлогов пространственного значения.
5.Связная речь
- Развитие ситуативной и контекстной речи;
- Развитие диалогической речи дошкольников через следующие формы работы: разговор с детьми, вопросы и ответы детей, беседы;
- Развитие монологической речи: обучение рассказыванию об игрушке, предмете, по картинам, рассказы детей из собственного опыта («Рассказ о моем домашнем питомце», «Учимся рассуждать» и т.п.)
6.Приобщение детей к литературному творчеству
- Книжный уголок в доме;
- Чтение и рассказывание детской литературы;
- Ознакомление детей с поэзией;
- Ознакомление детей с фольклором;
- Ознакомление детей с книжной иллюстрацией;
- Просмотр диафильмов на темы сказок и рассказов
7.Подготовка к обучению грамоте
- Упражнения по делению слов на слоги;
- Упражнения по развитию речи детей и формированию по составлению предложений.
Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей.
Помощь родителям в самостоятельных занятиях с детьми....
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей...
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей
Родители могут самостоятельно участвовать в построении правильной речи у ребенка. Необходимо приучать его из звуков складывать простые слова, сравнивать правильное и неправильное произношение,...
"Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей"
Развитие правильного звукопроизношения и формирование связной речи является очень важным процессом и для родителей, и для их ребенка. На родителей возложена огромная ответственность перед своими детьм...
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей...
Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей,общение со взрослыми и сверстниками - все это активно вводит ...
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста".
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи ребенка дошкольного возраста»....