Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»
консультация (подготовительная группа)

Мацебера Наталья Викторовна

Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями. ) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны.

Научите ребенка самостоятельно принимать решения.

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Рыбка» Южно-Курильский городской округ Сахалинская область

Консультация для родителей.

Автор: Мацебера Наталья Викторовна

«Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»

Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями. ) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны.

Научите ребенка самостоятельно принимать решения.

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения.

Общий кругозор

7-летний ребенок уже может без запинки назвать  :

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой  домашний адрес – город/поселок, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну в которой живет и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего населенного пункта
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии , виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные  народные сказки;
  • великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения
  • должен знать правила поведения в общественных местах и на улице

Все эти знания ваш ребенок может получить при постоянном общении с вами, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг .

 
Окружающий мир

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

  • различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
  • называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
  • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности ;
  • знать названия 2-3 комнатных растений;
  • знать названия овощей, фруктов, ягод;
  • иметь представление о различных природных явлениях;
  • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года, стихи и загадки о временах года.

Развитие речи (подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией; 
  •  отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах;
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении ( повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (яблоко, груша , апельсин – это фрукты);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • составлять описательный рассказ о ком либо или о чем либо ;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное ,что увеличивает словарный запас ребенка. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутыми  фразами, уточняйте детали и его мнение. Задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. 

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать из звуков слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Играйте в слова: называйте слова на определенный звук или те, в которых он встречается, составляйте слова из заданного звука, разделяйте слова на слоги или звуки.

Слух, зрение, внимание, память, речь
Здесь дошкольнику нужно уметь:
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке!

Математика

Базовые знания в области счета у ребенка должны быть, а вот  умение считать до ста является необязательным .Необходимые математические представления к 1 классу:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
  • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
  • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
  • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, гостей, машины, дома. Деревья, цветы. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, логическое мышление, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, пишите палочкой на песке мелом на доске, выкладывайте их из камушков.

 Интеллектуальное развитие
В этой области ребенок должен уметь:
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.
 

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
  • писать по образцу печатные буквы;
  • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
  • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
  • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
  • лепить из пластилина и глины;
  • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, создавайте вместе украшения и поделки 

 

 

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.
Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

  1. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
  2. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  3. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  4. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  5. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки).
  6. Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой.
  7. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.

8.Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).

    9.Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.

    10.Ориентироваться во времени.

    11.При необходимости обращаться за медицинской помощью.

    12.Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.

    13.Действовать по образцу.

    14.Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).

    15.Видеть причинно-следственные связи между явлениями.

    16.Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.

17.Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?"

Выступление на РМО  "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?"...

Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс

С чего следует начать родителям и педагогам...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс?"...

Презентация "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы".

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройст...

Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс школы?

Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс школы...

«Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»

Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.Чем больше ребенок может делать самостоят...

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы

Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.Чем больше ребенок может делать самостоят...