Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс
консультация по логопедии (подготовительная группа)
С чего следует начать родителям и педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_dolzhen_znat_i_umet_rebyonok_idushchiy_v_pervyy_klass.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
По ФГОС старший дошкольник должен быть любознательным, активным, эмоционально отзывчивым, способным управлять своим поведением. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Взглянув на такой «портрет» родители и педагоги должны задаться вопросом: «Какими способами и путями мы должны подвести ребёнка к предполагаемому результату?»
Следует начать с ознакомления педагогами родителей с предстоящим учебным материалом (вкратце на первом родительском собрании). На стендах в конце недели можно вывешивать информацию с заголовками «Мы узнали о …», «Мы читали про…», «Мы рисовали…» и т.д. Таким образом родители будут в курсе того, чем «жил» и занимался их ребёнок.
К сожалению, в последнее время всё чаще приходится напоминать взрослым, что их внимание и живое общение очень необходимы детям. Я понимаю, что современная жизнь загружена работой и делами. Времени не хватает. Но наши дети также быстро растут и нуждаются в нас. Спросите у ребёнка как прошёл его день, что ему больше запомнилось или может огорчило. Покажите свою заинтересованность. Расскажите о своём дне, о работе. Ведь часто дети не знают, где и кем работают мама и папа. Перед сном почитайте книжку, рассмотрите детские рисунки. Всё это послужит развитию памяти, мышления, связной речи и положительно скажется на вашем эмоциональном состоянии и ребёнка.
Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?
Общий кругозор
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
- свое имя, фамилию и отчество;
- свой возраст и дату рождения;
- фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
- имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
- свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
- страну, в которой живет, и ее столицу;
- основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
- основные цвета и их оттенки;
- части тела человека;
- предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
- профессии, виды спорта;
- виды наземного, водного, воздушного транспорта;
- известные русские народные сказки;
- великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
- четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
- выделять определенный звук в слове интонацией;
- определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
- определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
- произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
- называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
- различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
- знать разницу между гласными и согласными звуками;
- называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
- отвечать на вопросы и уметь их задавать;
- составлять рассказ по картинке;
- последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
- понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
- сказать несколько предложений о заданном предмете;
- составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
- различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
- заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
- отгадывать загадки.
Если ребёнок систематически посещает ДОУ, то уровень его знаний вполне соответствует данным ориентирам. Но если будущий первоклассник часто болеет и пропускает занятия, то при диагностике часто выявляется недостаточный уровень развития познавательной сферы.
Также встречается категория детей, которые занятия в ДОУ не пропускают, но уровень развития познавательной сферы низкого уровня. Это может быть связано с развитием высших психических функций. Без хорошей памяти и устойчивого внимания ребёнку сложно воспринять и усвоить новую информацию.
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь:
- правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
- складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
- рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
- закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
- проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
- писать по образцу печатные буквы;
- аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
- лепить из пластилина и глины;
- клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.
Должен ли первоклассник уметь читать?
Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.
Я считаю, что ребёнок должен знать алфавит (полное название букв и их краткое произнесение), складывать слоги. Также у него должны быть сформированы фонематические процессы анализа и синтеза. В таком случае первокласснику будет легче научиться читать в школе.
Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний.
Часть материала с сайта Lovingmama.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?"
Выступление на РМО "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?"...
Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в первый класс
Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в первый класс...
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»
Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс?"...
Презентация "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы".
Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройст...
Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс школы?
Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс школы...
Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»
Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.Чем больше ребенок может делать самостоят...
«Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»
Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.Чем больше ребенок может делать самостоят...