Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Назарова Мария Вадимовна

С чего следует начать родителям и педагогам

Скачать:


Предварительный просмотр:

По ФГОС старший дошкольник должен быть любознательным, активным, эмоционально отзывчивым, способным управлять своим поведением. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Взглянув на такой «портрет» родители и педагоги должны задаться вопросом: «Какими способами и путями мы должны подвести ребёнка к предполагаемому результату?»

Следует начать с ознакомления педагогами родителей с предстоящим учебным материалом (вкратце на первом родительском собрании). На стендах в конце недели можно вывешивать информацию с заголовками «Мы узнали о …», «Мы читали про…», «Мы рисовали…» и т.д. Таким образом родители будут в курсе того, чем «жил» и занимался их ребёнок.

К сожалению, в последнее время всё чаще приходится напоминать взрослым, что их внимание и живое общение очень необходимы детям. Я понимаю, что современная жизнь загружена работой и делами. Времени не хватает. Но наши дети также быстро растут и нуждаются в нас. Спросите у ребёнка как прошёл его день, что ему больше запомнилось или может огорчило. Покажите свою заинтересованность. Расскажите о своём дне, о работе. Ведь часто дети не знают, где и кем работают мама и папа. Перед сном почитайте книжку, рассмотрите детские рисунки. Всё это послужит развитию памяти, мышления, связной речи и положительно скажется на вашем эмоциональном состоянии и ребёнка.

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живет, и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные русские народные сказки;
  • великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Если ребёнок систематически посещает ДОУ, то уровень его знаний вполне соответствует данным ориентирам. Но если будущий первоклассник часто болеет и пропускает занятия, то при диагностике часто выявляется недостаточный уровень развития познавательной сферы.

Также встречается категория детей, которые занятия в ДОУ не пропускают, но уровень развития познавательной сферы низкого уровня. Это может быть связано с развитием высших психических функций. Без хорошей памяти и устойчивого внимания ребёнку сложно воспринять и усвоить новую информацию.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
  • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
  • писать по образцу печатные буквы;
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
  • лепить из пластилина и глины;
  • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Я считаю, что ребёнок должен знать алфавит (полное название букв и их краткое произнесение), складывать слоги. Также у него должны быть сформированы фонематические процессы анализа и синтеза. В таком случае первокласснику будет легче научиться читать в школе.

Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний.

Часть материала с сайта Lovingmama.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?"

Выступление на РМО  "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?"...

Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в первый класс

Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в первый класс...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»

Консультация для родителей "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс?"...

Презентация "Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы".

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройст...

Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс школы?

Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс школы...

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»

Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.Чем больше ребенок может делать самостоят...

«Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?»

Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.Чем больше ребенок может делать самостоят...