Консультация для родителей «Эффективность использования сенсорных игр для развития детей раннего возраста»
консультация

Консультация для родителей «Эффективность использования  сенсорных игр для развития детей  раннего возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Эффективность использования

сенсорных игр для развития детей

раннего возраста»

Сенсорное развитие – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников

Ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.  

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст "золотой порой" сенсорного воспитания.  С 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их  с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.    Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.  

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе  воспитания.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

Развитие         восприятия         в         разные         периоды         имеет         свои особенности.

  • В раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.
  • Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. - не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете.  

Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется игровым целям. Игровое манипулирование сменяется обследовательскими действиями с предметами  и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, величине.  

 

Цвет. Исследователи считают, что лучше всего малыша в этом возрасте знакомить с классическим набором цветовых тонов, цветами спектра: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, синим, фиолетовым, а также белым и чёрным. Голубой цвет детям этого возраста трудно воспринимать как самостоятельный тон. Даже взрослые часто относят его к светло-синему. На самом деле голубой цвет является промежуточным между зелёным и синим.  

 

Форма. Классическими образцами формы являются круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал.  

 

Величина. Характеристика величины предметов сводится к словам «большой» и «маленький».  

 

Свойства предметов. Также малыш должен научиться определять качества предметов (мягкий, твёрдый, холодный, горячий, сырой, сухой, лёгкий, тяжёлый, колючий, гладкий). Чтобы познакомить с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать, сжимать, гладить, то есть, совершать действия, которые называются моторными.

Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра.  

 

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

 

Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).

Все, выше указанные, образцы сенсорных эталонов разных свойств ребёнок может усвоить в игре. Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста.

Дидактические игры могут выполнять еще одну функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

  1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные пробы.  

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Для этого в группе         необходимо         иметь         разнообразие         игр, способствующих         сенсорному         развитию         малышей         – вкладыши, дидактические кубы, пирамидки, дидактические игры типа «Лото», «Подбери по цвету (форме)» и другие.

Виды дидактических игр по игровому действию:

 

  1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.
  2. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
  3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
  4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.
  5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.
  6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

С помощью использования  дидактических  игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и  с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.

 

Успешным результатам будет способствовать то, что  сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществляется как непосредственно в образовательной деятельности, так и  в ходе режимных моментов.      Например, при приёме детей обязательно нужно обращать внимание на цвет одежды ребёнка, его обуви: "Ксюша, какая красивая жёлтая кепка сегодня у тебя. А ты, Максим, сегодня в зелёной футболке. А давайте посмотрим и найдём у кого ещё зелёная футболка сегодня".

Работу нужно вести совместно с родителями:  

 

  • организовывать консультации по работе с приёмами ознакомления малышей с сенсорными эталонами,  
  • рассказывать о важности своевременного сенсорного воспитания,  
  • давать рекомендации, как использовать различный подручный бросовый материал для развития мелкой моторики пальцев рук.  

Например, рисование пальчиком, палочкой на подносе из крупы; сделать шумовые инструменты, используя бочонки от киндеров, флаконы от шампуней. А если приобрести 2 упаковки губок различных цветов и размеров, появится оригинальный лёгкий, экономичный конструктор.  

 

Главное – вовремя вспомнить о том, что обыкновенные вещи, которые нам кажутся привычными и незаметными, для ребёнка могут оказаться целым открытием.  

Летом прекрасным тренажёром для развития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, глубоко погружают руки в чистый сухой песок, просеивают его между ладонями. Рисование по мокрому песку пальцами или палочкой – увлекательное занятие.  

 

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путём, неясны, неотчётливы и не прочны. Одна из главных наших задач – дать ребёнку как можно больше естественных знаний. Когда ребёнок их освоит, он сам, без помощи взрослого, будет изучать предметы и явления, и получать правильные представления о них.

 

Личный контакт с каждым ребёнком, атмосфера увлечённости и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.  

 

Таким образом, использование интересных, доступных и полезных игр, позволяет воспитателю обеспечить решение образовательных сенсорных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Эффективность использования мячей- фитболов для оздоровления детей дошкольного возраста.

         Фитбол - гимнастика, как современная форма, имеет преимущество перед традиционными подходами, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспи...

Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....

Консультация для родителей "Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей 5-6 лет как результат взаимодействия учителя-логопеда с родителями".

В настоящее время родители уделяют мало  внимания речевым недостаткам ребёнка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстранённ...

Консультация для родителей "Эффективность совместной деятельности педагога и семьи в экологическом воспитание детей дошкольного возраста".

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить...

Консультация для родителей Эффективные приёмы в устранении заикания у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей Эффективные приёмы в устранении заикания у детей дошкольного возраста...