Методические рекомендации для родителей по развитию исследовательской активности ребенка раннего возраста в условиях семьи
методическая разработка

Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи родителям в решении задач поддержки исследовательской активности и познавательного развития ребенка раннего возраста. Особое внимание уделяется выбору и организации в домашней среде игр и игровых материалов, даны рекомендации по выбору развивающих игрушек, описаны приемы совместной с детьми познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx50 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей по развитию исследовательской активности ребенка раннего возраста в условиях семьи

Организация игрового пространства

  • все игры и пособия ребенка можно разделить по виду воздействия на определенный физиологический и психический процесс. Интерактивные игрушки (телефоны, куклы, которые поют, играют, разговаривают и др.), игры на развитие мелкой моторики (головоломки), игры для развития крупной моторики (мячи и т.д.), из каждой категории наряду с этим в окружении ребенка может находиться не более двух трех экземпляров. Чтобы ребенок мог как можно больше проникнуться в игру, разобраться во всех ее свойствах и характеристиках, а также достаточно насладиться процессом и изучить наполнение. Через какое-то время необходимо заменить набор игрушек на другие, а эти на время убрать. Так будет эффективнее, чем одновременно дать ребенку сразу четыре похожих по смыслу игры.
  • во всех играх и пособиях необходим порядок, т.е. книги с книгами, машинки с машинками, посуда с посудой. Кроме очевидного удобства и аккуратности, это помогает ребенку структурировать процесс, а также учит самостоятельно организовать пространство. Надо учитывать возраст ребенка, игрушки не должны опережать актуальные физиологические и интеллектуальные возможности ребенка. Игрушки для самостоятельной игры (пирамидки, матрешки, мячи и др.) находятся в непосредственной доступности у детей. Игрушки, которые подчиняются конкретным правилам (лото, домино и др.) должны быть сложены, для их целостности, поскольку в такие игры дети раннего возраста чаще всего играют с родителями или под присмотром взрослых.
  • даже в раннем возрасте, ребенок должен принимать участие в соблюдении порядка. День за днем продолжаем повторять о том, где какие игрушки «живут» и раскладываем их по местам, делаем это совместно с детьми во время бодрствования. Если ребенок кладет что-то не на свое место, мы говорим: «Зайка сходил в гости к машинкам, а теперь идет домой к животным» и т.д.

Совместные игры родителей с детьми

Совместные игры учат детей быть самостоятельными, не бояться принимать решения, правильно оценивать поступки других.

Взрослые совместно с детьми могут поиграть с бусинами, прищепками, шнуровкой. Родитель может предложить ребенку снимать прищепки с заготовки, а взрослый будет соединять прищепками подходящие детали; ребенок будет нанизывать более крупные бусины, а родитель-мелкие, ребенок шнурует заготовку, а родитель помогает.

Дети до 2 лет только учатся использовать такой вид творчества как пластилин, поэтому занятия проходят в совместной деятельности с родителями. Мама при занятии держит ребенка на коленях и водит его ручкой, показывая простые действия. Ребенок двух трех лет уже может сидя рядом с мамой скатывать колбаски, лепить шарики, сплющивать и пр. Также можно совместно с родителем из полученных ими форм сделать картину из пластилина.

При совместном рисовании «рука в руке» взрослый показывает, как держать карандаш (фломастер, кисточку и пр.), изображать линии. Детей раннего возраста очень привлекает рисование пальчиком, делать рисунки собственной ладошкой, ставить кляксы. Отпечаток ладошек можно вместе с взрослым дополнить элементами, превратить в солнышко, рыбку и пр. Чтение – это полезное для всех детей занятие, можно использовать для совместного досуга. Взрослый рассказывает по картинкам сюжет, останавливается, задает вопросы ребенку, например, «Покажи мне петушка», «Как говорит кошечка?».

Игра в конструктор совершенствует крупную и мелкую моторику, развивает внимание, самостоятельность, творческие и умственные способности. Ребенок в возрасте полутора лет из периода, всего разрушающего переходит в жажду созидания. В совместной игре с ребенком можно построить замок, домик, при этом показывать, как нужно ставить детали. В построенный домик можно поместить фигурки животных, пупса или другие игрушки.

В раннем возрасте появляется необходимость в играх по ролям. Хорошо с детьми играть в разные профессии, например, врач и пациент, продавец и покупатель и др. Совместная игра служит формированию у детей организованности и ответственности, умение контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.

Как показало данное исследование дети очень любят экспериментировать. Самым часто используемым материалом для экспериментов у детей является песок, вода и тесто.

Игры-эксперименты

Игры с водой: переливание воды через воронку, через сито, из кружки в кружку;

-пускание в воде плавающих резиновых игрушек (лодочек, уточек, корабликов);

-вылавливание из воды сачком мелких предметов;

-бросание в воду резиновых мячиков, деревянных предметов, маленьких камешек;

-смешивание красок разного цвета и получение цветной воды;

-игра «Волны», дети дуют на воду;

-игра «Кораблик», дети дуют на кораблик, чтобы он быстрее пришел к другому берегу;

  • игра «Нырки», дети топят в ванной мячики, резиновые игрушки, шарики от пинг-понга, разжимая пальцы- игрушки выпрыгивают из воды;
  • игра «Забавная пена», ребенок взбивает пену руками в небольшой емкости, например, в тазике;

-игра «Умелые пальчики», поролоновые губки разного цвета и формы мочат в воде и отжимают, переливая из одной емкости в другую;

-игра «Бульбашки», в тазу с водой дети булькают воздух из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают бутылочками, погружая в воду и наполняя водой;

-игра «Волшебный мешочек», в какую угодно емкость опускаем игрушки или предметы. Детям завязываем глаза, надо на ощупь определить, что это за предмет, игрушка?

-игра «Мыльные пузыри», у кого пузырь поднялся выше?

Игры с песком: сгребание песка в кучу совком;

-переносим песок в ведерках (много-мало, тяжело- легко, сухой-сырой);

  • пересыпание через воронку в просвечиваемую емкость;
  • выкладывание форм из сырого песка (лепим колобки, фигурки);

-печатание на сыром песке (следы обуви, следы игрушек с колесами и полозьями, протаптывание дорожки к домикам игрушек и др.);

  • рисование палочками на сыром песке (домик, цветок, солнышко);

-копание песка совком (выкопать большую пещеру для слона, маленькую норку для мышки);

-игра «Делаем узоры из песка» (из малой лейки без наконечника, ведерка с дырочкой, тонкой стрункой сыплем песок на асфальт, на землю, бумагу, делая разные узоры);

Игры с тестом: скатывание теста шариком, колбаской;

  • раскатывание теста, отщипывание, протыкание пальцами, похлопывание ладошками;
  • игра «Ямки», разминаем в руках тесто, затем кладем на стол, надавливаем указательным пальчиком, или сразу несколькими пальчиками одновременно и в получившиеся ямки предлагаем ребенку положить изюм или орех;
  • игра «Спрячь шарик», разминаем в ручках тесто, затем предлагаем ребенку спрятать шарик в тесто, и найти его, игру повторять несколько раз;

Непременным спутником детства и важнейшим инструментом игры — является игрушка.

Рекомендации по отбору детских игрушек

Сюжетно-образные игрушки: предназначенные для самостоятельных творческих игр, в которых отображаются впечатления детей об окружающем мире. К таким игрушкам относятся: куклы, фигурки людей и животных предметы игрового обихода, театральные, празднично- карнавальные и технические игрушки. При помощи игр с ними дети учатся действовать в воображаемой ситуации, проявляют максимум самостоятельности и социальную активность. Для детей до двух лет наиболее выразительна должна быть решена голова куклы или фигурки. В частности, чтобы выделялись глаза (подвижные), с незакрывающимися веками. Активизируют игру и дополнительные атрибуты: наборов одежды. Возрастает реалистичность игрушек: куклы, изображающие младенцев, мальчиков, девочек, взрослых людей, игрушечные животные.

Предметы игрового обихода: для детей раннего возраста рекомендуется готовая крупногабаритная мебель для игры с куклами, разнообразные предмета быта, соответствующие росту и размеру руки. Различная по тематике посуда: чайная, столовая, кухонная соразмерная руке ребенка и сомасштабная столу или шкафчику. Игрушечные коляски, санки, качели, должны отвечать среднему размеру куклы и росту ребенка.

Театральные игрушки: рекомендуются куклы персонажи бибабо (кошка, собачка, уточка) выполненные из ткани. Наборы игрушек среднего размера, изображающих знакомых героев сказок для настольного театра объемного и плоскостного.

Празднично-карнавальные игрушки: карнавальные шапочки (зайчики, мишки и пр.).

Технические игрушки: совочки, лопаточки, формочки для игр с песком, водой, снегом. Транспортные игрушки-крупные, изображающие предметы бытовой техники (телевизор, плита, часы)

Дидактические игрушки: матрешки, пирамиды, игрушки вкладыши (кубы, цилиндры, конусы). Игрушки с пришнуровывающимися, прилипающими деталями.

Дидактические игры с правилами: игры в кубики с предметными картинками, парные или разрезные, лото, кубики-вкладыши, домино.

Конструкторы и наборы строительных материалов: кубики и шарики с погремушками, постепенно учатся соединять два элемента и образовывать новые формы (домик, грибок).

Спортивные игрушки: тележки, каталки, беговел, самокат, велосипед 3х и 4х колесные), мячи разных размеров, кегли.

Музыкальные игрушки: музыкальные шкатулки, погремушки с бубенчиками, неваляшки с музыкальным устройством, барабан, бубен, металлофон, шкатулки-шарманки, губная гармошка, дудочки, игрушечное пианино.

Развивающие игрушки

Бизиборд (или развивающая доска, например, сегодня такая игрушка может выглядеть как паровозик или домик) – это новейшее изобретение педагогов-воспитателей, на доске (домике, паровозике), закреплены различные детали, механизмы, которые надолго могут увлечь детей раннего возраста.

Стандартного набора вещей, прикрепленных к такой развивающей доске, не существует, чаще всего в минимальном варианте это материалы различной фактуры, позволяющие ребенку просто получить тактильное представление о тех или иных предметах (это все еще и выглядит ярко и красиво).

Современные дизайнеры, прикрепляют к основе все те вещи, которые так интересуют детей раннего возраста. Тут могут быть и розетки со штепсельными вилками, и ручки от дверей шкафа, и круговые циферблаты телефона, и многое другое. Различные выключатели и кнопки, а также (в сложных версиях досок) простые осветительные приборы в рабочем состоянии – лампочки или фонарики, деревянные счеты, пуговицы, петли, крючки, колесики, шарики и шестеренки, часовые циферблаты, диски от телефона, пульты от телевизора.

Разнообразить бизиборд можно легкими конструктивными элементами – например, пластмассовыми фигурами (круг, квадрат, треугольник), которые можно тут же вставить в проемы соответствующей формы.

Рассуждая о пользе бизиборда, можно указать несколько моментов:

  1. Даже наиболее простой вариант развивающей доски предполагает ощупывание, а это развивает мелкую моторику.
  2. Получение любых новых ощущений однозначно стимулирует работу мозга, который должен переварить, систематизировать и запомнить полученную информацию. С таких простых упражнений начинается развитие человеческого мышления, которое значительно ускоряется благодаря бизиборду.

#1044;оска, которая содержит достаточно сложные составные конструкции может также способствовать развитию логики. На примере простых механизмов, вроде щеколд или замочков, он может самостоятельно сообразить, как работает такая конструкция, а также другие (подобные ей).

4. Бизиборд абсолютно безопасен, но при этом дает малышу все возможности для исследования окружающего мира.

Игрушки из фетра способны надолго увлечь ребенка. Занятия с пособиями из фетра формируют различные познавательные функции- восприятие, память, мышление, внимание, речь, а также научат ребенка застегивать пуговицы, липучки.

К развивающим игрушкам можно также отнести разнообразные книжки:

Книжка-гармошка раскладывается в гармошку, и малыш может сразу увидеть всю историю целиком.

Книжки в форме животного обычно содержат короткую историю про изображенного персонажа, встречаются такие книжки с подвижными частями.

Книжка с вращающимся кругом подходит детям от года для рассматривания вместе с взрослым, который рассказывает ребенку историю и побуждает его искать подходящих персонажей.

Книжки-задвижки, часто под скользящие задвижки, которые малыш должен отодвинуть, спрятана часть иллюстрации.

Книжки-потягушки, действующие по тому же принципу, изображающие какого-нибудь персонажа. Если потянуть за язычок внизу, домашний или лесной зверь открывает рот.

Серия книжек для ванной, которые в тёплой воде меняют цвет наверняка заинтересует малыша. На его глазах свершается чудо – в воде он может видеть спрятанные картинки.

Книжки с одним или несколькими персонажами на веревочке нравятся многим детям. Их можно использовать для чтения и одновременной наглядной демонстрации сюжета, а затем для самостоятельного рассматривания и игры малыша.

Мягкая книжка – с пальчиковыми куклами. Отверстие посередине переплёта позволяет кукольным героям появляться на любой странице, а также для использования кукольного театра.

Книжка-раскладушка, книжка-панорамка с фигурами, при раскрытии книжки фигуры поднимаются благодаря имеющимся разрезам.

Книжка погремушка со стихами, веселое игровое пособие, которое может греметь и трещать (сложив первую и последнюю страницу вместе).

Книжка-пианино, познакомит ребенка со звучанием различных инструментов, на каждой странице тексты песен с нотами.

Книжка-пазлы, с небольшим текстом(стишок) иллюстрированный большим пазлом.

Книжка с окошками, превращает чтение в увлекательную игру, развивает у ребенка любознательность, мелкую моторику и наблюдательность.

Книжка-тренажер одеваюсь сама, развивают мелкую моторику, самостоятельность, речевые навыки. Ребенок научиться застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки, а также завязывать шнурки и ленточки.

Книжки-трафареты, помогут ребенку легко запомнить буквы, облегчат процесс написания букв.

Книжка «Найди пару», разделена на 2 половины, на каждой половинке изображен предмет (животное и др.), а на противоположном- пара. Предметы и пара находятся не по порядку, чтобы их найти надо полистать книжку. Способствует развитию речи, внимания, памяти, логического мышления.

Книжки- попрыгунчики, ребенок слушает забавные стишки и прыгает вместе с главной героиней (лягушкой, кошкой, собачкой, зайкой).

Книжка- словарик малыша, ребенок видит предмет, видит слово это способствует развитию речи, мышления, вниманию, памяти.

Наборы картинок – представляют собой наборы небольших, удобных для руки ребенка, карточек с изображением. Это полезное пособие для развивающих занятий с ребенком. Существуют тематические наборы картинок, предназначенные для развития речи и освоения действия классификации, специальные наборы картинок для выстраивания сериационных рядов (по цвету, форме, размеру), а также сюжетные картинки, на которых изображены знакомые ребенку сказочные мотивы или бытовые ситуации, предназначенные для рассматривания и составления рассказов с опорой на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию двигательной активности детей раннего возраста

Данные рекомендации могут использоваться как родителями так и педагогами для развития двигательной активности детей раннего возраста....

Методические рекомендации по диагностике психического развития детей младенческого и раннего возраста

Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в различных условиях, и своевременнно выявлять небл...

Рекомендации для родителей" «Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста».

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питат...

Рекомендации для родителей по повышению двигательной активности детей раннего возраста.

Здоровый малыш обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Поэтому особое внимание уделяется овладению ребенком основ двигательной активности, учитывая возрастные и психологические во...

Тренинг для родителей вновь принятых детей «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления орг...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей по выбору мультфильмов для детей раннего возраста «МУЛЬТФИЛЬМЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»

Мультфильмы и ребёнокВедущие психологи и психиатры утверждают, что психический и умственный потенциал ребенка формируется от рождения до трёх лет. У малышей огромный резерв «пустой»...

Как организовать жизнедеятельность ребенка раннего возраста в условиях семьи.

       Уважаемые родители, каждый из Вас желает, чтобы его ребенок был здоров, весел и правильно развивался. В этом стремлении поможет правильная организация режима дня....