Консультация для родителей «Обогащение словаря дошкольника с нарушением речи».
консультация (старшая группа)
В статье приводятся примеры игр и упражнений для обогащения словаря дошкольника с нарушением речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarya_doshkolnika_s_narusheniem_rechi.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Обогащение словаря дошкольника с нарушением речи».
Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Часто дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).
В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… - транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Игры и упражнения для развития словаря.
В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.
Упражнения с существительными.
⮚ Покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному. Например, мишка, мишенька, мишутка и т.д.
⮚ Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»
⮚ Родитель (показывает картинки). Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).
⮚ Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).
Упражнения с глаголами.
Попросите ребенка ответить на вопросы:
⮚ Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)
⮚ Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.)
⮚ Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопится)
⮚ Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)
⮚ Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).
⮚ А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),
В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п.
Упражнения с прилагательными.
Попросите ребенка подумать, о чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)?
Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее)
Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)
Ответь одним словом, какой осенью лист на дереве. (Жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий).
Упражнения с наречиями.
Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):
⮚ Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),
⮚ Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
⮚ Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).
Упражнения на подбор родственных слов
Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?
Какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что она пушистая? (Пушистик, Пушонок, Пушок).
Упражнения на подбор сравнений
⮚ Родитель. На что похоже солнышко? (На яблоко, мяч, шар, апельсин, цветок мать-мачехи или одуванчика).
⮚ На что похож ёжик? (На шарик, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щётку).
⮚ На что похож ручеёк? (на ленту, змейку, зеркало).
Уважаемые родители, помните, что нужно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: важно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего малыша будет грамотной и красивой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста"
В материале даны рекомендации родителям по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста через приобщение к произведениям русских поэтов и писателей; а также знакомство с синонимами и упражне...
Консультация для родителей «ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Развитие языка ребенка не стихийный процесс, языку нужно обучать. Данная консультация имеет цель повышения компетентности родителей в этом вопросе....
Консультация для родителей: «Обогащение словаря ребёнка, играя, это просто, интересно, эффективно».
Консультация...
Консультация для родителей. Обогащение словаря детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей на тему " Обогащение словаря детей дошкольного возраста". Как проводить занятия с ребенком по развитию речи! Пожелания родителям!...
Консультация для родителей «Обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказками»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. Дошкольнику свойственно удивляться, восхищаться миром. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность....
Консультация для родителей: "Обогащения словаря старшего дошкольника средствами художественной литературы."
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Обогащение словаря дошкольника"
онсультация для родителей "Обогащение словаря дошкольника"...