Родительское собрание «Что я знаю о своём ребенке?»
материал (старшая группа)
Данное родительское собрание позволяет развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod._sobranie.docx | 35.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru
Родительское собрание «Что я знаю о своём ребенке?»
Составила: Лазарева
Наталья Анатольевна
Самара, 2024
Родительское собрание «Что я знаю о своём ребенке?»
Цель: развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.
Задачи:
- Создать доброжелательную обстановку, положительные взаимоотношения между родителями
- Достичь оптимального уровня взаимодействия педагогов и семьи через систему социального партнерства
- Формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательную деятельность.
Предварительная работа: разработка конспекта собрания, подбор тестового материала, рисование с детьми «Автопортрет», «Моя будущая профессия», беседа с детьми «Что ты любишь?»,
Ход собрания
- Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо большое, что вы нашли время и смогли прийти на наше родительское собрание. Тема нашего сегодняшнего собрания ! Что я знаю о своем ребенке?» и пройдет оно в форме круглого стола.
- Знаете ли вы своего ребенка? Конечно. Ответит почти каждый родитель. «Мы занимаемся своими детьми с первых дней жизни. Это мы, родители кормим их, одеваем, купаем, укладываем спать, учим делать первые шаги и произносить первые слова. Это мы знакомим с окружающим миром, утешаем, дежурим у их постели, когда они болеют. Может ли кто – ни будь знать своего ребенка лучше, его матери и отца – самых близких ему людей, самых любящих и самоотверженных?». Многие родители искренне считают, что своего ребенка они знают очень хорошо. Чем меньше наш ребенок, тем мы, действительно лучше знаем его. Но уже в дошкольном возрасте мы замечаем, что наши суждения о нем становятся все более приблизительными. И возможно, через 10-12 лет обнаружим в лице собственного ребенка абсолютного незнакомца. Закономерно возникает вопрос: «Знаем ли мы своего ребенка?» давайте, уважаемые родители об этом и поговорим.
Что может быть прекраснее улыбки детских глаз?
Пускай детишки разные, все умиляют нас.
Со щечками, с веснушками, с причёскою и без,
Кто с мамиными ушками, кто - копия отец.
Смеются, улыбаются, лепечут кто о чём,
Машинками играются и прыгают с мячом.
Такие они разные, все наши малыши,
Но самые прекрасные! Ведь я права? Скажи?
- Для начала предлагаю вам немного отдохнуть.
Игра «Цветок настроения»
У нас есть волшебные цветики – семицветики настроения. Каждый лепесток обозначает свое настроение. Красный – бодрое, активное настроение. Оранжевый – праздничное настроение. Желтый – веселое настроение. Зеленый – общительное настроение. Голубой – хочется отдохнуть, полежать. Синий – спокойное настроение. Фиолетовый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое. Как видите, на наших цветах настроения нет серого и черного цветов, так как они обозначают злость, обиду, грусть, печаль, страх. Возьмите каждый по лепестку того цвета, какое у вас сейчас настроение, чтобы мы поняли, с каким настроением вы пришли на нашу встречу. Вот какой замечательный цвет настроения у нас получился. Я рада, что на нашу встречу вы пришли с бодрым, активным, общительным и веселым настроением.
- Ваш ребенок посещает нашу группу не первый год и каждый из вас причастен к жизни группы. Наверняка, вы знаете всех детей. Предлагаю вам ряд вопросов, на которые вы должны быстро ответить.
1. Адрес детского сада?
2. Как называется наша группа?
3. Сколько человек в группе?
4. Кого больше в группе: девочек или мальчиков?
5. Как зовут музыкального руководителя? Логопеда? Младшего воспитателя?
6. Кто самый высокий в группе?
7. У кого самые длинные волосы?
8. Кто у нас в группе дольше всех спит?
9. У кого у нас в группе самые кудрявые волосы?
10. Кто у нас в группе лучше всех кушает?
11. Кто у нас в группе медленнее всех ест?
12. Кто у нас в группе самый шустрый?
13. Кто у нас в группе самый смешливый?
14. Кто у нас в группе самый хороший?
- Вот мы и узнали, кто больше всех знает про жизнь группы. Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим отношения родителей и детей. Для начала я предлагаю вам упражнение «Ассоциации». Вам надо будет назвать первые возникшие у вас ассоциативные образы.
1. Если семья – это постройка, то это…
2. Если семья – это цвет, то …
3. Если семья – это музыка, то …
4. Если семья – это геометрическая фигура, то …
5. Если семья – это название фильма, то …
6. Если семья – это настроение, то …
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.
В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен. Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка.
Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.
Прежде чем я зачитаю основные характеристики каждого стиля воспитания, предлагаю вам с помощью теста, оценить свою собственную стратегию воспитания и выяснить, какой стиль воспитания вы используете. Для этого вам необходимо, выбрать один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос. Всего будет 10 вопросов. (Приложение 1).
А теперь давайте разберем, что же собой представляют каждый из стилей воспитания.
При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят. Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении и часто сами жестоки.
Рекомендации для родителей, применяющих авторитарный стиль воспитания:
• откажитесь от приказов, угроз и физического наказания;
• не предъявляйте ребенку завышенных требований;
• замените приказы и требования, просьбами и предложениями;
• учитывайте интересы и желания ребенка;
• будьте немного уступчивее по отношению к ребенку;
• не ограничивайте самостоятельность ребенка;
• поддерживайте с ребенком теплые и доверительные отношения.
Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.
Этот стиль воспитания способствует развитию у детей доброжелательности, самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности. По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны, дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и сопереживанию. У этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, придерживающимися других стилей воспитания.
При либеральном стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.
Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными, непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям и ответственности, плохо социализируются в обществе.
Рекомендации для родителей, использующих либеральный стиль воспитания:
• уделяйте больше внимания воспитанию своих детей;
• интересуйтесь их проблемами и успехами;
• оказывайте ребенку помощи в преодолении трудностей и решении проблем;
• чаще контролируйте поведение ребенка;
• создайте в семье атмосферу любви, тепла и доверия.
Уважаемые родители, как вы считаете, какой из описанных стилей воспитания является наиболее эффективным? Есть ли среди Вас те, кто придерживается этого стиля воспитания? Что нового о воспитании ребенка, вы для себя узнали? (Ответы родителей)
Действительно, наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать свой стиль воспитания.
Также хотелось бы отметить, что большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в будущем может применяться в качестве воспитания уже своих детей. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля воспитания. Следовательно, современные родители ответственны за воспитание не только своих детей, но и последующих поколений.
Для закрепления полученных Вами знаний, мне хотелось бы поиграть с вами в игру. Для этого я предлагаю вам разделиться на 3 команды. Каждой команде нужно будет показать сценку, наглядно изображающую тот или иной стиль воспитания. А задача остальных команд угадать, какой это стиль. Предлагаемая ситуация: Ваш ребенок подрался в детском саду.
Молодцы! Все справились! А мы продолжаем нашу встречу. Ребята заранее нарисовали свои автопортреты. Ваша задача – найти портрет своего ребенка.
Предлагаю вам еще одну игру «Знаю ли я своего ребенка?» Дети ответили на ряд вопросов. Теперь я предлагаю ответить на эти же вопросы вам. Потом мы сравним, насколько хорошо вы знаете интересы и увлечения своего ребенка.
Любимая сказка …
Любимое занятие в детском саду …
Любимый мультфильм …
Любимое блюдо …
Лучший друг (подруга) …
Любимая игра (игрушка) …
Сейчас вы получите листы с ответами ваших детей. Сравните ваши ответы.
Практическое задание «Каким я вижу будущее своего ребенка?»
Каждый из вас наверное, уже не раз представлял будущее своего ребенка. Я предлагаю вам еще раз подумать, кем бы вы хотели видеть своего ребенка в будущем и постараться изобразить это в рисунке. А теперь сравните свои рисунки с рисунками ваших детей.
Предлагаю вам еще один тест – игру «Какой вы родитель?» Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
2. Посоветуй мне, пожалуйста. (1балл)
3. Не знаю, что бы я без тебя делала! (1 балл)
4. И в кого ты такой уродился ( 2 балла)
5. Какие у тебя замечательные друзья! ( 1 балл)
6. Ну на кого ты похож? (2 балла)
7. Я в твои годы…( 2 балла)
8. Ты моя опора и помощник ( 1 балл)
9. Ну что за друзья у тебя? (2 балла)
10. О чем ты только думаешь? ( 2 балла)
11. Какой ты у меня умница! ( 1 балл)
12. А как ты считаешь? (1 балл)
13. У всех дети как дети, а ты… ( 2 балла)
14. Какой ты у меня сообразительный! ( 1 балл)
Теперь посчитайте общее количество баллов
От 5 до 7 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Вы уважаете ребенка, и он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов намечаются некоторые сложности во взаимоотношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
От 11 баллов и более. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Это лишь намек на действительное положение дел, ведь того, какой вы родитель не знает никто лучше вас самих.
Наша встреча подходит к концу. В заключении хочу раздать Вам памятки, которые называются «10 заповедей эффективного воспитания» (Приложение 2). Надеюсь, что они помогут Вам в воспитании Ваших детей.
Закончить нашу сегодняшнюю встречу я бы хотела стихотворением.
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка,
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастье - короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом,
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться.
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!
Спасибо за внимание! Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча оказалась для Вас полезной. До скорой встречи!
Приложение 1
Тест: «КАКОЙ У ВАС СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ?»
(модификация Р. В. Овчаровой)
Инструкция: выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.
1. Как вы считаете, должен ли ребенок делиться с вами своими мыслями и чувствами?
А) обязательно. Он должен рассказывать обо всем, что с ним происходит;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) ребенок должен оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок взял без спросу чужую игрушку?
А) отругаете его при других детях, заставите вернуть игрушку и извиниться;
Б) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему право самому принять правильное решение;
В) предоставите возможность детям самим разбираться в своих проблемах.
3. Какой будет ваша реакция, если ребенок, хорошо и быстро выполнит ваше поручение?
А) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
Б) похвалите его и расскажите родным и знакомым о том, какой он у вас молодец;
В) порадуетесь;
4. Как вы отреагируете на сквернословие ребенка?
А) строго накажу;
Б) постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято;
В) не стану придавать этому значение, если это не выходит за разумные пределы.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете сделать?
А) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;
Б) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются;
В) займетесь своими делами.
6. Вы пришли за ребенком в детский сад, надеясь, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, но он под разными предлогами отвлекается от сборов, «тянет время». Что вы предпримите?
А) разозлитесь и отругаете ребенка;
Б) расскажите ему о своих планах и попросите одеваться быстрее;
В) попытаетесь сами быстренько его одеть.
7. Какова ваша стратегия воспитания?
А) ребенок неразумен и неопытен, взрослые должны воспитать и научить его;
Б) в процессе воспитания должно осуществляться сотрудничество взрослого с ребенком;
В) решающую роль в развитии ребенка играет наследственность, его уже не переделать, поэтому главная задача родителей, следить, чтобы он был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
8. Ваш ребенок «прилип» к телевизору, вместо того чтобы укладываться спать. Как вы поступите в этой ситуации?
А) без слов выключите телевизор и уложите ребенка спать;
Б) объясните, как для него важен сон и попросите его через 10 минут быть в кровати
В) позволите ему лечь попозже, но поднимете с утра в обычное время.
9. Ребенок не хочет выполнять вашу просьбу или поручение. Что вы предпримите?
А) заставите его выполнить ваше поручение;
Б) постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме;
В) ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.
10. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А) постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить;
Б) попробую разобраться, что его побудило солгать;
В) расстроюсь.
Обработка результатов:
Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В.
Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
А – авторитарный
Б – демократичный
В – либеральный
Приложение 2
Памятка для родителей: «9 заповедей эффективного воспитания»
1. Уделяйте ребенку как можно больше времени. Всегда находите время, чтобы поговорить с ним о его проблемах и успехах.
2. Поддерживайте его во всех начинаниях.
3. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
4. Реже наказывайте ребенка и чаще хвалите и поощряйте.
5. Будьте для него примером для подражания.
6. Научитесь спокойно реагировать на его шалости или плохое поведение.
7. Будьте последовательны в воспитании. Установите границы дозволенного
и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, когда знают, что им можно, а что нельзя.
8. Не подкупайте, а вознаграждайте! Вознаграждайте хорошее поведение нематериальным поощрением, например, чтением ему любимой сказки.
9. Будьте для ребенка советником, но не диктуйте, что ему делать. Уважайте его право на собственное мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фотоотчёт для родительского собрания "Как мы в садике своём замечательно живём".
Будни в детском саду.Как мы занимаемся и играем в нашей группе.Предлагаем вашему вниманию фотоотчет! Дети должны жить в мире красоты,игры,сказки,фантазии,творчества. В.А.Сухомлинский....
Родительское собрание "Что мы знаем о своём ребёнке?"
Предоставленный материал поможет осуществлять психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных вз...
Родительское собрание "Что я знаю о своём ребёнке?"
Развитие интереса к познанию своего ребёнка, содействие активному взаимодействию с ним....
Конспект родительского собрания «Что я знаю о своём ребёнке?»
Цели: - Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним. - Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения...
Родительское собрание "Что я знаю о своём ребёнке?"
Проведение родительского собрания в нетрадиционной форме, такой как встреча в кафе....
Тема нетрадиционного родительского собрания: «Что я знаю о своём ребёнке?». 08.01.2022 г.
Развитие интереса к познанию своего ребёнка....
Фотопрезентация к родительскому собранию "Как мы в садике своём очень весело живём" во второй группе раннего возраста
Фотопрезентация к родительскому собранию "Как мы в садике своём очень весело живём" во второй группе раннего возраста...