Взаимодействие детского сада с семьей по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей
статья (подготовительная группа)
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников - воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие детского сада с семьей по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей
Кравцова Маргарита Андреевна, воспитатель
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников - воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформулировано окончательно - все лишь зарождается: трудолюбие, чувство собственного достоинства. Основой, фундаментом для формирования любви к своей Родине является глубокая и основательная работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
В дошкольном возрасте дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать и нам, воспитателям, это время нужно использовать. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, формирующий и расширяющий его кругозор. Важным условием духовно-нравственного и патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь воспитателя с родителями. Прикосновение к истории своей семьи заставляет ребёнка сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости.
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Можно ли говорить о воспитании любви к родной стране без сообщения детям определенных знаний о ней? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.
Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к Отечеству.
На протяжении всего периода была организована предварительная работа родителей с детьми: разучивание песен и стихов военных лет, изготовление реквизита для постановок (письма-треугольники, журавли из бумаги)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с символикой государства — в августе (перед Днем Государственного флага Российской Федерации), Защитники Отечества — в ноябре (перед Днем единства - днем воинской славы России), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Для установления доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса (педагог-родители-воспитанники) в нашей группе были организованы и проведены мероприятия: «Наша дружная семья», «Мамина улыбка», «День Великой Победы», «Мой Новосибирск», «Пушкинская осень». В течение года реализуется проект «Подвигами героев славится земля наша русская», участвовали в городском конкурсе исследовательских работ для дошкольников «Мой родственник-герой!».
Совместная работа значительно расширяет знания детей о семейных традициях, о родном городе, стране, воспитывает в них чувство уважения к семье и к Родине.
Задача дошкольного образовательного учреждения - приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и их родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи по духовно – нравственному воспитанию.
Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминируют над духовными, поэтому у детей...
Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над духовными, поэтому и у детей распростран...
Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы «Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию).
Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей старшей группы«Моя семья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию). ...
«Взаимодействие детского сада и семьи в духовно - нравственном образовании дошкольников»
Родительская гостиная...
Долгосрочный проект по взаимодействию с родителями Старшая группа Тема: «Цветок семейного счастья» (совместная деятельность детского сада и семьи по духовно-нравственному воспитанию)
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.Как показывает практика, и подтв...
Статья "Педагогическое просвещение и модели взаимодействия с родителями сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей"
Одним из приоритетных направлений педагогической работы по воспитанию дошкольников является развитие таких личностных качеств ребенка, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Одним из приор...
Взаимодействие детского сада с семьей по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников - воспитание любви к Родине, уважительного и терпимого отношения к людям - одна из важнейших задач воспитания. Вся сложность ситуации закл...