рекомендации для родителей развитие познавательной сферы
консультация (младшая группа)

Ранний возраст - это период жизни человека с года до 3 лет, который является ценным возрастным этапом в развитии ребенка. Это настоящий, яркий, неповторимый отрезок жизни ребенка. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам — например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди. Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они были не просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать. Предметная деятельность влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvite_poznavatelnyh_protsesov_u_detey_rannego_vozrasta.docx74.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие познавательных процессов у детей

в раннем возрасте»

Ранний возраст - это период жизни человека с года до 3 лет, который является ценным возрастным этапом в развитии ребенка. Это настоящий, яркий, неповторимый отрезок жизни ребенка. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам — например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди. Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они были не просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать. Предметная деятельность влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.

Преобладающей формой мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними. Ежедневно ребёнок манипулирует большим количеством предметов – комбинирует, сопоставляет, прикладывает, вкладывает предметы друг в друга. Ребёнок учится перемещать предметы в пространстве, оперируя несколькими предметами по отношению друг к другу. Благодаря этому он знакомится со скрытыми свойствами вещей и учится действовать с предметами опосредованно. Наглядно-действенное мышление - основа всей интеллектуальной жизни.

В период раннего детства память развивается в процессе повторения действий с предметами, общения с людьми. Сохранение в памяти впечатлений в значительной степени зависит от заинтересованности малыша и эмоциональной окрашенности события. Чем больше интерес к событию или предмету, тем запоминание полнее и продолжительнее. Малышу легче запоминать свои движения, ощущения от предмета, чем его зрительный образ. В раннем детстве в арсенале ребёнка преимущественно двигательная и эмоциональная память.

Внимание у детей раннего возраста преимущественно непроизвольное и обеспечивается ориентировочной реакцией «что это?». Маленький ребёнок уже умеет сосредотачиваться и удерживать внимание, пока ему интересно. Главными условиями развития внимания в раннем детстве является многообразная деятельность с разными предметами, большое речевое пространство и физическая подвижность (особенно ходьба). Играя с разными предметами, осваивая их функции, малыш тренирует внимание: сосредотачивается на одних из них и переключается на другие. Так приобретается способность к самостоятельному выбору объекта внимания.

Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробыванию и другому. Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов: дети сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п.

Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.

Игры и упражнения для развития познавательных процессов у детей раннего возраста

Наверняка каждый человек, который уже стал родителем или только готовится к этой роли, слышал фразы из разряда «после трёх уже поздно», «чем раньше, тем лучше», «не упустите самое плодотворное для развития время» и так далее. Желание начать развивать своего ребёнка как можно раньше свойственно многим родителям. Но как действовать родителям, которые хотят увидеть и раскрыть потенциал своего ребёнка, развить познавательные способности детей, но при этом не растерять дух детства ребенка? Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для развития познавательных процессов вашего ребенка.

1. Игра с крышками «Цветик - семицветик»

Оборудование: разноцветные крышки, контурные изображения цветов.

1

2. Игра «Поймай червячка»

Оборудование: прищепки и шнурки (червяки).

2

3. Игра «Ловкие ручки», «Крабики»

Оборудование: пинцеты, шарики из разных материалов, помпоны, мини – коврики.

3

4

4. Игра «Весёлый огород»

Оборудование: овощи из цветной бумаги, контурные изображения овощей.

5

5. Организуйте игры с пластилином, тестом.

6. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

7. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко в разном темпе.

8. Используйте с детьми различные виды мозаики, шнуровки, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания, игры со строительным материалом, с пирамидками.

9. Используйте упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, фломастерами.

10. Учите детей расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

Уважаемые родители, вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)

Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)...

Методические рекомендации и домашние задания для развития общей осведомленности и познавательной сферы у дошкольников (1 неделя апреля)

В материале представлены темы, которые изучают дошкольники нашего ДОУ на первой неделе апреля. А так же даны домашние задания для совместной работы родителей с детьми на выходных днях....

Рекомендации по развитию произвольной сферы у старших дошкольников.

Статья поможет понять значение развития произвольной сферы ребенка для успешного обучения в школе. Даны рекомендации родителям, как в условиях семьи развивать у ребенка произвольность поведения,...

Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников

Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ «Игры, в которые играют дети» (игры, развивающие познавательную сферу)

Данный материал представляет собой рекомендации педагогам, работающим с детьми 5-7 лет, возможно будет полезен как дополнительный материал в кружковой деятельности, в том числе при подготовке детей к ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей с рекомендациями по развитию общения и опзнавательной сферы детей дошкольного возраста....