Консультация для родителей «Использование мнемотаблиц для развития речи ребёнка»
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shveina._ispolzovanie_mnemotablits_dlya_razvitiya_rechi_rebyonka_dokument_microsoft_word.docx | 938.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Консультация для родителей
«Использование мнемотаблиц
для развития речи ребёнка»
Составила:
воспитатель Швеина О.Н.
Камчатский край, с. Мильково, 2024 год
Одна из новейших методик, которая используется воспитателями и логопедами для развития речи и памяти, – мнемотехника.
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника – это совокупность приёмов и методов запоминания информации с помощью зрительных и звуковых примеров.
Применение приёмов мнемотехники помогает маленьким детям в следующем:
- легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
- выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
-обогащать свой словарный запас;
- развивать мышление;
- развивает фантазию;
- составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
На сегодняшний день такая техника запоминания широко используется в детских дошкольных заведениях.
В этой технике используются наглядные пособия – таблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки, ребёнок легко запоминает информацию.
Различают такие мнемотаблицы:
- для стихов, загадок или сказок;
- для запоминания правил;
- для рассказов.
Таблицы могут иметь самый разный вид и тему.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.
Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:
1) разбить текст на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
2) нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
3) непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?» - это надо будет прокомментировать ребёнку.
Рассмотрим пример.
С. Орлов. «Почему медведь зимой спит».
- Мишка, мишка, что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
- Потому что снег и лёд
Не малина и не мёд?
Разные стихи, загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребёнку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, глядя на картинки.
При этом у ребёнка в голове происходят такие процессы:
1) рассматривание картинок и понимание того, что на них изображено;
2) сопоставление картинки с понятием (словом);
3) составление текста по картинкам из таблицы;
4) запоминание рассказа или стихотворения.
Ребёнок старшей группы детского сада может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать. Например, просто и интересно можно изобразить мнемотаблицу по временам года. Вот описание зимы:
Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 3-х лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.
Использовать мнемотаблицы можно не только для развития речи ребёнка, но и в других видах деятельности. Например, учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребёнок быстрее усвоил правила дорожного движения.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Разучивание стихотворений
при помощи мнемотаблиц
Алгоритм разучивания:
1) выразительно прочитать стихотворение;
2) прочитать ещё раз, показывая изображение в мнемотаблице;
3) уточнить, все ли слова знакомы малышу. Если что - то не понятно или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме;
4) далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребёнок должен повторить, глядя на таблицу;
5) и последнее: ребёнок «читает» мнемотаблицу сам, то есть воспроизводит то, что запомнил.
Это примерный план работы с таблицами, ведь каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, чтобы ребёнок всё запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких - то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу и в процессе прочитывать текст.
Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.
В результате использования мнемотаблиц расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать: ребёнок понимает, что это совсем не трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать её, а поэтому испытывают проблему с её воспроизведением. Дети - дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Проверяем уровень развития речи ребёнка 3–4 лет»
Если вас что - то настораживает в речи ребенка, постарайтесь определить что именно....
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...
Консультация для родителей на тему: « Развитие речи ребёнка старшего дошкольного возраста.»
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на прим...
Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания.
. Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если...
Консультация для родителей "Условия для развития речи ребёнка".
Условия для развития речи ребёнка....
Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна
Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...
Консультация для родителей "Условия для развития речи ребёнка"
Речевое развитие детей дошкольного возраста до сих пор остается актуальной темой для родителей. Чем богаче и правильней речь ребенка, тем ему легче выражать свои мысли, находить об...