Консультация для родителей «Проверяем уровень развития речи ребёнка 3–4 лет»
консультация (младшая группа) по теме

Ефанова Светлана Юрьевна

Если вас что - то настораживает в речи ребенка, постарайтесь определить что именно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Проверяем уровень развития речи ребёнка 3–4 лет»

Если вас что-то настораживает в речи ребёнка, сначала попробуйте определить, что именно. Подберите сюжетную картинку, рассмотрите и обсудите её вместе.

«Кто здесь нарисован? » - «Мальчик». - «Что он делает? » - «Играет». - «А во что он играет? » - «В мячик». - «Какого цвета мячик? » - «Зеленого». Проанализируйте, какие именно ошибки делает ребёнок. Не умеет ребёнок пользоваться падежами? Поиграйте с ним, склоняя слово (зеленый; нет зеленого  мячика;  беру зеленую

чашку и т. д.)

Неправильно произносит звуки? Чётко определите какие. Подберите картинки с «проблемными» звуками: например, если малышу плохо удаются шипящие,

значит, на картинках будут шарик,  мишка, щенок; если  звук  «с» - солнышко, велосипед, часы и т.д.

Бывает, что ребёнок переставляет слоги или вместо одних звуков произносит другие, например говорит «бутек» вместо «букет». В таких случаях чётко произнесите слово в двух вариантах и предложите малышу выбрать правильный. Конечно, может случиться, что он выберет верный, но сам будет произносить слово по-прежнему. Ничего удивительного: он ещё не научился слышать себя.

Запишите разговор с ним на диктофон и дайте ему прослушать.

Развивать произношение необходимо совместно с ребенком.

1. Для начала отработайте с малышом вдох и выдох: это важно для хорошего произношения. Объясните  ребёнку, вдыхать воздух надо через нос, а выдыхать -через рот, покажите, как это делать. Затем возьмите две картинки: на одной – нос, на другой – рот. Показывайте их ребёнку поочерёдно – он должен  делать вдох и выдох, ускоряйте или замедляйте темп, тренируя дыхание.

2. Многие звуки произносятся на выдохе. Предложите подуть на пальчик, задуть свечку и т. д. Очень полезно для отработки правильного выдоха следующее упражнение: положите на ладонь маленький кусочек ватки, пусть малыш дует на него, заставляя двигаться.

3. Ребёнок должен хорошо усвоить положение язычка при произнесении тех или иных звуков. Для начала задача должна быть совсем простой. Посадите его перед зеркалом: Улыбнись, покажи зубки. Прижми язычок к нижним, теперь к верхним зубам.  Научите малыша чувствовать гласные звуки:  положи ручку на горлышко,

давай с тобой споём басом. Вместе с ребёнком тяните гласные низким голосом:  «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о» и т. д. Ладошкой он будет ощущать вибрацию звука.

4. Теперь можно учиться правильному произношению.

Начните со звука «с».  Придумайте игру, которая бы облегчила ребёнку звукоподражание: «Поработай, как велосипедный насос: с-с-с». Получается? Значит, берёмся за слова: «Найди слова, в которых ты слышишь звук «с», а в каких нет» (нос, пёс, мак и т. д.).  Правильное произношение звука «с» на выдохе обеспечит ребёнку в дальнейшем хорошее произношение звуков «э» и «ц».

Переходим к звуку «ш». («Как шипит змея? ») Следующий шаг –добиваемся, чтобы малыш уловил разницу: произносим слоги с гласными: «са - ша», «си - ши»,          «су –шу», «со –шо» и т. д.

По такому же принципу работаем со звуками «ж» и «з», «ш» и «ж», «ч» и «щ»,     «л»  и «н».

5. Теперь займёмся мягкими и твёрдыми звуками.

Отличное упражнение - «язычок на качелях»: попеременно произносим «я - ля»,     «е –ле», надо пройтись по всем гласным, ускоряя темп.

Мягкое «ль» учимся выговаривать так: «Открой ротик, пусть язычок потанцует по зубкам –ля-ля-ля! Быстрее, ещё быстрее! »

6. Понять разницу между «ы» и «и» поможет такая игра. «Я – большой медведь, ты – маленький. Давай поговорим на медвежьем языке». Вы произносите слоги со звуком  «ы» прямо по алфавиту: «бы», «вы», «ды», ребёнок  –  те же самые слоги со звуком «и». Чтобы играть было интереснее, используйте разные интонации медведь сердит, доволен и т. п. Звуки «ы» и «и» помогают разработать подъём спинки языка: она то напрягается, то расслабляется – ребёнок начинает говорить более чётко.

7. После таких упражнений можно переходить к контролю произношения. Проверьте, как получаются у малыша свистящие звуки. Сначала он произносит их с одной гласной: «си», «цы», «ас», «ос», потом смягчает: «ась», «ось». Через неделю - две ежедневных занятий с ребёнком, вы увидите результаты.  Если перемены заставляют себя ждать, стоит обратиться к логопеду. Но занятия по исправлению дефектов речи обычно начинают с пяти лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: « Развитие речи ребёнка старшего дошкольного возраста.»

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на прим...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания.

.  Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...

Консультация для родителей "Условия для развития речи ребёнка"

   Речевое развитие детей дошкольного возраста до сих пор остается актуальной темой для родителей. Чем богаче и правильней речь ребенка, тем ему легче выражать свои мысли, находить об...

Памятка"Как проверить уровень развития речи ребенка"

Памятка предназначена для родителей, переживающих за состояние речи детей...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "ПРОВЕРЯЕМ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У СВОЕГО РЕБЕНКА".

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух, являясь частью физиоло...