Доклад "Взаимодействие педагога с родителями по сохранению психоэмоционального здоровья дошкольников"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
В современном мире семье требуется систематическая и квалифицированная помощи по воспитанию детей со стороны детского сада. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, ведь от общения зависит психоэмоциональное здоровье наших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение родителей способам общения с детьми | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема « Взаимодействие педагога с родителями по сохранению психоэмоционального здоровья дошкольников»
Автор: Назарова И.Ю.
«Когда в нашей семье появляется первая
«детская» неурядица, когда глазами вашего
ребёнка глянет на вас ещё маленькая и слабенькая,
но уже враждебная «зверюшка», почему вы не
оглядываетесь назад, почему вы не приступаете
к ревизии вашего собственного поведения?»
/А.С. Макаренко/.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Давление и нагрузки на семью настолько резко усиливаются с каждым днём, что не мудрено прийти в замешательство и уныние.
И поскольку родители становятся всё более истощенными физически, эмоционально и духовно, им гораздо труднее воспитывать своих детей, на которых падает львиная доля тяжести от этих нагрузок. В современном обществе в самом бедственном положении оказываются именно дети, а им больше всего на свете нужна любовь. Следовательно, в сложных нынешних условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны детского сада. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы сохранения психо-эмоционального здоровья ребёнка. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпимости друг к другу.
Большинство родителей хотят достичь понимания в отношениях со своими детьми и не скрывают, что им не хватает для этого знаний в области воспитания. Часто родители полагаются на опыт и советы знакомых, сослуживцев. Своё отношение к воспитанию они выстраивают на основе того, что было принято в их родительском доме, в семье их родителей, и, как это ни странно, берут из опыта не только положительное, но и отрицательное.
Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, ведь от общения зависит психоэмоциональное здоровье наших детей, их успешность и самооценка.
«Проблемные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Поэтому одна из главных целей, которые я перед собой ставлю в работе с родителями: укрепить психоэмоционального здоровье семьи, возродить семейные традиции в укреплении здоровья ребёнка как носителя общественного сознания, предупредить появление отчуждения между родителями и детьми. Эта цель реализуется с помощью конкретных задач:
*активизировать и обогащать педагогические знания родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
*создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами;
*повышать психолого-педагогическую культуру родителей ;
*развивать физические способности детей и родителей в совместной деятельности;
*обобщать опыт семейного воспитания в утверждении ЗОЖ
Свое взаимодействие с семьей я начинаю с того, что довожу до них простую истину: право и обязанность воспитания детей принадлежит прежде всего семье. Семья – это колыбель духовного и физического рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка - все это создает благоприятную среду для психо-эмоционального формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Ребёнок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослых. Но дети учатся у нас поведению, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. И, наоборот, хорошее здоровье наших детей порождается только любовью и добром.
Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит через «ягодицы», а не через глаза и уши. Жестокое обращение с детьми очень часто вызывают у них отнюдь не раскаяние , а совсем другие реакции:
-страх;
-протест, снижение самооценки;
-обиду, чувство оскорбления, агрессивное поведение;
-ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
- физические увечья и ненависть, которая сжигает маленькое сердце ребенка.
Жестокое обращение с детьми также вызывает задержку психического и социального развития. Но важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее, т.е. мы с вами – педагоги и родители.
В нашем детском саду накоплен разнообразный опыт работы; активно используются такие различные формы взаимодействия с родителями, как собрания, педагогические беседы, консультации специалистов, «семейный клуб», открытые занятия, «дни открытых дверей», практикумы, устные журналы, защита семейных проектов и другое. Из перечисленных форм особо можно отметить работу семейного клуба как наиболее эффективную, помогающую наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские взаимоотношения на основе совместной деятельности. На мой взгляд, это наиболее удобная форма объединения людей, охваченных общими интересами, занятиями. Клуб является школой учебы воспитания и общения.
На семейном клубе предлагаю родителям определить свои установки, а затем вместе разбираем возможные последствия их для эмоционального развития ребёнка.
Взаимодействие с родителями строю на том, что не поучаю, а советуюсь, размышляю вместе с ними. При обращении с родителями чаще стараюсь использовать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», »Хочется услышать ваше мнение».
Многие родители сетуют на то, что дети ведут себя агрессивно. Чтобы лучше разобраться в причинах эмоционального срыва у детей предлагаю родителям рассмотреть «кувшин эмоций», предложенный Ю.Б. Гиппенрейтер.
Начнем с самых неприятных эмоций - гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они – постоянные причины конфликтов. Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней его части и покажем, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это, к сожалению, знакомые всем обзывания и оскорбления, ссоры и драки, действия »назло» и т.п.
Теперь спросим: а отчего возникает гнев? Гнев - чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида. Итак, мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причины разрушительных эмоций (II слой «кувшина»).
Заметим, что все эти чувства второго слоя – страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Отчего же возникают страдательные чувства? Психологи дают очень определённый ответ: причина возникновения боли, страха, обиды-в неудовлетворении потребностей.
Ребёнку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы у него был успех, чтобы он мог развивать свои способности. Эти потребности всегда находятся в зоне риска. Ведь эмоциональное здоровье ребёнка зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет. А этот климат зависит от стиля общения, и прежде всего, родителей и ребёнка.
Итак, любая потребность из этого списка может оказаться неудовлетворенной, и это приведёт к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям. Есть ли что-нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается, есть! Это отношение к самому себе, т.е. самооценка или чувство самоценности.
Основа самооценки закладывается очень рано и зависит от того, как с ним обращаются родители. Общий закон прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких. Ребенок начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждений, что он - хороший, что его любят, что он может справиться с посильными делами. Запишем все это как стремления ребенка (IV слой в кувшине).
Поместим на дно эмоционального кувшина самую главную «драгоценность», данную нам от природы-ощущение энергии жизни .Изобразим её в виде «солнышка» и обозначим словами: «Это, Я, Господи!». Вместе с базисными стремлениями оно образует первоначальное, еще мало оформленное ощущение себя. Это - некоторое чувство внутреннего благополучия или неблагополучия, которое ребёнок реально переживает.
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «Я- хороший», а от сигналов осуждений, неудовольствий, критики: «Я - плохой». Если самый глубокий слой - эмоциональное ощущение себя - складывается из отрицательных переживание, расстраиваются многие сферы жизни ребёнка. Чтобы не допускать глубоко разлада ребёнка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
Изучив причины плохого эмоционального здоровья детей, вместе с родителями решаем, что мы - взрослые можем и должны делать для поддержки самооценки ребенка. Безусловно, самым веским принципом родительского воспитания является принятие ребёнка. Принятие – это сохранения у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Не менее значимым чувством для ребёнка является любовь. Необходимо подчеркнуть также очень значимый принцип в укреплении здоровья ребёнка это принцип доступности. Быть доступным для ребёнка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои переживания и помочь пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя, поэтому родителей необходимо и обучать способам сохранения психоэмоционального здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагога-психолога родителям по сохранению психологического здоровья детей
Рекомендации педагога-психолога родителям по сохранению психологического здоровья детей ...
Взаимодействие педагогов и родителей по сохранению психического и физического здоровья дошкольников.
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья»....
Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.
Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Это постулат, в истинности которого не сомневается никто. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического разви...
Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.
В статье представлены материалы из опыта работы педагога-психолога с детьми с ТНР....
«Деятельность педагога - психолога в условиях обновления дошкольного образования, сохранение психоэмоционального здоровья ребенка».
Консультация для педагогов «Деятельность педагога - психолога в условиях обновления дошкольного образования, сохранение психоэмоционального здоровья ребенка».Психолог в детском саду ...
Статья. Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.
Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.Здоровье детей в любом о...
Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического здоровья детей
Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенц...