Доклад "Взаимодействие педагога с родителями по сохранению психоэмоционального здоровья дошкольников"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

В современном мире семье требуется систематическая и квалифицированная помощи по воспитанию детей со стороны детского сада. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми, ведь от общения зависит психоэмоциональное здоровье наших детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Доклад

  Тема « Взаимодействие  педагога с родителями по сохранению психоэмоционального здоровья дошкольников»

                                                     Автор: Назарова И.Ю.

                            «Когда в нашей семье появляется первая

                                             «детская» неурядица, когда глазами вашего

ребёнка глянет на вас ещё маленькая и слабенькая,

                                              но уже враждебная  «зверюшка»,  почему вы не

                                        оглядываетесь назад, почему вы не приступаете

                                  к ревизии вашего собственного поведения?»

                                                            /А.С. Макаренко/.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Давление и нагрузки на семью настолько резко усиливаются с каждым днём, что не мудрено  прийти в замешательство и уныние.

 И поскольку родители становятся всё более истощенными физически, эмоционально и духовно, им гораздо труднее воспитывать своих детей, на которых падает львиная доля тяжести от этих нагрузок. В современном обществе в самом бедственном положении оказываются именно дети, а им больше всего на свете нужна любовь. Следовательно, в сложных нынешних условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны детского сада. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблемы сохранения  психо-эмоционального здоровья ребёнка. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпимости друг к другу.

Большинство родителей хотят достичь понимания в отношениях со своими детьми и не скрывают, что им не хватает для этого знаний в области воспитания. Часто родители полагаются на опыт и советы знакомых, сослуживцев. Своё отношение к воспитанию они выстраивают на основе того, что было принято в их родительском доме, в семье их родителей, и, как это ни странно, берут из опыта не только положительное, но и отрицательное.

   Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам  правильного общения с детьми, ведь от общения зависит психоэмоциональное здоровье наших детей, их успешность и самооценка.

«Проблемные»,  «непослушные»  и  «невозможные» дети,  так же, как дети «забитые» или  «несчастные» - всегда  результат неправильно сложившихся отношений в семье.  Мировая практика показала, что даже  очень трудные проблемы воспитания  вполне разрешимы,  если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

   Поэтому одна из главных целей, которые я перед собой ставлю в работе с родителями: укрепить психоэмоционального здоровье семьи, возродить семейные традиции в укреплении здоровья ребёнка как носителя общественного сознания, предупредить появление отчуждения между родителями и детьми. Эта цель реализуется с помощью конкретных задач:

*активизировать и обогащать педагогические знания родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

*создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами;

*повышать психолого-педагогическую  культуру родителей ;

*развивать физические способности детей и родителей в совместной деятельности;

*обобщать опыт семейного воспитания  в утверждении ЗОЖ

Свое взаимодействие с семьей я начинаю с того, что довожу до них простую истину: право и обязанность воспитания детей принадлежит прежде всего  семье. Семья – это колыбель духовного и физического рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка - все это создает благоприятную среду для психо-эмоционального формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Ребёнок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослых. Но дети учатся у нас поведению, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. И, наоборот, хорошее здоровье наших детей порождается только любовью и добром.

    Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит через «ягодицы», а не через глаза и уши. Жестокое обращение с детьми очень часто вызывают у них отнюдь не раскаяние , а совсем другие реакции:

-страх;

-протест, снижение самооценки;

-обиду, чувство оскорбления, агрессивное поведение;

-ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

- физические увечья и ненависть, которая сжигает маленькое сердце ребенка.

Жестокое обращение с детьми также вызывает задержку психического и социального развития. Но важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее, т.е. мы с вами – педагоги и родители.

В нашем детском саду накоплен разнообразный опыт работы; активно используются такие различные формы взаимодействия с родителями, как собрания, педагогические беседы, консультации специалистов, «семейный клуб», открытые занятия, «дни открытых дверей», практикумы, устные журналы, защита семейных проектов и другое.  Из перечисленных форм особо можно отметить работу семейного клуба как наиболее эффективную, помогающую наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские взаимоотношения на основе совместной деятельности. На мой взгляд, это наиболее удобная форма объединения людей, охваченных общими интересами, занятиями.  Клуб является школой учебы воспитания и общения.

    На семейном клубе предлагаю родителям определить свои установки, а затем вместе разбираем возможные последствия их для эмоционального развития ребёнка.

Взаимодействие с родителями строю на том, что не поучаю, а советуюсь, размышляю вместе с ними. При обращении с родителями чаще стараюсь использовать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», »Хочется услышать ваше мнение».

   Многие родители сетуют на то, что дети ведут себя агрессивно. Чтобы лучше разобраться в причинах эмоционального срыва у детей предлагаю родителям рассмотреть «кувшин эмоций», предложенный Ю.Б. Гиппенрейтер.

Начнем с самых неприятных эмоций - гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они – постоянные причины конфликтов. Поместим гнев, злобу и агрессию в самой верхней его части и покажем, как эти эмоции проявляются во внешнем поведении человека. Это, к сожалению, знакомые всем обзывания и оскорбления, ссоры и драки, действия »назло» и т.п.

   Теперь спросим: а отчего возникает гнев? Гнев - чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида. Итак, мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами гнева и агрессии, как причины разрушительных эмоций (II слой «кувшина»).

Заметим, что все эти чувства второго слоя – страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Отчего же возникают страдательные чувства? Психологи дают очень определённый ответ: причина возникновения боли, страха, обиды-в неудовлетворении потребностей.

Ребёнку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы у него был успех, чтобы он мог развивать свои способности. Эти потребности всегда находятся в зоне риска. Ведь эмоциональное здоровье ребёнка зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет. А этот климат зависит от стиля общения, и прежде всего, родителей и ребёнка.

Итак, любая потребность из этого списка может оказаться неудовлетворенной, и это приведёт к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям. Есть ли что-нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается, есть! Это отношение к самому себе, т.е. самооценка или чувство самоценности.

Основа самооценки закладывается очень рано и зависит от того, как с ним обращаются родители. Общий закон прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких. Ребенок начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждений, что он - хороший, что его любят, что он может справиться с посильными делами. Запишем все это как  стремления ребенка (IV слой в кувшине).

   Поместим на дно эмоционального кувшина самую главную «драгоценность», данную нам от природы-ощущение энергии жизни .Изобразим её в виде «солнышка» и обозначим словами: «Это, Я, Господи!». Вместе с базисными стремлениями оно образует первоначальное, еще мало оформленное ощущение себя. Это - некоторое чувство внутреннего благополучия или неблагополучия, которое ребёнок реально переживает.

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «Я- хороший», а от сигналов осуждений, неудовольствий, критики: «Я - плохой».  Если самый  глубокий слой  - эмоциональное ощущение себя - складывается из отрицательных переживание, расстраиваются многие сферы жизни ребёнка. Чтобы не допускать глубоко разлада ребёнка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.

Изучив причины  плохого эмоционального здоровья детей, вместе с родителями решаем, что мы - взрослые можем и должны делать для поддержки самооценки ребенка. Безусловно, самым веским принципом родительского воспитания является принятие ребёнка. Принятие – это сохранения у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Не менее значимым чувством для ребёнка является любовь. Необходимо подчеркнуть также очень значимый принцип в укреплении здоровья ребёнка это принцип доступности. Быть доступным для ребёнка – это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои переживания  и помочь пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя, поэтому родителей необходимо и обучать способам сохранения психоэмоционального здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагога-психолога родителям по сохранению психологического здоровья детей

Рекомендации педагога-психолога родителям по сохранению психологического здоровья детей ...

Взаимодействие педагогов и родителей по сохранению психического и физического здоровья дошкольников.

Задача модернизации  взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья»....

Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.

Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Это постулат, в истинности которого не сомневается никто. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического разви...

«Деятельность педагога - психолога в условиях обновления дошкольного образования, сохранение психоэмоционального здоровья ребенка».

Консультация для педагогов «Деятельность педагога - психолога в условиях обновления дошкольного образования, сохранение психоэмоционального здоровья ребенка».Психолог в детском саду ...

Статья. Деятельность педагога-психолога в условиях обновления дошкольного образования: сохранение психоэмоционального здоровья ребенка.

Современный этап развития общества отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса.Здоровье детей в любом о...

Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического здоровья детей

Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенц...