Консультация для педагогов и родителей "Внутренний мир ребенка - О чем расскажет детский рисунок»
консультация на тему

консультация для родителей и педагогов "О чем расскажет детский рисунок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №760 им. А.П.Маресьева

структурное подразделение детский сад 1848

Консультация для педагогов и родителей

"Внутренний мир ребенка -

О чем расскажет детский рисунок»

Подготовила:

Богунова О.И.

2015год

"Внутренний мир ребенка"

О чем расскажет детский рисунок?

     Работая с детьми, мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия с ними. Изо дня в день, наблюдая за поведением детей, мы учимся понимать их и оказывать им помощь.
    Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов "знакомства" с ребенком.

     Рисуя какой-либо объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему. Он прежде всего нарисует то, что наиболее важно и значимо, а вот второстепенному уделит гораздо меньше внимания. При изображении особенно волнующей темы проявятся и признаки тревоги.

Существуют характерные возрастные закономерности в изображении человека.

От 3 до 4 лет. Предметный рисунок появляется у детей приблизительно к трем годам. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения  и увеличивается количество деталей. Вплоть до 4-летнего возраста норме соответствует так называемый головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различно).

От 4 до 5 лет. Ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины.

От 5 до 6 лет. Последующее развитие рисунка состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. 5-летний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища, второстепенные детали (пальцы, волосы, брови) отсутствуют или немногочисленны. На 6-м году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали, если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он рисует его стоящим строго вертикально.

От 6 до 7 лет. К 6 годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. На рисунке появляются второстепенные детали. Для 6-летнего возраста нормой является детализированное изображение, ребенок рисует человека с шеей, пальцами, ступнями, появляется одежда.

Цвет детского рисунка

Рисунок для самого ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Не являясь профессионалом, сложно оценить уровень развития своего малыша по тем "каракулям", которые он рисует всеми доступными ему материалами, способными оставить след на бумаге. И тут важно их предоставить в достаточном количестве. Мы попытаемся вам помочь.

   Когда у ребенка есть выбор средств, полет его фантазии ничем не ограничен. Это позволяет сделать очень много полезных наблюдений. Одно из самых очевидных — это цвет, который преобладает в детских рисунках. Цвет расскажет нам в первую очередь о психо-эмоциональном состоянии ребенка на момент рисования. Когда ребенок раннего возраста из кучки мелков или коробки карандашей выбирает цвет, он еще может не осознавать свой выбор. И то, что травка зеленая, он узнает позже, когда обучается говорить. В полтора или два года это еще не имеет такого значения для ребенка, как сам факт того, что он может оставлять на бумаге видимый след своих мыслей. И каждая мысль малыша окрашена эмоциями.

Только к пяти годам, когда ребенок выбирает цвета, можно с уверенностью сказать, что у ребенка уже есть достаточно ассоциативного опыта для адекватного выбора. Однако к этому времени ребенок начинает рисовать "волшебные истории" и сказки, в которых все может быть иным, чем в реальном мире. И вот тут начинается самое интересное. Если рисующий красным цветом травку полуторогодовалый малыш не вызывает большого удивления, то проделывающий то же самое четырех летний ребенок уже заставляет задуматься. И не зря.

Люшером давно разработаны психологические характеристики цвета, и мы их рассмотрим ниже. Однако нельзя сразу однозначно сказать, что если ребенок все рисует черной краской, то у него депрессия или, хуже того, он отстает в развитии. Просто это повод показать его специалистам. В первую очередь педагогам и психологам. Они помогут вам разобраться в сложившейся ситуации.

Чаще, однако, дети выбирают какое-либо сочетание цветов. И вот тут должна придти вам на помощь ваша родительская интуиция. Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции вызывает рисунок? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Как точнее определить это? Можно попробовать описать рисунок, используя понятия "светлый" — "темный", "яркий" — "тусклый", "гармоничный" — "негармоничный", "спокойный" — "неспокойный", "упорядоченный" — "беспорядочный", "веселый" — "грустный", "агрессивный" — "доброжелательный", "богатый" — "бедный", "тяжелый" — "легкий". Это поможет более точно понять состояние ребенка. Возможно, подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве "независимых экспертов". Ну, и всегда можно и нужно обращаться к специалистам, которые вам с радостью помогут.

Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование при наличии выбора только простого карандаша иногда трактуют как "отсутствие" цвета. Таким образом ребенок "сообщает" о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

  • темно-синий — концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый — уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный — сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый — положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый — фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый — чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;
  • черный — подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый — "отсутствие" цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Наблюдайте, интересуйтесь, и общение с ребенком наполнится для вас более глубоким смыслом.

Литература:

  1. Автор статьи: Косьянова Анна /детский клуб «Пампа Грин"/
  2. Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 39 27/09/2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "О чем расскажет детский рисунок"

        Рисунки - это уникальный способ многое узнать о человеке.         Существуют психологические тесты, когда по рисунку можно составить портрет...

Консультация для родителей «О чем расскажет детский рисунок!»

  Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чем наш малыш думает и что его беспокоит. На эти вопросы можно ответить, «прочитав» детски...

Консультация для родителей "О чём расскажет детский рисунок?"

Детские рисунки — это кладезь важнейшей информации о ребенке, его эмоциях, проблемах и особенностях. Рисунки — это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее бл...

Консультация для педагогов "О чем расскажет детский рисунок"

Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чем наш малыш думает и что его беспокоит. На эти вопросы можно ответить, «прочитав» детский ...

Консультация для родителей "О чем расскажет детский рисунок"

Дети любят рисовать, с помощью детского рисунка можно лучше узнать ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребенка можно определить егшо отношен...

Консультация для педагогов "Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией"

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров и компьютеров. В последнее время изучение проблемы агрессивного пов...