Букварик: СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Ш»
учебно-методический материал
Физиологический слух есть у крохи еще в утробе матери, а вот развитие фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные звуки в дошкольном возрасте.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет, различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Можно использовать сказки и рассказы, после прослушивания (прочтения) которых, ребёнок называет слова с заданным звуком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sh.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СКАЗКИ И РАССКАЗЫ С БУКВОЙ «Ш»
Машина.
У Миши новая (машина) .
У этой (машины) широкие шины.
Миша катает (машину) по комнате.
Вдруг (машина) уехала под шкаф.
Там будет для (машины) гараж»,— подумал Миша.
Ландыши.
На поляне Маша Наташа увидели много (ландышей) .
Нежные, душистые (ландыши) очень украшали поляну.
«Не будем рвать (ландыши), — решили Маша и Наташа.
Эти (ландыши) не только наши.
Пушинка.
У Даши была пушистая (кошка) .
Кличка этой (кошки) — Пушинка.
(Кошка) любила катать по комнате катушки.
«Ты у меня не (кошка), а пушистый шарик», - говорила Даша.
Клади на место.
У Миши очень хорошие игрушки. Это и разные пирамидки, пушки, мишки, лошадки, ракушки и много-много машинок. Очень любит Миша свои игрушки, но разбрасывает их и никогда не кладет в свой шкаф. Его игрушки за ним убирает его старенькая бабушка.
Но вот однажды он открыл свой шкаф — а там нет ни одной игрушки. Стал Миша свои игрушки искать. Искал за кушеткой, под столом, под мешком, под вешалкой.
Пошёл Миша на кухню и у бабушки спрашивает: «Бабушка, не знаешь, где мои игрушки?»
— «Как же, знаю, — ответила бабушка,— вот они. Если не будешь убирать, в другой раз так спрячу, что не найдёшь».
Обрадовался Миша и начал складывать мишку, пушку, парашют, пирамидку, машинки в свой шкаф.
Синие листья.
У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш!
Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что, позволил брат? — на другой день спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри,— говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко...
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
— Ну что ж ты? Бери!
— Не надо,— отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
(По В. Осеевой)
Шмель и Миша.
Миша гулял в саду. Здесь в тени на круглой клумбе росли лилии, жёлтые и красные с тёмными крапинками. Миша дотянулся до высокого цветка жёлтой лилии и сунул свой нос в самую его чашечку. Миша не заметил, как нос его стал жёлтым от цветочной пыльцы. Потом он понюхал красную лилию, да так старательно, что даже лоб и щёки стали красными.
Понюхал Миша цветы и побежал рассказать маме, как хорошо пахнут лилии.
Мама сидела на скамейке под яблоней и зашивала Мишину шапку. Вдруг над Мишей закружился большой мохнатый шмель. Миша испугался, закрыл скорей нос руками.
— Уходи, шмель, уходи! Это мой нос, а не цветок.
Пожужжал шмель сердито и улетел прочь. Рассмеялась мама и говорит:
— Догадался, видно, что хоть и красив твой нос, но ведь это не настоящий цветок, а так просто — какая-то красно-жёлтая шишечка.
Как трудно бить баклуши!
— Хватит тебе баклуши бить! — сказала Мишке мама.— Собирайся! Поедешь в деревню.
— А что такое «бить баклуши»? — спросил Мишка.
— Баклуши бить — значит бездельничать,— объяснила мама.— Выражение такое.
В деревне жили Мишины дедушка и бабушка. Бабушка занималась хозяйством, а дедушка делал деревянные ложки. Ложек этих ещё прошлым летом в доме было видимо-невидимо, а сейчас их оказалось ещё больше. «Дедушка даром времени не терял,— подумал Мишка.— Не бил баклуши».
Утром Мишка за угол заглянул и видит: сидит возле сарая дедушка и по полену стук-стук, тюк-тюк...
— Дедушка, что ты делаешь? — спросил Мишка.
— Я-то? — взмахнул топором дедушка.— Баклуши бью!
— Так ведь баклуши бить — это значит бездельничать!—удивился Мишка,— А ты чурочки рубишь.
— Чурочки! — повторил дедушка.— Чурочки эти баклушами называются. Раньше ведь как? Железные ложки дорогие были. И поэтому в каждой деревне мастер был — ложечник. А у мастера помощник — подмастерье. Мастер ложки из чурочек делал, подмастерье эти чурочки заготавливал. Баклуши бил, другими словами. Дело это нехитрое, умения большого не надо, чтобы баклуши бить.
— Дедушка, — попросил Мишка, — можно твоим подмастерьем стану? Буду баклуши бить.
— Давай попробуем,— согласился дедушка.
Мишка взял топор, размахнулся и... не попал по полену. Второй раз он по полену попал, но так, что оно подскочило и в огород улетело.
— Оказывается, нелегко баклуши бить! — сказал Мишка дедушке.
— Конечно, сноровка нужна,— согласился дедушка...
(По М. Бартеневу)
Составление рассказа по теме.
1. У Яшиного дедушки жила в клетке пушистая белочка. Яша назвал её Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушинке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клетки и давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.
Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история?
2. Чтобы Даша научилась правильно произносить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шашки, петушок, парашютик.
Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине.
3. Мишутке уже шесть лет. Однажды бабушка сказала ему: «Мне нужно пойти в булочную. Прошу тебя: не шали без меня. Ты уже большой. Теперь многие дети с шести лет ходят в школу». Когда бабушка ушла, Мишутка не стал шалить. Он надел шубу, шапку, повязал шарф, положил в папин портфель книжки и карандаши и пошёл в школу...
Расскажи, что случилось потом и чем закончилась эта история.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД "В гостях у Букварика"
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «В гостях у Букварика». Данный материал будет полезен воспитателям...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»...
Игра "Интернет - букварик"
Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по теме "Информационная безопасность"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Букварик»
Конспект НОД .Развитие речи....
Конспект итоговой НОД по речевому развитию в старшей группе «В гостях у профессора Букварика».
Цель: систематизировать знания, умения, представления детей по речевому развитию.Задачи:Формировать умения обобщать, классифицировать;Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и син...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для начального обучения чтению старших дошкольников «Цветной букварик»
Речевая направленностьДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля начального обучения чтению старших дошкольников«Цветной букварик»Возраст обучающихся: 5 - 7 лет....