СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОСТИЖЕНИЯ МИРА ПРОФЕССИЙ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТ
консультация (младшая группа)

Андреева Ира Николаевна

Игры детей — вовсе не игры,

и правильнее смотреть на них

как на самое значительное и

глубокомысленное занятие

этого возраста.

М. Монтень

Изо дня в день ребенок наблюдает за окружающим миром,свои наблюдения он отражает в игре.

Особое место игре отводят в дошкольном детстве, основным видом игры в данном периоде считается – сюжетно-ролевая игра. Ей присущи основные характеристики игры

эмоциональная насыщенность;

увлеченность;

самостоятельность;

активность;

творчество.

Безусловно, основа сюжетно-ролевой игры ребенка – это окружающий мир. Главной характеристикой сюжетно-ролевой игры является присутствие в ней воображаемой ситуации, которая формируются из сюжета и ролей. Поскольку событийный ряд игры складывается из действий и отношений участников, каждый из которых занимает какую-нибудь роль. Соответственно, роль – это своеобразный стержень сюжетно-ролевой игры.

Важно отметить, что в сюжетно-ролевой игре ребенок зачастую примеряет на себя роль взрослого, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения. Именно поэтому в сюжетно-ролевой игре дети даже младшего дошкольного возраста с удовольствием воспроизводят профессии взрослых, тем самым знакомясь с миром профессий, постигая их особенности через проигрывание.

Во второй младшей группе через сюжетно-ролевую игру мы открываем мир профессий, знакомясь с такими профессиями как:

повар;

полицейский;

врач;

строитель;

пожарный;

продавец;

парикмахер;

автослесарь;

художник;

музыкант;

воспитатель.

Спектр профессий достаточно широк, он позволяет познакомиться как с разнообразием мира профессий, так и прожить эмоционально, наполнить своим уникальным содержанием каждую сюжетно-ролевую игру.

Занимая ту или иную роль в игре, ребенок в своем сознании отождествляет себя с человеком и, соответственно, действует от его имени, используя необходимые предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра). Вступает в разнообразные отношения с другими играющими (осматривает больного, продает продукты питания, говорит о поломке машины и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Для расширения игровых действий в сюжетно-ролевой игре мы перед детьми ставим разные игровые задачи. Так, например, играя в сюжетно-ролевую игру «Магазин»ребята могут оказаться в «Булочной», магазинах «Овощи», «Мясо», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Книги», «Игрушки» и т.д. Также, в зависимости от задачи, каждый ребенок может примерить на себя роль покупателя, продавца, грузчика, шофера. В зависимости от роли - выполнить какое-либо основное игровое действие или поведение: привозить товар – разгружать-взвешивать; выбирать товар – покупать; вступать в диалог.

Для разнообразия сюжетно-ролевых игру нас в группе созданы игровые уголки, которые оснащены разнообразным полифункциональными атрибутами. Данные атрибуты дети используют как по назначению, так и как заместители. Постоянное пополнение развивающей предметной среды разнообразит игру, вносит в нее творческое начало.

Поскольку в младшем дошкольном возрасте круг ролей, которые могут брать на себя дети, ограничен из-за небольшого жизненного опыта, то мы, как воспитатели, предлагаем детям основные роли и действия, используемые для разных игр, постепенно расширяя представления о профессиях, об окружающем мире. Следует отметить, что приоритетной задачей для нас остается то, что каждая игра имеет характер не обучающий, а эмоциональной ситуации. Безусловно, сюжетно-ролевая игра это не единственная форма постижения мира профессий во второй младшей группе. Мы также используем такие формы, как: рассматривание сюжетных тематических картин, составление по ним рассказов; беседы; чтение книг; показ мультфильмов; дидактические игры и мн.др. Но сюжетно-ролевая игра занимает особое место в профессиональной ориентации в период дошкольного детства, потому что это та деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых, наполняя ее особым смыслом, тем самым приобщаясь к ней.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Развивающая игра, как средство становления сенсорной культуры детей младшего возраста"

Сенсорное  развитие активно осуществляется именно в раннем и младшем дошкольном возрасте (это сенситивный период для сенсорного развитие).Без хорошего уровня сенсорного развития нельзя обеспечить...

«Дидактические игры как средство развития речи у детей младшего возраста»

Дидактические игры как средство развития речи у детей младшего возраста...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Мастер-класс для родителей: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста»

Работая и наблюдая за детьми, была выявлена  такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. При обслед...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры как средство развития речи у детей младшего возраста"

В данной публикации представлена консультация для воспитателей, в которой говорится об актуальности использования дидактических игр для речевого развития детей младшего дошкольного возраста, представл...

Сюжетно-ролевые, дидактические игры, как средство обогащения связной речи детей (из опыта работы) Учитель-логопед Григорьева О.Н.

Использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка....