Консультация «Аутостимуляция у детей с аутизмом».
консультация

Сюлаева Людмила Николаевна

Что такое аутостимуляция? Какого рода бывают аутостимуляции? Нужно ли бороться с аутостимуляциями?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему

 «Аутостимуляция у детей с аутизмом».

Подготовила:

учитель-дефектолог  МБДОУ ДС № 37

Сюлаева Л.Н.

     Явление, которое очень распространено у детей с аутизмом, — это аутостимуляция, или стереотипия.

Вопрос: Что такое аутостимуляция?

Ответ: Это повторяющиеся действия, которые могут приобретать очень сильный, навязчивый характер, особенно в волнующих, стрессовых для ребёнка ситуациях.

Вопрос: Почему так происходит у детей с аутизмом?

Ответ: Аутостимуляции используются людьми с аутизмом либо для получения удовольствия, либо в волнующих, стрессовых ситуациях, когда нужно успокоиться. Аутичный ребенок формирует у себя знакомое ощущение, которое приятно и понятно ему. Он настолько тренирует поглощенность определенным ощущением, что ничего не видит и не слышит вокруг, таким образом он защищает себя. Все аутостимуляции делятся на замещающие и подкрепляющие. Замещающие — это когда ребенок раскачивается, трясет рукой и в этот момент ничего не видит и не слышит. Это негативный вариант аутостимуляции. Подкрепляющая аутостимуляция выглядит так: ребенок, например, занимался с логопедом, переутомился, потом начинает бегать, прыгать, трясти руками, потом успокаивается и возвращается на место. Такая аутостимуляция помогает ему восстановить равновесие, снять избыточное напряжение.

Вопрос: Какого рода бывают аутостимуляции?

Ответ: Аутостимуляции могут быть:

Вкусовыми – засовывает в рот различные предметы (и пищевые, и непищевые), облизывает всё, пробует грызть, откусывать;

Визуальными – ребёнок моргает, щурится, машет пальцами перед источником света, чтобы сделать его «мельтешащим», включает и выключает свет в комнате, ритмично нажимает на глаза и т.д.

Слуховая: издаёт различные звуки, постукивает по ушам пальцами, бесконечно перезагружает компьютер, чтобы слышать звук заставки, перематывает мультфильм, чтобы послушать вступительную мелодию и т.д.

Тактильная: трёт кожу предметами, пощипывает себя или находящегося рядом, «зависает» на определённой фактуре: часами гладит мех, дерево, кожу и т.д.

Вестибулярная: раскачивается на одном месте, кружится, подпрыгивает, трясёт руками и т.д.

Обонятельная: старается всё обнюхивать, ищет определённые запахи и надолго очаровывается ими (запах мыла, поездов, определённых духов и т.д.)

Вопрос: Нужно ли бороться с аутостимуляциями?

Ответ: Часто родители и специалисты пытаются пресекать их, держат ребёнка за руки, убирают из поля доступности «объект фиксации», одёргивают ребёнка резким окриком. Но, если аутостимуляция безвредна (ребёнок не засовывает постоянно в рот режущие предметы либо ядовитые вещества, не расцарапывает себя до крови и т.д.), но смущает взрослых своей «неуместностью», тем, что привлекает нежелательное внимание окружающих – препятствовать ей не нужно. Если ребёнка лишить доступных источников удовольствия и механизмов успокоения, - это вызовет накопление напряжения вплоть до нервного срыва, а регулярное создание подобных ситуаций – вызовет невротическую реакцию, последствия которой вам вряд ли понравятся. (Если ребёнку без особенностей запретить грызть ногти, не устранив причину тревожности, он начнёт накручивать на палец волосы или обгрызать ручку при письме.)

Вопрос: Как можно уменьшить поведение аутостимуляции?

Ответ: Необходимо провести наблюдение и зафиксировать события, во время которых ребенок проявляет поведение аутостимуляции. Происходит ли это в определенное время дня? Существуют ли какие-либо обстоятельства, которые всегда предшествуют поведению аутостимуляции? Если ребенок проявляет такое поведение в результате стрессовых ситуаций, необходимо начать работу над уменьшением стресса. Также следует обучить ребенка альтернативным видам поведения, если его аутостимуляция носит опасный, негигиеничный характер или препятствует его обучению или взаимодействию с другими людьми. Например, вы можете обучить ребенка, который ударяется головой об предметы, раскачиваться в кресле-качалке, или же научить облизывающего различные предметы ребенка облизывать леденец на палочке. Перенаправление аутостимулирующего поведения позволит ребенку поддерживать чувство сенсорного комфорта без негативных последствий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Проблемы сна у детей с аутизмом"

Сон является важным компонентом здоровья. Он необходим для роста, восстановления силы тела и иммунной системы организма, повышению и укреплению памяти, улучшению восприимчивости к обучению. В статье д...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

Консультация для родителей "Что такое аутизм?" ко всемирному дню распространения информации об аутизме.

Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его ...

Консультация для родителей детей с аутизмом.

Советы родителям детей с аутизмом.Детей с аутизмом легко узнать по взгляду, как бы погруженному в себя, монотонности речи или ее отсутствию, несколько стереотипным движениям. Это особые дети...

Консультация для родителей детей с аутизмом

Консультация для родителей детей с аутизмом...

Детский аутизм- как организовать занятия для детей с аутизмом

Игра и ее роль в психическом развитии ребенка...

Консультация для родителей детей с аутизмом

Здравствуйте, уважаемы родители! Сегодня, я хочу поговорить с вами про аутизм у детей.Детей с аутизмом легко узнать по взгляду, как бы погруженному в себя, монотонности речи или ее отсутствию, не...