Консультация для родителей «Современные игрушки для детей: вред или польза?»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Косякина Зоя Александровна

Современные детские игрушки это товар, который выбирает взрослый человек, во многом основываясь на собственных пристрастиях. Этот выбор должен быть серьезным и ответственным процессом. Ведь от того, с чем ваш ребенок будет играть, во многом зависит его развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovrem_igrushki.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Современные игрушки для детей: вред или польза?»

Ребенка с самого рождения окружают игрушки. С их помощью он познает окружающий мир, обучается навыкам отношений со сверстниками, учится размышлять и фантазировать. Игрушки дарят малышу ту эмоциональную среду, которая позволяет ему наблюдать, изучать и исследовать окружающий мир, формируя и развивая творческие способности. С их помощью ребенок учится выражать свои мысли и чувства, познает себя и других.

Но современные детские игрушки это товар, который выбирает взрослый человек, во многом основываясь на собственных пристрастиях. Этот выбор должен быть серьезным и ответственным процессом. Ведь от того, с чем ваш ребенок будет играть, во многом зависит его развитие. 

Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно — ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить!

Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки — «ребенок хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если…   (будет хорошо есть, не будет больше драться и т. д.)».

Еще один вариант — «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было?

Ещё не так давно весь детский сад завидовал владелице привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби — куклы Синди — к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.

Главное при выборе игрушки — просто подумать, что она собой представляет и какие качества может сформировать. И придерживаться определенных критериев. В случае с белой пушистой лягушкой были нарушены два: медицинский и психологический. Держать все требования в голове, конечно, сложно, но надо учитывать хотя бы самые важные.

Соответствие возрасту - главный критерий при выборе игрушек. Все уважающие себя фирмы в обязательном порядке размещают подобную информацию на своей продукции. Только в том случае, если игрушка "подходит" малышу по возрасту, он сумеет в полной мере оценить все ее достоинства.

Игрушка для маленьких детей не должна быть слишком простой (это вызывает скуку) или слишком сложной, что может вызвать раздражение.

С медико-экологическим критерием все понятно. Также важен педагогический аспект, то есть чему научит эта игрушка и что разовьет. Например, конструктор формирует усидчивость, пространственное мышление — замечательно.

Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, и требование психологии — в том, чтобы эти эмоции были позитивными. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.

И эстетическое требование — соответствие игрушки представлениям о красоте. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо бы образы эти были соответствующими.

Является ли игрушка безопасной для ребенка? Это самый важный вопрос, поскольку игрушки (даже без учета велосипедов, санок и самокатов, которые ежегодно являются причиной множества травм) ответственны за многочисленные травмы и повреждения. Выбирая игрушку для своего ребенка, обратите внимание на следующее.

- Прочность: игрушки, способные легко ломаться и рассыпаться, нередко бывают причиной ранения маленького ребенка. Глазки и другие детали мягких игрушек необходимо заранее проверить на прочность, чтобы ребенок не смог их оторвать.

- Безопасное покрытие. Краска не должна быть токсичной.

- Безопасная конструкция: игрушки с мелкими частями, острыми краями или отламывающимися деталями обычно небезопасны для маленьких детей.

- Гигиеничность: игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадником бактерий - серьезная проблема для младенцев, имеющих обыкновение все засовывать в рот. В этой связи возьмите за непреложное правило регулярно обрабатывать и стирать все игрушки, которыми пользуется ваш малыш.

- Безопасный размер: очень маленькие игрушки, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка), или игрушки с отъединяющимися деталями представляют собой серьезную угрозу.

- Отсутствие веревочек. Игрушки (как и все остальные предметы) с веревочками, шнурками или резинками длиннее 15 см не должны находиться в пределах досягаемости ребенка из-за риска повредить здоровью. Игрушки можно прикреплять к кроватке, коляске, манежу и любым другим предметам при помощи пластиковых цепочек, которые не только безопасны, но и яркие, привлекательные.

- Безопасный звук. Громкие звуки, которые издают игрушечные пистолеты, модели самолетов и машинки с мотором, способны повредить слух ребенка. Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные.

Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе — все тот же пыльный угол в детской комнате. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника,        конструктор).

А, кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться — он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно.

Игрушки-персонажи одновременно осуществляют два важных и противоположных процесса. С одной стороны ребенок ассоциирует с такой игрушкой себя, вкладывая в нее свои мысли, слова и переживания. Она становится отражением его личного внутреннего мира. 

С другой стороны, тот же предмет-персонаж становится образцом для подражания. Через этот образ в сознание ребенка входит представление о людях, их качествах и поступках: О красивом и безобразном, хорошем и плохом, добром и злом.

Главными качествами, которыми должна обладать игрушка и действия, с нею связанные, должны стать свобода действий, эмоциональная наполненность, творческая активность, фантазия и изобретательность. 

Но многие современные игрушки для детей совершенно не развивают личность и становятся не интересными и не востребованными. 

Многие родители замечают, что после первых восторгов от красивой и «укомплектованной» игрушки, ребенок быстро привыкает к ней и практически перестает с ней играть. Или, что хуже, начинает подчиняться ее требованиям. Не он управляет ею, а сам предмет навязывает ему определенные действия.

Поэтому, можно сказать, что многие современные игрушки не дают развиваться детской творческой активности в игре, а уводят ребенка в сторону механического использования операций, заложенных производителем. 

Дети быстро теряют к таким предметам интерес, как только изучат ее функции. И чем современнее такая игрушка, тем быстрее с ней перестают играть, или в лучшем случае, разбирают ее на части, чтобы изучить изнутри.

Но взрослые понимают это по своему, и размышляют рационально. Они считают, что проблема в плохом качестве используемых материалов или ошибочном подборе цветовой гаммы. Кто-то объясняет отсутствие интереса к игрушке малым количеством функций или не идеальным сходством с реальными предметами. 

В итоге, торговые сети начинают заполняться игрушечными компьютерами, стиральными машинами, телефонами и т. п., очень напоминающими предметы взрослого мира. Просто они ненастоящие и предназначены исключительно для игры. 

Увидев такую вещицу, родители покупают ее в полном восторге и ожидают такого же восторга от ребенка, ведь в их, взрослых, детстве, таких игрушек не было! Но их всегда настигает разочарование. 

Ребенок недолго с ней играет, а потом начинает ломать, разбирать. При этом он очень обижается, когда ему начинают объяснять, как нужно с этим предметом обращаться.

Еще больше взрослые удивляются, когда разобрав игрушечный сотовый телефон на части, ребенок берет деревянную ложку и начинает с ее помощью «звонить бабушке». 

Еще одну опасность, которую таят в себе современные игрушки, несут куклы. Дело в том, что, через кукольный образ, у девочек формируется образ мыслей и поведения в обыденной жизни, вне игры. 

Куклы являются для них моделью внешней привлекательности и образа взрослой жизни. Давно замечено, что старые добрые пупсы, формируют у девочек образ заботливой матери. 

Играя, девочки заботятся о своем игрушечном «ребенке», кормят, пеленают, ходят с ним гулять. Таким образом, они учатся будущему материнству, формируют на собственном опыте игры поведение жены и мамы.

Отправляясь в магазин за новой игрушкой для своего малыша, не стремитесь за современными новинками. Возможно, купленный вами простой, но добрый и веселый мишка, станет вашему ребенку верным другом на долгие годы. 

Для многих родителей становится настоящим открытием, что их ребенок не только не способен справиться с элементарными заданиями вступительных тестов, но и мыслит иначе, чем эти задания предполагают. Детские психологи видят корень проблемы, в частности, в выборе игрушек.

Следующий пример связан с безумно дорогой куклой-младенцем. Эта кукла реагирует на движение живого существа и начинает плакать, требуя, чтобы ее «кормили», «поили», «укачивали». Этакий человекообразный тамагочи, о вреде которых уже не раз говорилось.

Конечно, затея понятна: воспитываем будущую маму. Но родители, купившие эту куклу своей пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены забрать ее из детской: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать», и полусонный ребенок рвался «укачивать младенца». Результат — невроз. И у ребенка, у        родителей.

Если  на ценнике указано „Мягкая игрушка «Лягушка» для самых маленьких", то стоит хорошо подумать, прежде, чем покупать своему малышу «ЭТО».  Мало того, что ребенок наглотается ворса,— так еще и будет думать, что лягушки белые и покрыты шерстью! Какое представление об окружающем мире формируется?»

Типология.

Игрушки бывают мягкие, пластмассовые, фарфоровые, деревянные, резиновые, механические, электрифицированные, музыкальные, водоплавающие и т. д. и т. п.— это знают все.

Но игрушки могут быть еще и развивающими, обучающими, развлекающими, лечащими. Причем именно в таком порядке, а не общепринятом, когда на первом плане развлечение.

Психологи-практики призывают придерживаться золотой середины: игрушки у детей должны быть разными. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть покупные куклы, машинки и т. п.

Если вы будете ограничиваться самоделками, ребенок будет чувствовать себя дискомфортно. Кроме того, не так уж плохо, если в его арсенале будет один-два отрицательных героя, на которых он сможет выплеснуть негатив. Но слишком увлекаться такими игрушками тоже не дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Современные игрушки

Цель: ознакомление с  достоинствами  и недостатками современных игрушек, повышение педагогической культуры родителей Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. О...

Консультация для родителей "Современные игрушки в помощь современным родителям".

В материалах консультации представлен опыт использования современных игрушек для обогащения речи детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей. Современная игрушка СЛАЙМ – вред и польза.

Консультация для родителй о вреде и пользе современной игрушки - слайм....

Консультация для родителей "Современные игрушки для детей - польза или вред?"

Нормальное развитие ребенка, становление его личности немыслимо без игры, а, следовательно, без игрушки.      Игрушки для ребенка - та «среда», которая позвол...

Консультация для родителей «Современные игрушки для детей: польза или вред?»

Родителям следует помнить, что игрушка предназначена не только для развлечения. Ребенок на ней обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать бесполезные, а также вр...

Консультация для родителей "Современная игрушка СЛАЙМ - вред и польза."

Но всегда ли занятия детей – безопасны, и не несут ли вред на здоровье ребенка современные игрушки?...