Консультация для родителей «Современные игрушки для детей: вред или польза?»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Современные детские игрушки это товар, который выбирает взрослый человек, во многом основываясь на собственных пристрастиях. Этот выбор должен быть серьезным и ответственным процессом. Ведь от того, с чем ваш ребенок будет играть, во многом зависит его развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovrem_igrushki.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Современные игрушки для детей: вред или польза?»
Ребенка с самого рождения окружают игрушки. С их помощью он познает окружающий мир, обучается навыкам отношений со сверстниками, учится размышлять и фантазировать. Игрушки дарят малышу ту эмоциональную среду, которая позволяет ему наблюдать, изучать и исследовать окружающий мир, формируя и развивая творческие способности. С их помощью ребенок учится выражать свои мысли и чувства, познает себя и других.
Но современные детские игрушки это товар, который выбирает взрослый человек, во многом основываясь на собственных пристрастиях. Этот выбор должен быть серьезным и ответственным процессом. Ведь от того, с чем ваш ребенок будет играть, во многом зависит его развитие.
Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно — ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить!
Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки — «ребенок хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если… (будет хорошо есть, не будет больше драться и т. д.)».
Еще один вариант — «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было?
Ещё не так давно весь детский сад завидовал владелице привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби — куклы Синди — к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.
Главное при выборе игрушки — просто подумать, что она собой представляет и какие качества может сформировать. И придерживаться определенных критериев. В случае с белой пушистой лягушкой были нарушены два: медицинский и психологический. Держать все требования в голове, конечно, сложно, но надо учитывать хотя бы самые важные.
Соответствие возрасту - главный критерий при выборе игрушек. Все уважающие себя фирмы в обязательном порядке размещают подобную информацию на своей продукции. Только в том случае, если игрушка "подходит" малышу по возрасту, он сумеет в полной мере оценить все ее достоинства.
Игрушка для маленьких детей не должна быть слишком простой (это вызывает скуку) или слишком сложной, что может вызвать раздражение.
С медико-экологическим критерием все понятно. Также важен педагогический аспект, то есть чему научит эта игрушка и что разовьет. Например, конструктор формирует усидчивость, пространственное мышление — замечательно.
Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, и требование психологии — в том, чтобы эти эмоции были позитивными. Провокаций агрессивности вокруг и так достаточно.
И эстетическое требование — соответствие игрушки представлениям о красоте. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо бы образы эти были соответствующими.
Является ли игрушка безопасной для ребенка? Это самый важный вопрос, поскольку игрушки (даже без учета велосипедов, санок и самокатов, которые ежегодно являются причиной множества травм) ответственны за многочисленные травмы и повреждения. Выбирая игрушку для своего ребенка, обратите внимание на следующее.
- Прочность: игрушки, способные легко ломаться и рассыпаться, нередко бывают причиной ранения маленького ребенка. Глазки и другие детали мягких игрушек необходимо заранее проверить на прочность, чтобы ребенок не смог их оторвать.
- Безопасное покрытие. Краска не должна быть токсичной.
- Безопасная конструкция: игрушки с мелкими частями, острыми краями или отламывающимися деталями обычно небезопасны для маленьких детей.
- Гигиеничность: игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадником бактерий - серьезная проблема для младенцев, имеющих обыкновение все засовывать в рот. В этой связи возьмите за непреложное правило регулярно обрабатывать и стирать все игрушки, которыми пользуется ваш малыш.
- Безопасный размер: очень маленькие игрушки, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка), или игрушки с отъединяющимися деталями представляют собой серьезную угрозу.
- Отсутствие веревочек. Игрушки (как и все остальные предметы) с веревочками, шнурками или резинками длиннее 15 см не должны находиться в пределах досягаемости ребенка из-за риска повредить здоровью. Игрушки можно прикреплять к кроватке, коляске, манежу и любым другим предметам при помощи пластиковых цепочек, которые не только безопасны, но и яркие, привлекательные.
- Безопасный звук. Громкие звуки, которые издают игрушечные пистолеты, модели самолетов и машинки с мотором, способны повредить слух ребенка. Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные.
Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе — все тот же пыльный угол в детской комнате. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу (куклу, слоника, конструктор).
А, кроме того, большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться — он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно.
Игрушки-персонажи одновременно осуществляют два важных и противоположных процесса. С одной стороны ребенок ассоциирует с такой игрушкой себя, вкладывая в нее свои мысли, слова и переживания. Она становится отражением его личного внутреннего мира.
С другой стороны, тот же предмет-персонаж становится образцом для подражания. Через этот образ в сознание ребенка входит представление о людях, их качествах и поступках: О красивом и безобразном, хорошем и плохом, добром и злом.
Главными качествами, которыми должна обладать игрушка и действия, с нею связанные, должны стать свобода действий, эмоциональная наполненность, творческая активность, фантазия и изобретательность.
Но многие современные игрушки для детей совершенно не развивают личность и становятся не интересными и не востребованными.
Многие родители замечают, что после первых восторгов от красивой и «укомплектованной» игрушки, ребенок быстро привыкает к ней и практически перестает с ней играть. Или, что хуже, начинает подчиняться ее требованиям. Не он управляет ею, а сам предмет навязывает ему определенные действия.
Поэтому, можно сказать, что многие современные игрушки не дают развиваться детской творческой активности в игре, а уводят ребенка в сторону механического использования операций, заложенных производителем.
Дети быстро теряют к таким предметам интерес, как только изучат ее функции. И чем современнее такая игрушка, тем быстрее с ней перестают играть, или в лучшем случае, разбирают ее на части, чтобы изучить изнутри.
Но взрослые понимают это по своему, и размышляют рационально. Они считают, что проблема в плохом качестве используемых материалов или ошибочном подборе цветовой гаммы. Кто-то объясняет отсутствие интереса к игрушке малым количеством функций или не идеальным сходством с реальными предметами.
В итоге, торговые сети начинают заполняться игрушечными компьютерами, стиральными машинами, телефонами и т. п., очень напоминающими предметы взрослого мира. Просто они ненастоящие и предназначены исключительно для игры.
Увидев такую вещицу, родители покупают ее в полном восторге и ожидают такого же восторга от ребенка, ведь в их, взрослых, детстве, таких игрушек не было! Но их всегда настигает разочарование.
Ребенок недолго с ней играет, а потом начинает ломать, разбирать. При этом он очень обижается, когда ему начинают объяснять, как нужно с этим предметом обращаться.
Еще больше взрослые удивляются, когда разобрав игрушечный сотовый телефон на части, ребенок берет деревянную ложку и начинает с ее помощью «звонить бабушке».
Еще одну опасность, которую таят в себе современные игрушки, несут куклы. Дело в том, что, через кукольный образ, у девочек формируется образ мыслей и поведения в обыденной жизни, вне игры.
Куклы являются для них моделью внешней привлекательности и образа взрослой жизни. Давно замечено, что старые добрые пупсы, формируют у девочек образ заботливой матери.
Играя, девочки заботятся о своем игрушечном «ребенке», кормят, пеленают, ходят с ним гулять. Таким образом, они учатся будущему материнству, формируют на собственном опыте игры поведение жены и мамы.
Отправляясь в магазин за новой игрушкой для своего малыша, не стремитесь за современными новинками. Возможно, купленный вами простой, но добрый и веселый мишка, станет вашему ребенку верным другом на долгие годы.
Для многих родителей становится настоящим открытием, что их ребенок не только не способен справиться с элементарными заданиями вступительных тестов, но и мыслит иначе, чем эти задания предполагают. Детские психологи видят корень проблемы, в частности, в выборе игрушек.
Следующий пример связан с безумно дорогой куклой-младенцем. Эта кукла реагирует на движение живого существа и начинает плакать, требуя, чтобы ее «кормили», «поили», «укачивали». Этакий человекообразный тамагочи, о вреде которых уже не раз говорилось.
Конечно, затея понятна: воспитываем будущую маму. Но родители, купившие эту куклу своей пятилетней дочери, через некоторое время были вынуждены забрать ее из детской: стоило их дочке шевельнуться во сне, кукла начинала «плакать», и полусонный ребенок рвался «укачивать младенца». Результат — невроз. И у ребенка, у родителей.
Если на ценнике указано „Мягкая игрушка «Лягушка» для самых маленьких", то стоит хорошо подумать, прежде, чем покупать своему малышу «ЭТО». Мало того, что ребенок наглотается ворса,— так еще и будет думать, что лягушки белые и покрыты шерстью! Какое представление об окружающем мире формируется?»
Типология.
Игрушки бывают мягкие, пластмассовые, фарфоровые, деревянные, резиновые, механические, электрифицированные, музыкальные, водоплавающие и т. д. и т. п.— это знают все.
Но игрушки могут быть еще и развивающими, обучающими, развлекающими, лечащими. Причем именно в таком порядке, а не общепринятом, когда на первом плане развлечение.
Психологи-практики призывают придерживаться золотой середины: игрушки у детей должны быть разными. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть покупные куклы, машинки и т. п.
Если вы будете ограничиваться самоделками, ребенок будет чувствовать себя дискомфортно. Кроме того, не так уж плохо, если в его арсенале будет один-два отрицательных героя, на которых он сможет выплеснуть негатив. Но слишком увлекаться такими игрушками тоже не дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Современные игрушки
Цель: ознакомление с достоинствами и недостатками современных игрушек, повышение педагогической культуры родителей Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. О...
Консультация для родителей "Современные игрушки в помощь современным родителям".
В материалах консультации представлен опыт использования современных игрушек для обогащения речи детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей. Современная игрушка СЛАЙМ – вред и польза.
Консультация для родителй о вреде и пользе современной игрушки - слайм....
консультация для родителей "Современные игрушки для наших детей: "Польза или вред"
выбираем правильные игрушки...
Консультация для родителей "Современные игрушки для детей - польза или вред?"
Нормальное развитие ребенка, становление его личности немыслимо без игры, а, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позвол...
Консультация для родителей «Современные игрушки для детей: польза или вред?»
Родителям следует помнить, что игрушка предназначена не только для развлечения. Ребенок на ней обязательно чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не покупать бесполезные, а также вр...
Консультация для родителей "Современная игрушка СЛАЙМ - вред и польза."
Но всегда ли занятия детей – безопасны, и не несут ли вред на здоровье ребенка современные игрушки?...