Консультация для родителей "Игры на внимание"
консультация (подготовительная группа)

Масенкова Ирина Владимировна

Игры на внимание

Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители. Некоторым детям подготовительной группы хочется иметь школьную форму, портфель, школьные принадлежности, а другим интересно узнать что-то новое. Но иногда детям бывает скучно на уроке, они разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе. ... Чтобы дети в школе не испытывали на неинтересном уроке муки удержания своего ускользающего внимания, необходимо постоянно тренировать произвольное внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_igry_na_vnimanie_.docx150.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Консультация для родителей

                                    «Игры на развитие внимания»

Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя? Говорят, постоянно витает в облаках. А он действительно невнимательный или ему просто скучно на занятиях? На что же необходимо учесть родителям, чтобы помочь своему ребенку.
Всего есть шесть свойств внимания, нарушение каждого из которых по-своему отражается на деятельности ребёнка.
1. Объем - то количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании.
2. Сосредоточенность - умение ребенка сконцентрироваться на чем-то определенном.
3. Устойчивость - временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность.
4. Распределение - способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов.
5. Переключаемость - возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое.
6. Избирательность - умение сосредоточить внимание на значимом процессе и при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.

Игры на развитие внимания помогают детям научиться концентрироваться на нужных объектах. Далее этот навык служит им для усвоения необходимой информации, запоминания деталей и т. п.

Внимание — это психологический процесс сосредоточения сознания на каком-либо объекте. Благодаря ему человек из общего информационного потока улавливает наиболее нужную и важную для себя информацию

  Развивать этот навык нужно в раннем детстве, когда ребенок ходит в детский сад. С этой целью используют игры на развитие внимания, ведь благодаря этому методу воздействия мозг легче воспринимает и запоминает нужный материал.

                                    Виды внимания.

Поскольку имеет избирательную направленность, его делят на следующие виды:

Непроизвольное – не зависит от усилий воли и возникающие спонтанно , как ответная реакция на внешний раздражитель( резкий звук, свет и пр.). Человек моментально реагирует на такой возбудитель, ему не нужно для этого напрягаться.

Произвольное – концентрация на действии или предмете , которая достигеется благодаря волевым усилиям : изучение нового материала , запоминание и пр.

Послепроизвольное – увлеченность действием, которая возникает в процессе выполнения задачи.

Дети начинают использовать этот навык к 4-5 годам. Формирование этого навыка предшествует развитие некоторых качеств личности ребенка, в частности психологических. К ним относятся осознанное восприятие окружающей реальности и происходящих в ней событий, умение анализировать опыт прошлого, использовать речевые навыки.

От степени владения речью зависит уровень восприятия. Чем он выше, тем быстрее развивается произвольное внимание. Пока ребенок не начал ходить в школу, у него доминирует непроизвольный вид.

Поиграем в подвижные или устные игры:

  1.  «Съедобное-несъедобное»

В этой простой игре формируется избирательность – умение правильно среагировать на нужную информацию и отсеять лишнее. Вам понадобится мячик, который Вы будете кидать ребенку и одновременно называть нужные слов. Если предмет съедобный, мяч нужно поймать, а если несъедобный - не ловить.

Как сделать посложнее:

- провоцировать: говорить «конфета из пластилина» (не ловим) или «шоколадный мишка» (ловим), «кон… (ребенок ждет «конфета»)дитерская фабрика (говорим в последний момент, когда мяч уже летит)»

- наращивать темп

- менять правила: «ловим» то, что понадобится в школе / в путешествии / доктору / парикмахеру…
! В этой игре мы заодно очень обогащаем словарь ребенка!

  1. Животные – растения

Эта игра требует удержания от ребенка целых трех инструкций / правил действия. Взрослый называет разные слова, и среди них попадаются названия животных, названия растений и слова, которые не являются ни тем, ни другим. На название животного надо сделать одно движение (например, хлопнуть), на название растения – другое (например, поднять руки вверх или подпрыгнуть), на другие слова не надо делать ничего.

Как усложнить:

- ускоряем темп

- называем слова монотонным голосом

- долго называем что-то одно (нескольких животных подряд), а потом внезапно растение

- меняем правила: во втором раунде хлопаем на растения, а руки поднимаем на животных (ребенок будет соскальзывать на первую программу)

  1. Игра «Топай-хлопай»

Задание очень простое: если ребенок слышит команду "топай" – он топает, "хлопай" - хлопает. Но мы можем:

- делать быстрый темп

- давать команды сначала предсказуемо их чередуя («топай-хлопай-топай-хлопай-топай-хлопай») а затем неожиданно вразнобой (2 раза подряд сказать «хлопай»)

- сами выполнять не те движения, путая ребенка

! Эта игра также прекрасно формирует навыки переключения, гибкость в переработке информации!

  1.  «Снежный ком»

В этой игре мы пробуем «подружить» между собой целых два психических процесса – внимание и память. Один из участников игры называет слово из предварительно выбранной категории (например, категория - «посуда», слово – «чашка»).  Другой должен повторить это слово и добавить свое ((вилка, ложка»). Следующий - повторить предыдущие и добавить новое слово, и т.д. Играем, пока кто-нибудь не ошибется.

Модификации и усложнения:

- составляем таким образом предложения («Мальчик – мальчик шел – мальчик шел по улице – мальчик шел по освещенной улице…»)

- даем слова не из определенной категории, а вразнобой

- через некоторое время пробуем вспомнить или даже записать нашу цепочку или наши предложения

  1. «Запрещенные движения»

Мы договариваемся, что ребенок становится нашим «зеркалом» и повторяет за нами все движения, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например, хлопка). Показываем это запрещенное движение – и начинаем играть. Вставляем «запрещенное» движение между теми, которые надо повторять.

Усложнения:

- работаем быстро

- вводим задачу пространственной перешифровки: то, что я делаю правой рукой / ногой, делай правой, то, что я левой, - ты тоже левой, не «зеркально.

  1. «Руки-ноги-голова»

Простой вариант: ребенок слушает команду: «Руки» и поднимает руки. «Ноги» - дотрагивается до ног. «Голова» - кладет руки на голову. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

Сложный вариант: ребенок должен выполнять только предыдущую команду (например, после первой команды «Руки» ребенок ничего не делает, в ответ на вторую команду «Ноги» показывает руки, в ответ на третью команду – ноги и т.д.). Здесь мы тренируем еще и рабочую память – умение не просто удерживать в голове информацию, но и активно оперировать ею (возвращаться к тому, что было до сказанного слова).

  1. «Да и нет не говорите, черное и белое не называйте»

Эта игра великолепно развивает не только внимание, но и речь и является весьма трудной для детей. Ведущий задает вопросы игрокам, которые должны отвечать на них, не употребляя слов "да", "нет", "черное" и "белое". Ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача игрока - ответить правильно, но соблюсти условия игры.

Пример: «Вы любите мороженое?» (вместо «да» можно ответить «конечно»), «Какого цвета снег?» (вместо «белый» можно сказать «как молоко»).

! Во всех перечисленных играх ребенок может быть ведущим – это очень полезно!

Поиграем с бумагой и ручкой:

  1. Избирательный диктант

Приготовьте бумагу и ручку. Просите ребенка из каждого слова писать:

- только первую букву / последнюю / предпоследнюю / вторую и пятую…

- только гласные / согласные / только мягкие согласные…

Так можно диктовать и отдельные слова, и целые предложения. А еще инструкции можно долго сохранять (скажем, просим писать только гласные буквы, пишем так слов 10 и потом меняем задание), а можно менять от слова к слову или от предложения к предложению.

  1. Зашифрованный диктант

Вам понадобится бумага и ручка. Диктуйте слова или целые предложения, но заранее договоритесь: вместо каждого слова с буквой «А» Вы рисуете палочку, вместо каждого слова с буквой «О» - треугольничек, все остальные слова «шифруете» звездочкой. Ни одного слова на бумаге быть написано не должно! Это прекрасно тренирует умение ребенка выделять отдельные слова из потока речи при письме (и понимать, что предлоги и союзы – это тоже отдельные слова).

Усложнение: в середине игры внезапно поменяйте правила (теперь «О» - палочка, «А» - треугольничек»).

10) «Сыщик»

Это вариант классического упражнения на внимание «Корректурная проба». Напечатайте 10-20 строчек бессмысленных букв и попросите найти и обвести среди них только определенную букву. У этого упражнения есть очень много модификаций:

- целевую букву можно искать на газетном листе / на откопированной странице книги / в своей тетради на целой странице (это учит ребенка читать свой почерк!);

- можно искать 2 буквы, что очень сложно;

- после поиска можно посчитать, сколько букв получилось;

- размер букв, расстояния между буквами и строчками можно варьировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: « Развитие внимания у дошкольников»

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается...

Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»

 В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целе...

Консультация "Развиваем память и внимание дошкольников"

Консультация-практикум  для родителей с подбором игр для развития памяти и внимания дошкольников....

консультация для родителей "Слуховое внимание"

             Данная консультация поможет родителям в развитии  слухового внимания. Я предлагаю использовать  игры и игровые упражнения....