Консультация для родителей старшей группы детского сада на тему " Игра и игрушка в жизни дошкольника"
консультация (старшая группа)

Гущина Ольга Александровна

- показать возможность игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности ребенка;

- стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребенком;

- показать достоинства и недостатки современной игрушки;

- обсудить с родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое развитие ребенка-дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей старшей группы на тему

«Игра и игрушка в жизни дошкольника»

Задачи:

- показать возможность игры для развития интеллектуально-познавательной деятельности ребенка;

- стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребенком;

- показать достоинства и недостатки современной игрушки;

- обсудить с родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое развитие ребенка-дошкольника.

Форма проведения: консультация родителей с элементами игрового тренинга.

Ход собрания:

 Столы стоят по кругу, на них лежат кружки красного и зеленого цвета для каждого родителя, любимые игрушки детей. Родители должны узнать любимые игрушки своих детей и сесть за тот стол, где лежат эти игрушки.

1 Вступительное слово воспитателя.

- Уважаемые мамы и папы! Сегодня мы поговорим с Вами о современных игрушках: какие они, в чем их «плюсы» и «минусы».

Каждый из нас сохранил в своей памяти и в реальной жизни игрушки из своего детства. Поломанные, с оторванными ушами и ногами, они сохранили для нас свою прелесть, они пахнут нашим детством, неповторимой радостью. Во многих семьях игрушки родителей стали игрушками детей. Многие родители рассказывают своим детям истории появления своих игрушек в их жизни, делятся воспоминаниями о детских играх и забавах.

Предлагаю обсудить следующие вопросы:

- Какую роль играет игра и игрушка в жизни ребенка?

- Насколько она важна для интеллектуального и эмоционального развития ребенка?

Может ли игрушка помочь ребенку преодолеть трудности общения со сверстниками?

2 Выступление родителей по теме собрания

По очереди все родители высказывают свое мнение, делятся друг с другом опытом по формированию культуры игры ребенка с игрушками и передают мяч по кругу.

- Спасибо за обсуждение. В дошкольный период игра является главным источником познания и развития. Игра для ребенка — это не просто времяпрепровождение, это способ существования. В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. А игрушка для ребенка, с одной стороны — это средство самовыражения, с другой – определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Естественно, что у каждой возрастной группы детей свои игрушки. Рекомендации по выбору игрушек и игр нам даст психолог.

3 Выступление психолога на тему «Роль игрушки в жизни ребенка 5-6 лет»

- Игрушка для ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверей, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для приготовления разных вариантов с одними и теме же игрушками, у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, набору для шитья и вязания.

Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно если они становятся полезными другим. Дети любят в этом возрасте делать игрушки – подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Игрушечные магазины уходят на второй план. Наибольший интерес вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребенок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

 - Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают. Я кратко расскажу об этих игрушках, а вы, если согласны со мной, поднимите зеленую карточку, если нет – красную и обоснуйте свое решение.

- Игра – средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Игровая психотерапия является одной из лучших психологических методов. Игрушка помогает ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью волшебницы, которая будет являться его оберегом. Какая-нибудь ракушка, камешек, тряпочка, гвоздик наделяются особенными свойствами, переживаниями, смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаемся навести порядок в детском уголке. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. А может быть и правда, лучше пусть будет камешек – чем трансформер, или ракушка – чем монстр.

Большинство современных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С эти, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.

- Вы согласны или нет?

- Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами; покемоны, монстры, человек-паук, Бэтманы. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка.

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки – трансформеры: человек – машина, человек – робот, человек – чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.

- Вы согласны или нет?

Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

- Игрушки из реальной жизни: кукольное семейство, кукольный домик, мебель, посуда, машина, лодка, конструкторы, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины и т.д

-Вы согласны или нет?

Какую куклу лучше покупать «Пупса» или Барби? В данном споре большое значение играет возраст ребенка. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить, укладывать спать, кормить, катать в коляске, А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее все новые вещи. Образ жизни ее – бесконечные наряды, развлечения, смена партнеров. По отношении к кукле девочка почувствует себя горничной или, в лучшем случае подружкой, а не мамой.

Если девочка играет с Пупсом, который выглядит так же, как и девочка, то у нее не возникает противоречий между ней самой. Барби же, взрослая красивая девушка с развитыми формами – ребенок пропускает через себя этот образ. Это приводит к тому, что девочка стремиться к образу, к фигуре Барби и не принимает то, что у нее есть.

Таким образом, Барби имеет смысл покупать школьнице – в отличие от девочки дошкольного возраста, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею игровые возможности, но не окажется под прессом жесткой «программы», которую эта кукла диктует.

- Вы согласны или нет?

- Игрушки, которые помогают выплеснуть агрессию:

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и др.

Агрессивные игрушки провоцируют игры с соответствующим настроением. В ходе агрессивной игры дети пугают друг друга оружием. Такой испуг может иметь необратимые последствия в будущем. Коме того, у детей могут возникать страхи, которые будут проявляться в последующей жизни. Некоторые дети, в виду их психологических особенностей склонны к агрессии по отношению к окружающим, игры с военными игрушками обостряют это чувство у детей.

В тоже время в дошкольный период игрушки (всевозможное оружие, танки, солдатики) помогают найти выход внутренней агрессии, которая скрыта в каждом человеке. Если она выплескивается через «военные» игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход. Но если вы заметили, что агрессия регулярно становится основным содержанием игры, это может говорить о том, что ее уровень у малыша слишком высок. На это стоит обратить особое внимание и проконсультироваться со специалистом.

- Вы согласны со мной или нет?

- Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения:

Кубики, конструкторы, азбука, настольные игры, разрезные картинки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликации и тд.

- Вы согласны со мной или нет?

Мягкая игрушка. Ее главная задача – дарить малышу нежность. Она используется психотерапевтами, психологами и врачами. Пушистый мишка, симпатичный слоник и лохматая собачка способны вылечить ребенка от страхов и даже ночного энуреза. В магазинах можно найти любимые всеми с детства персонажей «Спокойной ночи малыши», которые учат добру и справедливости, не обманывать и не предавать и многому другому. И все это раскрывается в понятной для детей форме. Они излучают добро и любовь к каждому зрителю, а те тоже отвечают любовью.

- Вы согласны или нет?

- Для детей постарше можно купить постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек красивые наборы для вышивания, бисероплетения, росписи по ткани и дереву. Эти игры приучают детей к самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Ведь куда приятнее вышить для мамы салфетку, подарить папе на день рождения модель самолета или порадовать сестру браслетиком. Любая вещь, изготовленная своими руками – самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его друзей или родителей.

-Вы согласны со мной?

Подражая взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если ребенок в игре жестко обращается со своей игрушкой, небрежно относится к ней, то это приведет к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость, упрямство.

Наоборот, если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает ее на место, то у него развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым становится богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей, помогать расширять их сюжеты, не считать игру постой забавой и уделять ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и развивает.

-  Вы согласны или нет?

- Особую роль в развитии малыша играют развивающие (дидактические) игрушки. Они используются для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас такие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто. Немного фантазии, трудолюбия, и вы сможете смастерить отличные пособия, которые окажутся полезными для ваших детей.

- Вы согласны или нет?

- В конце нашей встречи предлагаю вашему вниманию памятку для неравнодушных родителей.

Памятка для родителей

  • Разрешайте своему ребенку играть со своими любимыми игрушками и в любимые игры
  • Не смейтесь над ребенком за его привязанность к определенным игрушкам
  • Помните, что все, кроме любимой игрушки надо периодически обновлять. Игрушки, к которым у ребенка пропал интерес, спрячьте подальше не некоторое время, пока ее появление не вызовет эмоциональный или познавательны интерес
  • Не выбрасывайте игрушки, если ребенок сам этого не хочет
  • Не заставляйте ребенка самого выбрасывать игрушки
  • Учите на собственном примере относиться к игрушкам уважительно
  • Дарите ребенку игрушки с учетом его интересов, увлечений
  • Не водите ребенка слишком часто в магазин игрушек, не подвергайте его не нужным переживаниям. Ведите его в магазин и дарите радость, устраивайте праздник, когда вы сами готовы
  • Участвуйте в играх ребенка, если он этого хочет от вас, несмотря на вашу занятость
  • Рассказывайте ребенку о своих игрушках и увлечениях, показывайте ему те игры, в которые вы играли в детстве и которые были вам интересны
  • Будьте непосредственны в глазах ребенка, не бойтесь потерять свой авторитет, играя с ним в игры
  • Радуйтесь умению своего ребенка играть с игрушками, находить различные, сюжетные линии в игре
  • Используйте возможность игровой ситуации для непосредственного общения с собственным ребенком

4 Подведение итогов

Воспитатель:

Я думаю, что каждый из нас получил много информации к размышлению и хороших рекомендаций по интересующему вопросу. И на прощание, хочется узнать, что каждому из вас дала наша сегодняшняя встреча, что нового и полезного вы узнали сегодня, о чем стоит задуматься. (родители передают мяч  по кругу и высказываются)

Давайте поставим веселую точку в конце нашей встречи. Сейчас я вам буду говорить небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте соответствующие движения. Если не согласны ни делайте ни чего.

- Если вы считаете, что при игре ребенком эмоции не столь важны, дотроньтесь до кончика носа.

 - Если вы думаете, что игрушка – носитель информации для ребенка, как газета или интернет для взрослого, потопайте ногами.

 - Если вы полагаете, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми, улыбнитесь.

 - Если вы уверены, что с помощью игры обучение и социализация ребенка происходит эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.

 - Если вы думаете, что игрушка должна быть не только орудием игры, но и создавать условия для его развития, помашите рукой.

 -  Если вы верите в то, что игрушка способна программировать поведение ребенка и воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, похлопайте в ладоши.

 - Благодарим всех за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника" (консультация с элементами тренинга)

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра игрушка в жизни ребенка" (консультация с элементами тренинга)...

Консультация для родителей старшей группы детского сада

laquo;Нетрадиционные методы терапии – эффективные средства коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи»...

Консультация для родителей старшей группы детского сада «Обучаем детей правилам безопасного поведения в лесу»

Правила поведения детей в лесуЕсли вы берете с собой в лес детей, то обязательно проведите им инструктаж. Они очень любознательны, а их тяга ко всему новому может привести к печальным последствиям. Ит...

Консультация для родителей средней группы детского сада на тему: "Земля - наш общий дом"

22 апреля во всем мире отмечается день Земли. В нашей стране его начали отмечать в 90-х годах. Сегодня во многих дошкольных учреждениях празднование Дня Земли стало хорошей традицией.День Земли ...