Картотека игр
картотека (средняя группа)

Козлова Ольга Валерьевна

Игры на обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения.

"Нарядим куклу"

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку и описывает одежду куклы: «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы» и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

Игры на обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения.

"Нарядим куклу"

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку и описывает одежду куклы: «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы» и т.д.

«Воздух, земля, вода»

Цель: Закрепление знания детей об объектах природы.

Оборудование: мяч

Ход: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

  1. Игры для развития лексической стороны речи (формирование словаря)

«Переезжаем на новую квартиру»

Цель: научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне; помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий словарь.                                                                                    Игровой материал: предметные картинки (парные): чашка-стакан, кружка чашка, чайник-кофейник, платок-косынка, платье-сарафан, носки-гольфы.

«Вершки-корешки»

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).                         Игровые правила: отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся –платит фант. Ведущий может предложить другой вариант, он говорит: «Вершки», - и дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки».

«Фрукты – овощи»

Цель: дифференциация сходных понятий.                                                                Ход игры: фрукты мы относим в сад, а овощи – в огород. Игра «Фрукты – ягоды» проводится так же, только разделяем на кустик для ягод и дерево для фруктов.

Лото «В мире растений»

Цель: закрепление слов – обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.                                                                       Ход игры: игра проходит по общему правилу игры в лото. Когда все маленькие карточки будут розданы, каждый играющий должен назвать одним словом всю группу своих слов – названий растений.

«Летает, а не птица»

Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».

Ход игры: ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, дети разгадывают и объясняют к какой тематической группе относится данное животное. Если ответ правильный, то ведущий дает ребенку фишку или символ данного животного. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц и насекомых. *** ***

В темной темнице Черный, кричит, Красны девицы. Червякам врач. Без нитки, без спицы (Грач) Вяжут вязеницы *** (Пчелы в улье) Явился в желтой шубке, *** Прощайте две скорлупки. Красные лапки (Ципленок) Щипают за пятки. (Гусь) *** Не зверь, не птица, А нос, как спица. (Комар)

  1. Игры для развития грамматического строя речи.

«Размытое письмо»

Цель: упражнять в составлении распространенных упражнений.                                   Материал: игрушечный мишка                                                                                                  Ход. Воспитатель: - медвежонок получил письмо от брата, но дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что … Пришли охотники и … Теперь я живу в … жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин.» Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

«Живые слова»

Цель: упражнять в составлении предложений по структурной схеме.                        Организация: Каждый ребенок изображает слово. Воспитатель: «Пусть Слава изображает слово «медвежонок», Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (мед)». Получилось предложение «Медвежонок любит мед». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Мед любит медвежонок). Заменим слова «мед» другим. Катя будет словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться). Составьте свои предложения со словом «медвежонок».

«Дополни предложение»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Игровые правила: нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять можно только одно слово. Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила … - … книжки, тетрадки, портфель», - продолжают дети.

«Придумай предложение»

Дидактическая задача: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Игровое правило. Передать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом. Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше камешек. Она возьмет и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем она назовет свое слово и передаст камешек дальше. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

3.Игры для развития связной речи

«Кто больше заметит небылиц?»

Дидактическая задача: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного. Игровые правила. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

«Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия. Ход игры: перед ребёнком выкладывают серию картинок, но одну не помещают в ряд, а дают ребенку, чтобы он нашел ей нужное место. После этого просят составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

 Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребенок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ. 

4.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи.

«Повтори»

Цель: научить правильно повторять похожие слова.                                                               Ход игры: ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке. Мак-бак Ток –тук Бык-бак Моток-каток-поток Батон-бутон-бетон Будка-дудка-утка Клетка- плетка-пленка. При восприятии слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

«Похоже-непохоже»

Цель: научиться выбирать непохожие звуки из линейки похожих.                                            Ход игры: из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три: Мак-бык-так-банан Сом-ком-индюк-дом Лимон-вагон-кот-бутон Совок-гном-венок-каток Пятка-ватка-лимон-кадка Ветка-диван-клетка-сетка Каток-дом-моток-поток.

«Поймай звук»

Цель: научить выделять в звуковом потоке гласные звуки.                                                   Ход игры: взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А-У-М-А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А.

Лото «Назови картинку и найди гласный звук»

Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком.                                                                                      Ход игры: у детей – карты с нарисованными картинками (по четыре в каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия этих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно ведущий разрешает закрыть ее фишкой, выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки. Этот же набор лото применяется для узнавания в слове согласных звуков.

«Кто найдет двадцать предметов, названия которых содержат звук «С»

Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.                                                                    Ход игры: дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук «С» (таких картинок должно быть двадцать). Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

Лото «Назови картинку и найди первый звук»

Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком.                                                                                          Ход игры: у детей карты с нарисованными картинками (по четы на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находит нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

5.Игры для развития лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)

«Кто как голос подает»

Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.                                                              Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г. Сапгира. Ветер весеннюю песню донес, Песню пролаял охотничий пес, Волк эту песню провыл на опушке, Дружно проквакали песню лягушки. Бык эту песню, как мог, промычал. Рысь промурлыкала, сом промычал. Филин прогугукал, уж прошипел, А соловей эту песню пропел. Ведущий спрашивает, кто какой голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку. Выигрывает тот, кто соберет больше картинок.

«Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.                                                                                   Ход игры: играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернется к ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово. Ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков. Слова для игры: собака-лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

«Наоборот»

Дидактическая задача: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу. Игровые действия. Бросание и ловля мяча.                                                                                               Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед», ребенок отвечает: «назад». (направо-налево, вверх-вниз, под-над, далеко-близко, высоко-низко, внутриснаружи, дальше-ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий-близкий, верхний-нижний, правый-левый, завязать-развязать, намочить-высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

6.Игры для развития грамматического строя речи.

«Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова. Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: Дымок, идет, трубы, из. Стоят, вазе, цветы, в. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Найди ошибку»

Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении. Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?» Зимой в саду расцвели яблоки. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня В ответ я киваю ему рукой Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов идут дожди. Весной луга затопили реку Снег засыпало пышным лесом.

«Правильно или нет»

Цель: научить находить грамматические ошибки. Ход игры. «Как вы думаете, можно ли так сказать?» Мама ставит вазу с цветами в стол. Когда хотят что-то купить, теряют деньги. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. В полу лежит красивый ковер. «Почему предложения неточные?» - воспитатель дополнительно спрашивает детей.

7.Игры для развития связной речи.

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании. Ход игры. Ребенку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков, т.о. ребенок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины. Ход игры. Взрослый просит ребенка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина?»

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию. Ход игры: после прочтения ребенку сказки, предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

8.Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи.

«Составь слово»

Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова. Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребенок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает и т.о. обучает его первоначальному чтению.

«Разгадай ребус»

 Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов. Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки. На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова названия – первые слоги, а затем из них сложить слова. Карточки с предметными картинками для игры: Ухо, колокольчик, лыжи – уколы Гиря, тапочки, ракета – гитара, Совы, лопаты, машина – солома Огурец, пушка, карандаш – опушка Дома, ромашка, гиря – дороги Карандаш, тюлень, шары – катюша Оса, синица, наперсток – осина Орехи, совы, капуста – осока Сова, балалайка, карандаш – собака.

9.Игры для развития лексической стороны речи.

«Верно ли это?»

Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря. Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это?» - после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. Верно ли это? Собирают сыр с кустов. С зайцами пасут коров. На лугу доят волов. В пляс пускается медведь. Тыквы стали песни петь. Косят косари луга. На снегу лежит роса. Верно ли, что как-то раз От дождя нас зонтик спас? Что луна нам ночью светит? Что конфет не любят дети? Л. Станчев

«Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Ход игры. Предложите ребенку определить слово, которое является лишним. Перечень серийных слов: Старый, дряхлый, маленький, ветхий. Храбрый, злой, смелый, отважный. Яблоко, слива огурец, груша. Молоко, творог, сметана, хлеб. Час, минута, лето, секунда. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка. Платье, свитер, шапка, рубашка. Мыло, метла, паста зубная, шампунь. Береза, дуб, сосна, земляника. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

10. Игры для развития грамматического строя речи.

«Подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух. Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов. Предложения для игры: Алеша спит. Петя кормит кур. Врач лечит больного ребенка. Мама купила Наташе красивую куклу. Сильный спортсмен легко поднял тяжелую штангу.

«Зачем нам эти вещи»

Цель: научить использовать в речи сложноподчиненные предложения. Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и др. игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз «чтобы»: «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

«Составь фразу»

Цель: закреплять умение образовывать предложения из слов. Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова: забавный щенок полная корзина спелая ягода веселая песня колючий куст лесное озеро 1. Игры для развития связной речи.

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов. Ход игры. Перед ребенком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки. Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

11.Игры на развитие фонематического слуха.

«Вспомним разные слова»

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.                                                                                                       Описание игры. Дети становятся в круг. Каждый должен вспомнить слово и сказать его рядом стоящему. Следующий  говорит слово, повернувшись к третьему. Так все по очереди должны произнести по одному слову, не повторяясь. Воспитатель следит, чтобы все дети говорили разные слова, произнося их внятно и громко. Некоторым воспитатель предлагает повторить слово и произнести его так, чтобы все хорошо услышали. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

 «Стоп! Палочка, остановись!»

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Дети называют слова и одновременно передают палочку рядом стоящему. О том, какие это должны быть слова, договариваются заранее.

«О каком животном будем рассказывать?» – спрашивает воспитатель. Дети предлагают: «Про котенка». Воспитатель предлагает сначала подобрать слова про то, какой котенок (прилагательные). Он называет первое слово и передает палочку кому-нибудь из детей. Тот называет следующее слово и передает палочку рядом стоящему. Через некоторое время воспитатель может сменить задание: «Теперь будем подбирать слова про то, что котенок может делать» (подбор глаголов) или «Давайте придумаем котенку имя» (подбор существительных).

Если кто-либо из детей повторяет уже названное слово или слишком долго подбирает его, воспитатель дает сигнал: «Стоп! Палочка, остановись!» Этот ребенок должен выйти из круга.

Затем воспитатель предлагает двум детям повторить все названные слова, чтобы все поняли, как их много и все они разные.

«Найду тебя по имени»

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Каждый ребенок громко и отчетливо называет свое имя, ему откликаются те дети, чье имя похоже по звучанию (Юра – Шура, Оля – Коля).

«Найди себе пару»

Цель. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Описание игры. Вариант 1.Каждый ребенок должен найти себе пару. Для этого кто-то должен сказать слово, а другой отозваться похожим словом (шутка – утка, мишутка). Те, кто составил пару, отходит в сторону. Упражнение продолжается до тех пор, пока все дети не подберут себе пару.

Вариант 2. Игра проводится так же, как описано выше, но когда пары будут составлены, дети подходят к воспитателю и произносят другие, вновь подобранные, сходные по звучанию слова (песок – носок).

«Найди похожие слова»

Цель. Находить слова, сходные по звучанию.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Вариант 1.Воспитатель дает задание: «Произнеси парами названия картинок. Затем похожие по звучанию слова повтори 5-6 раз». Предлагаются пары картинок:

   Танки – санки                Улитка - калитка

   Кепка – бублик             Антенна - лимон

   Утка – будка                 Телефон - медведь

   Гном – ком                    Лампа - лапа

   Паук – индюк               Валенки – ботинки

12.Игры на развитие диалогической речи.

«Почта»

Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Ход игры Выбирают ведущего игрока. Между ним и остальными участниками игры, завязывается диалог: – Динь-динь-динь. – Кто там? – Почта. – Откуда? – Из Рязани. (Называется любой город.) – И что там делают? – Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.). Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

«Маковое зёрнышко»

Цели. Закреплять у детей умения поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивать тему разговора. Материал. Элементы костюма Вороны. Ход игры Из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос: – Ворона, Ворона, куда полетела? – К кузнецу на двор. (К ковалю.) Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос: – На что тебе кузнец? — Косы ковать. – На что тебе косы? — Траву косить. – На что тебе трава? — Коровок кормить. – А на что коровы? - Молоко доить. – А на что молочко? — Пастухов поить. —На что пастухи? — Кабанов пасти. —На что кабаны? — Гору рыть. – На что горы? — На тех горах маковое зернышко. —Для кого зернышко? — Отгадайте! Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.

«Фанты»

Цели. Развивать умения так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа и осознанно отбирать слова, избегая «запретных» слов. Ход игры Ведущий обходит играющих и говорит: — Нам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите! После этого он задает детям разные вопросы, стараясь, чтобы и разговоре кто-то произнес одно из запрещенных слов. Ведущий ведет примерно такой разговор: «Что продается в булочной?» — "Хлеб», «Какой?» (черный и белый) - «Мягкий». - «А какой хлеб ты Больше любишь, черный или белый?» — «Всякий» и т.д. Тот,кто произнес запрещенное слово, отдает водящему фант. В конце игры все, кто остался без фанта, выкупают его.

«Все ли мы увидели»?

 Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Материей. Картинка с изображениями различных предметов фишки. Ход игры Воспитатель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например: - Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите на нее внимательно. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на этой картинке. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается». Время на обдумывание — 1—2 минуты. Затем дети задают вопросы. Воспитатель включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать что воспитатель - равноправный участник игры. Воспитатель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса по картинке. По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что и другой раз у них все получится.

«Что в мешочке»

Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Материал.Мешочек, какой-либо предмет простой геометрической формы, знакомый ребенку (например, кусочек мыла); мяч или любой другой предмет, служащий для передачи его друг другу,фишки. Ход игры Играможет проводиться в дополнение к занятию. Воспитатель: «Дети, у меня в мешочке что-то есть. Хотите угадать, что там лежит? Чтобы угадать, надо задавать вопросы. А я буду на них отвечать. Вопросы будем задавать по очереди: кому попадет мяч и руки, тот и задает вопрос. Каждый, кто задал вопрос, берет фишку. Не забывайте, что повторять вопросы нельзя. В конце игры посмотрим, кто больше наберет фишек. Начинаем!». Если дети угадают, спросить, почему они так думают. Если неугадают, в конце игры подсказать: этот предмет нужен для того, чтобы руки, тело, лицо были чистыми; можно подобрать загадку про этот предмет. В конце игры подсчитывается число полученных фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...