Консультация "Готовность ребёнка к школе"
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Уважаемые мамы и папы!
Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.
Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Что включает в себя психологическая готовность к школе?
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Но это неверное мнение готовность к школе – это совместно психологическая, педагогическая, физическая и речевая готовность.
Посещая уроки в первых классах, ясно видишь с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники. (Неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление).
Школьные психологи считают ребенка не готовым к школе, если у ребенка определяются хотя бы 4 из этих признаков.
• не самостоятелен или недостаточно самостоятелен;
• не умеет слушать инструкцию педагога;
• не умеет сосредотачиваться на задании;
• у него недостаточно знаний об окружающем мире, он не умеет сравнивать, обобщать, анализировать и др.
• больше настроен на игру, чем на учение;
• слишком зажат или стеснителен, или, наоборот, слишком возбуждён и активен;
• не умеет дружить со сверстниками;
• не умеет вежливо разговаривать со взрослыми и слушать их.
А неуспеваемость и нежелание учиться — это результат того, что дошкольник психологически не был готов к обучению в школе.
Итак, как же определить, что ребёнок готов к обучению к школе? Для этого были разработаны достаточно много диагностик и методик. Одну из подобных диагностик из раздела «Родительская самодиагностика» мы проведем с вами сейчас:
Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п. ?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
Рекомендации родителям будущего первоклассника:
Итак, ваш ребенок идёт в первый класс, но это не повод для того, чтобы расслабляться, а как раз наоборот. Во многом именно от вас зависит, как будет учиться ребенок, и его отношение к школе. Обратите внимание на следующие моменты.
1. Помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем надо.
2. Уважительно относитесь к самостоятельности ребенка, его новой школьной жизни, теперь у него появились личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьное расписание, уроки.
3. Не старайтесь полностью контролировать пребывание ребенка в школе, некоторые моменты можно обсудить индивидуально с учителем, но не в присутствии ребенка. Больше обращайте внимание на пребывание ребенка дома, чем он занимается, как и сколько, но опять же ненавязчиво и незаметно для ребенка, чтобы он не подумал, что вы им командуете.
4. Не принижайте, не стыдите ребенка перед его сверстниками. Старайтесь сформировать адекватную самооценку.
5. Спрашивайте, что он нового узнал в школе, чем занимались на уроках, какое было домашнее задание и т. д.
6. Уважайте его самостоятельность и личные вещи. Не копайтесь без его ведома в портфеле, не перекладывайте его вещи в шкафу и т. д.
С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.
Советы родителям на каждый день:
- Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего.
- Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
- По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
- Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
- Беседуйте о прочитанных книгах, как ребёнок понял их содержание, правильно ли оценивал поступки действующих лиц и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по подготовке ребёнка к школе «В школу с радостью»
Срок реализации проекта – сентябрь – май Цель проекта :-развитие интереса у дошкольников к учению как к новому виду деятельности;-формирование осознанной глубокой мотивационной готовности ребят к...
Родителям о речи ребёнка. Что должен знать ребёнок к школе.
Консультация для родителей....
Устный журнал «Скоро в школу: как психологически готовить ребёнка к школе?» (для родителей детей 6-7 лет)
Выработать вместе с родителями способы психологической подготовки ребёнка к школе, способствовать поиску родителямиэффективныхспособов взаимодействия с ребёнком при подготовке его к школе....
Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»
Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: "Готовность речи ребёнка к школе"....
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе "Готовность речи ребёнка к школе"
конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе...
Устный журнал «Скоро в школу: как психологически готовить ребёнка к школе?» (для родителей детей 6-7 лет)
Выработать вместе с родителями способы психологической подготовки ребёнка к школе, способствовать поиску родителями эффективных способов взаимодействия с ребёнком при подготовке его к школе....