Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях
консультация
Обогащение активного и пассивного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи- это задачи которые родители могут решать ежедневно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsyiya_s_roditelyami_obogashcheniya_slovarya.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях»
Всем родителям хочется, чтобы их дети в будущем стали образованными, умными людьми. Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое звукопроизношение даёт возможность детям свободно рассуждать, делать выводы, отражать связи между предметами и явлениями.
Для этого необходима своевременная работа по развитию речи ребенка, а при необходимости, помощь у специалиста - логопеда. Но для того, чтобы добиться положительных результатов, подготовить детей к успешному обучению в школе необходимо создать в семье условия для общего и речевого развития детей.
Помощь родителей обязательна и очень ценна, т.к. именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе "живого", непосредственного общения в быту с ребёнком.
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.
Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение, детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.
Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста.
Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое).
А пока оно ещё целое, его можно срисовать и заштриховать. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом А - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, а второе - красное; одно сладкое, а другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.)
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка выговаривать их. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.
На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты»,
«Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др.
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю»,
«обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Нужно, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее.
Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия:
«готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает.
На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Времена года», «Цветы», «Деревья»,
«Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и обогатят его словарный запас.
Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях
Консультация для родителей«Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях»Главное условие - общение с ребенком и расширение собственного словарного запаса. Ребенок с рождения облад...
Консультация: «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях»
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с...
недельный проект Тема проекта: «Зима спешит к нам в гости» Цель. Создание социальной ситуации развития для ознакомления с признаками зимы, обогащения словарного запаса детей. Задачи. Способствовать формировать у детей знания о времени года «Зима». Р
Тема проекта: «Зима спешит к нам в гости» Дата: 23.11.2020 – 27.11.2020Цель. Создание социальной ситуации развития для ознакомления с признаками зимы, обогащения сло...
Обогащение словарного запаса ребенка в домашних условиях
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте реб...
«Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях».
обогащение словарного запаса детей в домашних условиях...
Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Их цель - сформировать у детей навыки складывать из отдельных час...
Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...